На днях в Общественной палате РФ состоится научно-практическая конференция «Великая Отечественная война – народная Победа, изменившая мир». В работе Форума, организованного Фондом исторической перспективы, примут участие известные российские историки, политологи, публицисты
Форум проводится в рамках проекта «"Сим победиши!" Российское общество и армия в моменты испытаний», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Бесспорно, что мобилизация всех оборонных, материально-технических ресурсов страны, подлинно братское единение советских народов, сосредоточение экономических, административно-управленческих и военных функций в Государственном комитете обороны во главе с И.В. Сталиным обеспечили Великую Победу.
В то же время, ряд внешнеполитических факторов, весьма благоприятных для СССР, пока остаются, скажем так, на втором плане в историографии Великой Отечественной и, в целом, Второй мировой войны. Советско-иракские отношения в тот период – в числе малоисследованных тем. Хотя иракский фактор имел едва ли не стратегическую значимость в ограждении Ближнего Востока от держав Оси - как и в предотвращении участия Турции в войне на стороне Германии и её союзников.
Известно, что в годы Великой отечественной Трансиранский железнодорожно-автомобильный коридор, прозванный «Мостом Победы» - с выходами в Азербайджанскую, Армянскую и Туркменскую ССР - обеспечил минимум треть объема союзнических поставок – ленд-лизовских и гуманитарных – в СССР с осени 1941-го до весны 1945-го включительно (подробнее см. https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/most_pobedy_2011-08-31.htm ).
А в этих поставках, как и в их транзите участвовал и Ирак. Разумеется, что основной объем грузов поступал в тот коридор из США, Великобритании, её доминионов (включая Южноафриканский союз), Бельгийского Конго, Либерии, Британской Восточной Африки, Французской Западной и Экваториальной Африки...
По воспоминаниям предсовнаркома Армянской ССР (в 1937-43 гг.) Арама Пирузяна, в августе 1941 года было решено «оперативно организовать базу приема грузов от союзников в приграничной с Ираном Джульфе (Нахичеванская АССР), связанной железной дорогой с Ираном и его портами». Точнее,: «поставки прибывали сперва в Персидский залив. Так, американские «Студебекеры» собирали из машинокомплектов в иранских Хорремшехре, Бендершахпуре, Андимеште, в соседней иракской Басре. Затем автомобили загружались боеприпасами, продовольствием, горюче-смазочными материалами, запчастями, другими товарами и уже своим ходом отправлялись через Тегеран – Тебриз – иранскую Джульфу. А оттуда автоколонны шли через Аракс на советскую сторону Джульфы. Поставки шли через Иран и по железной дороге, автотрассам. Грузы через Иран направлялись также по Каспию в Астару, Ленкорань, Баку, Красноводск».
Как отметил в марте 1948 г. иракский премьер (в 20-50-х с мини-перерывами) Нури Саид на переговорах в Багдаде с главой британского МИДа Э. Бевиным, «трансиранский коридор, в котором участвовал порт Басры, был уникальным проектом союзников. Сыгравшим неоценимую роль во взаимодействии между ними, как и в сдерживании военных планов Германии и Турции в регионе и в отношении СССР». Кстати, Нури Саид, в середине января 1943-го заявил в национальном парламенте, что «исход Сталинградского сражения предрешен тщательно спланированными действиями русских войск и их самоотверженностью. Сталинградская победа способна радикально поколебать позиции войск «оси» на всех фронтах мировой войны».
16 января 1943-го – в канун разгрома Паулюса – Багдад вступил в войну против Германии, Италии и Японии. А 9 сентября 1944 г. были установлены советско-иракские дипломатические отношения.
Характерно и то, что Нури Саид в июле 1944-го распорядился перевезти через соседний Иран в СССР до 60% от общего числа речных судов, поставленных Ираку из США в 1942-43 гг. До 25% процентов объема пшеницы, ввезенной на льготных условиях в Ирак в первом полугодии-44 из Канады и Австралии, иракские власти попросили переправить в СССР, где, по их мнению, в связи с войной обострена проблема продовольственного снабжения. Переправка была осуществлена по трансиранскому коридору в конце 1944г. - начале 1945 г.
Ирак с 1919 года являлся протекторатом Лондона, хотя с 1932-го считался формально независимым королевством (где стала править Хашимитская династия). Но здесь оставались 5 крупных британских военных баз. А контролируемая Лондоном добыча иракской нефти, начавшись в 1922-м, быстро увеличивалась: до 70% ее объема уходило в Великобританию и ее доминионы.
Премьером страны уже в начале 1920-х стал иракский интеллектуал Нури Саид (1887-1958), получивший элитное высшее образование в османской Турции, затем в Великобритании. Он был проводником британских интересов в столь обширном регионе – с одной стороны. Но с другой - влиятельной политической фигурой в регионе уже потому, что обширный, да еще нефтеносный Ирак, подчеркнем, был до конца 40-х включительно одним из немногих независимых государств в том же обширном регионе. Именно эта - вторая «часть» роли Ирака и лично Н. Саида стала всё более весомой с начала 1940-х.
В связи с чем, нелишне напомнить, что в канун нападения фашистских агрессоров на СССР они планировали захватить все крупные нефтяные месторождения в Ираке, до 80% которых де-юре или де-факто принадлежало (до начала 60-х) «Бритиш петролеум». Но будущие союзники СССР смогли защитить эти закрома и, тем самым, месяца на полтора было задержано фашистское вторжение в Советский Союз.
Если подробнее, германская агентура смогла привести к власти в Ираке 31 марта 1941 г. правительство генерала Рашида Гайлани, сразу выступившего за полный уход британцев из страны и блокировавшего всю британскую собственность, в т.ч. британские военные базы в стране. А в конце апреля начались консультации о передаче в концессию германским (и частично итальянским) компаниям крупных, притом бездействующих с середины апреля-41 британских нефтескважин в центральном и южном Ираке. Планировался последующий экспорт тамошнего сырья через соседние Турцию и французскую Сирию (в июле 1940 г. – апреле 1941 гг.- протекторат, наряду с Ливаном, прогерманского режима Виши) в Германию и Италию.
Уже в апреле начались и стали быстро расти поставки Багдаду германского и итальянского вооружения через Турцию и «вишистскую» Сирию, прибывали в Багдад военные советники из третьего рейха.
Британские войска в тот период терпели поражения в Югославии и Греции, но Лондон, похоже, намеренно «уходил» с Балкан ввиду неизбежности военной операции в нефтеносном Ираке. Тем более, что тогда же планировались германо-итальянские военные десанты на британские скважины в Ираке через «вишистскую» Сирию.
Тем временем, 2 мая британские войска (вскоре к ним присоединились части деголлевской «Сражающейся Франции», устранившей вишистскую власть в Сирии и Ливане) начали военные действия против иракской армии. К 15 мая они взяли Багдад, а режим Гайлани был свергнут к 30 мая 1941 г. Уже в первой декаде июня 1941-го возобновились поставки иракской нефти в Великобританию и ее доминионы.
Так что угроза германского захвата иракской нефти была устранена фактически в канун Великой Отечественной, а упомянутые события её несколько отсрочили. Генерал А. Уэйвэлл, командующий британскими и деголлевскими войсками на Ближнем и Среднем Востоке (в 1940-41 гг.), полагал, что германско-итальянский захват нефти Ирака «ускорил бы военный союз Оси с Турцией и вполне мог привести к их совместному сильному удару по СССР с юга уже в 1941-м. А положение и снабжение союзных войск в регионе резко бы усложнилось».
В беседе с советским послом в Ираке (в 1944-1949 гг.) Григорием Зайцевым в конце мая 1947 г. Нури Саид отметил, что «экономическое и политическое участие Ирака в мировой войне, надеюсь, не будет забыто союзниками». В ответ советский посол заявил, что «в СССР считают весьма важным участие Ираком в антифашистской коалиции. В том числе, в работе Трансиранского коридора и предотвращении прорыва агрессоров на Ближний Восток, к его нефтяным запасам и портам».
Такова, словом, диспозиция советско-иракских отношений в военные годы и, в общем-то, забытого вклада Ирака в победу СССР и, в целом, антифашистской коалиции. Хочется надеяться, что ближневосточный фактор будет подробно исследоваться и освещаться в ходе конференций, организуемых и Фондом исторической перспективы по проблематике Великой отечественной и, в целом, Второй мировой войны.
Алексей Балиев
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON