Недавно специалист из Института космических исследований РАН Максим Литвак заявил, что для проживания на других планетах придется видоизмениться не планетам, а самому человеку. Мы решили пофантазировать вместе с учеными на тему того, как могли бы выглядеть люди, чьи тела приспособлены для жизни, например, на Марсе. А наша художница составила «фоторобот» марсианина. И вот что получилось.
Идее освоения Марса как минимум сто лет. Она не кажется утопичной многим ученым и государственным деятелям. Так, профессор Университета Манчестера Брайан Кокс в прошлом году заявлял: «В какой-то момент мы станем марсианами. Для меня это ясно как день. Ведь нельзя же оставаться на Земле вечно. А Марс — это единственная, помимо Земли, планета, пригодная для жизни».
Глава компании SpaceX Илон Маск анонсировал создание на Марсе города-миллионника и запуск космических «электричек» на Красную планету с Земли, а также делился проектом космического корабля SpaceX — Crew Dragon. Первых людей Маск собирался доставить на Марс к 2025 году. А вот на создание самодостаточного города-миллионника, по его расчетам, понадобится лет сто. Необходимость создания такого мегаполиса Илон Маск объяснял неизбежным апокалипсисом на Земле и даже возможной гибелью нашей планеты. Уже к 2070 году бизнесмен планировал перевести на Марс около миллиона человек.
Российские специалисты тоже не шутя высказывались на эту тему. «Марс — неблагоприятная планета. Там сильная радиация. И человек не способен работать там более года. Значит, по прилете нужно непременно обзавестись подземными жилищами», — комментировал план Илона Маска старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга Владимир Сурдин.
На Марсе нечем дышать — углекислый газ составляет больше 90% атмосферы. Там высокий уровень радиации и очень холодно. Есть и другие непривычные для землян моменты: слабая гравитация, отсутствие магнитного поля. Люди, которые, возможно, там поселятся, должны будут преодолеть и психологическую проблему: выдержать длительную изоляцию, находясь на большом удалении от остального человечества. И это мы еще не упомянули о том, что лететь до Марса нужно около полугода и такой полет можно осуществить только тогда, когда возникает удобное расположение планеты. Заведующий лабораторией нейтронной и гамма-спектроскопии отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН Максим Литвак считает, что терраформировать нужно не планету, а, наоборот, человека «подогнать» под ее условия.
«Нужно затратить колоссальные усилия, чтобы изменить ареал обитания человека. Может быть, гораздо проще "подогнать" самого обитателя под этот ареал? — рассказал в интервью "Науке" Максим Литвак. — Ведь именно так происходит эволюция: живые существа пытаются адаптироваться к тем условиям, которые существуют на планете. Мне сейчас очень трудно вообразить технологии, которые помогут создать инфраструктуру на Марсе — такую, чтобы, оказавшись там, человек не почувствовал бы разницу. А вот с точки зрения адаптации человека под какие-то более жесткие условия, может быть, это займет меньше времени. Мы больше продвинулись в биотехнологиях, чем в технике. Поэтому, может быть, проще в каких-то случаях что-то сделать с самим человеком».
Ученый взялся пофантазировать о внешности будущих «марсиан». По мнению Максима Литвака, у человека на Марсе в ходе адаптации должна измениться система дыхания и это отразится на его лице. А возможно, что функция дыхания пропадет вовсе и вместо нее появится что-то другое. Глаза марсианина, возможно, станут узкими, поскольку нужно будет защищаться от полевых бурь.
«Человеку на Марсе придется научиться не только дышать без кислорода, но и жить в условиях холода. На экваторе можно будет найти места, где будет сезон с температурами выше нуля, но в среднем температура на Марсе существенно ниже нуля. Сейчас люди живут в Антарктике на полярных станциях при жестоких температурах, где бывает и –60 °С, и это такая тренировка к Марсу», — рассказал Максим Литвак. Он предположил, что у «марсиан» в ходе эволюции может даже отрасти шерсть.
Впрочем, главным негативным фактором, с которым предстоит сражаться будущим колонизаторам Красной планеты, станет не холод, а радиация. «Организм человека на Марсе будет сильно поражаться радиацией. С этим можно бороться, только если научишься регенерировать свои клетки. Поражения должны успевать восстанавливаться. Или придется использовать какую-то защиту», — заявил Максим Литвак. Но пока перед человечеством стоит проблема №1: как вообще долететь до Марса. За примерно шесть месяцев полета человек получит радиацию в существенных дозах. Даже космические аппараты его не защитят, считает ученый.
По его мнению, люди на Марсе будут небольших размеров и мозг их «не обязательно будет большим». «Эволюция не сразу вносит какие-то чудовищные изменения, она происходит постепенно, — рассуждает Литвак. — На самом деле ничто не мешает нам нарисовать примерную копию человека, просто у него будут другие функции, незаметные глазу. И Марс совсем необязательно повлияет на его внешность».
Рисовать копию человека было бы скучно, поэтому мы решили вспомнить о других научных (или научно-фантастических) прогнозах того, как может измениться тело человека в марсианских условиях.
О том, что будущим колонистам Марса придется изменить тело и ум, говорил также польский ученый из Университета информационных технологий и менеджмента Конрад Шоцик. Он даже допускал вероятность изменения органов чувств человека с помощью новейших электронных средств и медикаментов, уменьшающих эмоциональные реакции в момент кризиса.
Американские астронавты во время высадки на Луну демонстрировали прыжки и признавались, что ходить по-земному им неудобно. То же самое может произойти с «марсианами». Пониженная гравитация приводит к изменениям в костной структуре, свидетельствуют ученые, наблюдавшие за космонавтами. За два-три года на Марсе кости человека будут «таять» со скоростью 2% в месяц. Если организм попробует адаптироваться, он может начать уплотнять кости и тогда люди превратятся в крепких коротышек.
Палеоантрополог Мэтью Скиннер из Кентского университета посулил «марсианам» удлинение рук: в условиях ослабленной гравитации людям нужно будет заново учиться хватать окружающее предметы, и ради этой задачи кости будут удлиняться. Одновременно уйдет в сторону и большой палец на ноге для придания телу устойчивости. В итоге анатомически люди Марса станут похожими на земных орангутангов.
Дозы радиоактивного облучения на Марсе в шесть раз превышают максимально разрешенные для сотрудников земных ядерных объектов. Радиация повреждает ДНК и вызывает рак. Но некоторые ученые полагают, что человек сможет выработать некоторую защиту с помощью пигмента, так что все «марсиане» станут чернокожими. А может быть, оранжевыми, как морковка. Проверить эти теории не представляется возможным, так как на Земле и в доступном космосе нет похожих на Марс условий и их невозможно воссоздать искусственно.
Как можно добиться необходимых изменений в физиологии человека? Некоторые идеи есть у специалистов NASA. В 2017 году главный технолог НАСА Дуглас Терьер, выступая на конференции в рамках Лондонского саммита инноваций Codex, предложил внести изменения в гены членов экипажа марсианской экспедиции. Но есть одна загвоздка: генное редактирование клеток человека нигде в мире не разрешено.
Мы попросили прокомментировать идею терраформировать человека ради пребывания на Марсе антрополога Елену Годину — доктора биологических наук, профессора, заведующую кафедрой анатомии и биологической антропологии Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, заведующую лабораторией ауксологии человека НИИ и Музея антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова.
«Эволюция — это чрезвычайно длительный процесс, — рассказала нам Елена Година. — Сказать, что появится обросшее шерстью существо с огромной грудной клеткой, я не берусь — мы же не фантасты. С точки зрения антрополога совершенно ясно, что в течение неких энных поколений завоевания Марса и других планет человек должен жить в искусственных условиях обитания, иначе он погибнет. Можно даже предположить, что некая марсианская популяция будет как-то меняться хотя бы в силу своей изолированности.
Но как можно «подогнать» человека под Марс? С помощью генной инженерии? А мы этого хотим? Да и не можем пока. На эту адаптацию, если предположить, что она вообще возможна, уйдет много поколений, и должен быть обширный материал для отбора — биоразнообразие
На сегодняшний день единственное, к чему можно обратиться для понимания возможных изменений, — это опыт космических полетов. Да, в условиях длительного космического полета и отсутствия гравитации космонавты чуть подрастали. Да, определенные физиологические изменения происходили. Но к эволюции человека на других планетах это имеет мало отношения».
Увы, надежды на эволюцию человека на других планетах пока нет. Придется все-таки надеяться на развитие технологий, которые позволят будущим колонизаторам Марса существовать в искусственно созданной среде и защитят их от разрушительной атмосферы жестокой Красной планеты.
Текст: Евгения Александрова
Иллюстрации: канал «Наука»