Сейчас имя германского инженера и конструктора Ханса Триппеля полузабыто,в то же время на аукционах любое его творение стоит действительно баснословных денег: а если на шоссе Германии,Австрии ,Франции или США вы видите , например, Trippel Alligator или Amphicar 770 или Marathon Corsaire, - фурор богатому счастливчику за рулем обеспечен!
Ханс Триппель родился в 1908м году, в городе Гросс-Умштадт, в семье бакалейщика, еще в юношеском возрасте он увлёкся механикой, но к сожалению денег для его обучения у родителей не было, так что он постигал азы сам. В возрасте 22х лет он вступает в ряды национал-социалистической партии, а через два года он решил основать свой бизнес, строя автомобили которые могли бы передвигаться по воде. В Дармштадте была куплена бывшая конюшня куда он притащил шасси от DKW F2, через два года, осенью 1934 он наконец испытывает в озере Обервальдхаус свою амфибию Land-Wasser-Zepp (земля-вода Зепп), кузов был изготовлен из алюминиевых листов, а рыбоподобный кузов в хвостовой части находился пропеллер.
В том же году он строит простой "наземный" гоночный автомобиль на базе Adler Trumpf Junior, он переделал кузов и установил на мотор компрессор, на этой машине Триппель одержал победы в шести различных состязаниях. Через год Триппель начинает строить внедорожную амфибию на технической базе того же Adler, но с несущим металлическим водоизмещающим кузовом, а в конце года молодого конструктора вместе с его Land-Wasser-Zepp 3 приглашают во двор рейхсканцелярии, где лично Гитлер проводит осмотр образцов различной техники.
Land-Wasser-Zepp 3
Отцу немецкого народа так понравилась конструкция переднеприводного двухлитрового автомобиля, который мог по земле ехать со скоростью 125км/ч и пересекать водяные препятствия со скоростью в 24км/ч, что велел выдать молодому члену партии 10 000 рейхсмарок, для того, что бы тот мог начать своё дело и выпускать такие водоплавающие автомобили в массовом порядке. Триппель покупает старую скотобойню в Хомбурге, основывает на её территории фирму Trippel-Werke, нанимает 250 человек и начинает работы над новыми проектами амфибий, а уже имеющаяся машина переименовывается в Trippel SG2 "Schwimm & Gelande Wagen 2" (водный и внедорожный автомобиль номер 2). После этой амфибии последовало еще несколько прототипов, в том числе полноприводных, пока наконец в конце 1937 года они не трансформировались в модель SG6 оснащенную полным приводом и 2х литровым моторомAdler.
Trippel SG6
В 1938м году итальянские вооруженные силы заинтересовались в этом автомобиле, и было решено устроить смотры, Ханс Триппель желая продемонстрировать свою технику в лучшем свете предлагает пересечь Средиземное море из Италии до берегов Северной Африки, но он не получает такого разрешения, поэтому максимум что он смог сделать это отплыть с пляжа в Неаполе до острова Капри, а это всего-то 28км. По итальянским военным ничего не скажу, но Вермахт заказал 20 таких машин. В том же году появляется переднприводный SK8 c тем же 2х литровым мотором, но кузов машины был 3х местным и имел спортивные очертания и предназначалась эта машина для частных лиц.
В конце года модель SG6 получает более мощный 2.5л двигатель заимствованный от фирмы Opel, так же на амфибию устанавливают 5 ступенчатую коробку передач, а в салон помещается 16 бойцов, включая водителя, этот вариант называется SG 6 Pionier. Когда началась войны и Германия оккупировала Францию Триппель начинает дёргать за верёвочки своих хороших знакомых — начальника Главного управления СС Готлобба Бергера и рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, что бы ему в распоряжение отдали фабрику принадлежавшую самому Этторе Бугатти. В итоге в середине января 1941 года Trippel-Werke AG получает в своё распоряжение завод Bugatti находящийся в Мольсайме.
На оборудовании принадлежащему когда-то Патрону начинается производство армейских SG6/41, SG6 Pionier и SG6 Kolonialpionier (с изменённой передней частью кузова). Все кузова поставлялись из Германии фирмой Drauz, которая находилась в Хейльбронне. Еще до того, как фирма переехала в Мольсайм было изготовлено и продано 38 дорогих амфибий SG6 Zevil частным клиентам. Уже во время войны в 1942м году появляется еще одна версия SG6 — с закрытым кузовом типа седан, эта машина известна как SG-P.
Во время войны строит несколько прототипов в использованием агрегатов и кузовов фирмы Tatra и в частности от 87й модели, полноприводный SG7 так и остался на стадии прототипа, а в том же 1943м году по заказу Люфтваффе Триппель стоить аэромобиль, который может передвигаться по суше, воде, болоту и снегу (в этом случае на колёса закреплялись лыжи), он был так же построен с использованием агрегатов Tatra 87.
Trippel Kabinenschlitten
В 1944м году завод из Эльзаса переводят в Зульц-Неккар, а в качестве рабочей силы используются военнопленные из близ расположенного лагеря. К концу войны предприятие за всё это время смогло поставить Вермахту по разным данным от 800 до 1000 транспортных средств. Когда было объявлено перемирие Триппель находился в Баварии, пытаясь там отсидеться, но отсидеться ему пришлось чуть позже в буквальном смысле. Американские военные арестовывают Триппеля и передают его французам, которые осуждают капитана SS за преступления против человечности, инженер получает пять лет тюрьмы и штраф в размере 20 000 рейхсмарок.
В 1948м году отсидев три года его отпускают досрочно (видимо за примерное поведение :) ), в декабре 1949 года Триппель проходит процедуру денацификации (это типа искупление грехов), правда ходили слухи, что Триппель просто заплатил судье за такое решение, дело в том, что денацификация позволяла бывшим нацистским деятелям занимать руководящие должности в новом государстве и т.д., на советской части оккупации "искупление грехов" совершалось другими методами. В это время Триппель женится на дочери Троссингера — бывшего Президента Торговой Палаты Штутгарта во времена Третьего Рейха, они познакомились когда вместе коротали срок на зоне. После этого Триппель устраивается конструктором на фирму Chiron-Werke, где проектирует легковую афибию SK9 оснащённую 600 кубовым двигателем фирмы Horex, однако "товарищи откуда надо" посещают Триппеля и напоминают, что по мирному договору Германия не может производить амфибии и он либо должен прекратить работы над "земноводными" либо идти за решётку, Ханс выбирает первый вариант.
Trippel SK9 за рулём Ханс Триппель
Триппель покидает в 1950м году Chiron-Werke и организовывает своё предприятие в Штутгарте, в котором проектирует автомобиль SK10. Техническая составляющая была похожа на SK9, т.е. 600 кубовый мотор но уже от фирмы от Zündapp, который развивал 19л/с. Несущий кузов маленького автомобиля типа купе (изготовленный фирмой Protek) имел интересную особенность — двери открывались по типу крыла чайки, Триппель сумел договориться с кузовной фирмой Böbel о постройке кузовов для этой машины, но произведя всего около 15-20 экземпляров кузовная компания обанкротилась весной 1952 года, а Триппель продаёт патент на "крыло чайки" фирме Daimler Benz AG.
Trippel SK10
В 1952м году Trippel продаёт проект SK10 французам, но т.к. патент на "крылья чайки" уже продан, то машины эти имеют уже обычные двери. Французская фирма SIOP, которая владела компанией Rosengart, основывает новую марку Marathon, которая оснащая кузова от Tripple SK10 850 кубовыми моторами Panhard продаёт свои модели под названием Corsaire и Pirate (велика ли разница, но одна машина была базовой, а вторая её более дорогим вариантом).
Помимо это французы делают кузов не из металла, а из стеклопластика, становясь первыми в своей стране, кто начал делать кузова по новомодной технологии. В 1955м году производство этих машин прекратилось.
Тем временем Триппель построил новое купе, которое назвал Trippel 750. Машина со стеклопластиковым кузовом, и оснащённая 3х цилиндровым двигателем Heinkel мощностью 26 сил, долго не могла найти покупателя на свою конструкцию, потом появилась бельгийская фирма Etablissement Wilford, которая выявила желание изготавливать этот автомобиль, но договор сорвался, потом наконец на Триппеля вышел сын его знакомого норвежца Коль-Ларссена, и хоть проект не сросся, но из этой машины позже выросла марка Troll, о которой я писал в прошлый раз. Наконец в 1957м году Триппель продаёт конструкцию братьям Вайднерам, владельцам фирмы Fahrzeugwerk Weidner OHG, производящей прицепы. Кузова купе, который получил название Condor 70S взялась поставлять фирма Binz GmbH & Co (ныне известная своими каретами скорой помощи на базе Mercedes Benz), технику поставляла фирма Heinkel. 670 кубовый 32х сильный двухтактный трёхцилиндровый мотор агрегатировался с 4х ступенчатой трансмиссией позволял этой маленькой машине разгоняться до 130км/ч. Однако машина ценой в 7500 марок была слишком дорогой и не могла конкурировать с уже появившимися VW Karmann-Ghia Typ 14.
На дворе стоял 1957й год, запрет на производство амфибий и военной техники был снят, Триппель возвращается к милому его сердцу проектированию автомобилей класса "земля-вода-земля" и строит амфибию Alligator с мотором от Austin.
В 1958м году Триппель основывает фирму Eurocar GmbH, а через год на выставке в Женеве показывает новый прототип под названием Eurocar, там его замечает владелец фирмы BMW Харальд Квадт, который соглашается вложить средства на разработку серийного образца амфибии.
Триппель в 1960м году строит новый прототип, который оснащён 1.15л мотором фирмы Triumph, а кузов имеет два высоких задних крыла, что бы вода не забрызгивала мотор находящийся сзади. 4х ступенчатая коробка передач использовалась от Porsche 356 (для водных процедур имелась отдельная двухступенчатая трансмиссия для винтов), подвеска и тормозная система от Mercedes Benz 190 Ponton. В 1961м году на предприятии Deutschen Waggon- und Maschinenfabrik в Берлине-Виттенау начинается производство амфибий под маркой Amphicar, стальные несущие кузова поставлялись для неё из Любека компанией Industrie-Werke Karlsruhe AG, IWK, двери машины имели толстые резиновые уплотнители, которые не пропускали воду, но на всякий случай каждая машина базово оснащалась откачивающим насосом. Однако на тот момент в проекте уже не участвовал Триппель, т.к. его выдворили из него.
схема Amphicar
Квандт решил поставлять машину в южные штаты США, в которых как он считал открытая машина продавалась бы лучше всего, т.к. для Испании, Италии, Греции и прочих курортных стран Европы цена на машину оказалась баснословной. Однако и в США машина не пользовалась особым спросом, т.к. банально была маленькой для такой ценовой рамки, плюс ленивым американцам приходилось после каждой поездки разбирать заднее сидение и смазывать маслёнкой тринадцать точек шасси и агрегатов (шасси, мотор и т.д. всё было выполнено из обычной стали и металла, поэтому подвержено коррозии). Плюс в копилку минусов можно добавить максимальную скорость в 105км/ч, что для начала 60х было уже смехотворным для США.
Amphicar 770 мог развивать в воде скорость до 12 км/ч
заезд на Amphicar в заливе Гамбурга, очевидно фото 60х годов.
Вбухав в проект миллионы дойчмарок и планируя выпускать по 20 000 авто в год Брандт закрывает не прибыльное предприятие в 1963м году, выпустив 3878 экземпляров, на тот момент не распроданных машин накопилось так много, что еще целых пять лет их продавали как новые, к тому же некоторые американские дилеры стали устанавливать на не распроданные автомобили более мощные 1.5л двигатели мощностью 73л/с, что подняло на более высокий уровень скоростные характеристики этих "спортивных" машин, но сами продажи в США остановились в 1967м году, т.к. изменились правила безопасности, и машину с винтами сзади просто напросто запретили продавать, так что остальные машины пришлось спихивать европейцам (в основном спасателями, полицейским и Красному Кресту), что делали до 1968 года, когда был продан последний "земноводный". Кстати с 1964 года стали предлагать и праворульный вариант, переделывая уже имеющиеся машины, и самое интересно, что для этих машин предлагались прицепы-караваны, которые так же могли держаться на воде.
Amphicar 770
Что до старика Триппеля, то в 60е годы он работал консультантом в фирме Jeep, которая хотела вывести свои модели на европейский рынок, но в 1974м году он продолжил заниматься любимым делом, т.е. строить амфибии. В том же году появляется прототип Trippel T-74 заднеприводный гидромобиль с агрегатами фирмы Opel, на следующий год появился его полноприводный вариант Т-75, которые в серию не пошли, в 1977м появляется соответственно Т-77 построенный на агрегатной базе марки Ford, через пять лет этот проект перерос в создание фирмы Rheinauer Maschinen- und Armaturenbau KG Faulhaber & Truttenbach, которая начинает производить в 1985м году амфибии под маркой Amphi-Ranger. Правда и на этот раз Триппель только был автором проекта, а к самому производству не имел уже отношения. Герхард Фаульхабер использует в своих Amphi-Ranger SR2800 (индекс SR означало seewasserresistent, или устойчивый к морской воде, т.к. кузов был сделан из сплава алюминия и магния) моторы и коробки передач от Ford Scorio с мотором 2.8л, машина имевшая 4х ступенчатую трансмиссию в штатном варианте была переднеприводной, но при при задействовании раздатки подключались и задние колёса, и машина становилась полноприводной, что помогало вылезать на берег в труднопроходимых местах. По суше такой автомобиль мог передвигаться со скоростью до 140км/ч, а по водной глади до 15км/ч (8 узлов).
Amphi-Ranger SR2800
В 1986м году 2.8л мотор заменили на новый — 2.9, который как раз появился и на доноре — Ford Scorpio, к нему добавилась и 5ти ступенчатая трансмиссия, правда скоростные характеристики практически не изменились, т.к. из-за новых эконорм 2.9л мотор был "задушен" и выдавал в варианте с катализатором всего 107кВт, что было даже меньше, чем 2.8л собрата. Через 3 года появляется более экономичная версия с 2х литровым двигателем, на этот раз донором для SR2000 послужила Opel Vectra со 100 сильным мотором, обе машины были в производстве до 1995 года. В 1995 их перестали выпускать, т.к. на технику с ценой в почти 100 000 марок было трудно найти клиентуру, за 10 лет было произведено всего 85 автомобилей, из них почти 1/5 ушла в Японию.
И опять вернёмся к Триппелю, в 1989м году ему было уже 81, но не смотря на это он не сидел в свободное время у камина в кресле качалке попивая шнапс, а проводил его в мастерской, где спроектировал машину Aqua-Terra с 2х литровым мотором от Opel, переднеприводная машина была оснащена 3мя гребными винтами, Триппель объездил все выставки со своей машиной в попытках найти заинтересованные лица, которые взялись бы за производство этого проекта, но все тщетно. Тогда через год старик строит полноприводную версию с использованием узлов от Opel Vectra 4x4, управление в воде происходит за счёт поворачивающихся винтов, до этого управление на воде происходило за счёт передних колёс(!), но и на Trippel Aqua-Terra II не нашлось производителя. . . Отец и преданный поклонник амфибий, а так же создатель легендарного "крыла чайки" скончался в 2001м году.
--
Геннадий Орешкин