Президент России Владимир Путин, говоря о ведущейся против нашей страны непрерывной информационной войне, назвал правду самым острым оружием "против лжи и пропитанной этой ложью пропаганды". Президент России поручил разработать механизмы популяризации в молодежной среде современных научных знаний, прежде всего связанных с историей России. На закрытой части встречи с военкорами Владимир Путин акцентировал внимание на том, что именно средства массовой информации помогли выстроить единство российского общества. Поддерживая линию Президента, эксперты «ЭкоГрада» побеседовали с учеными – исследователями специфики современной информационной войны, авторами многих статей и недавно вышедшей книги «PR-деятельность силовых структур западных стран в контексте реализации концепции стратегической коммуникации» Владимиром Газетовым и Вадимом Хоменко.
Для справки: на протяжении многих лет Газетов В.И. и Хоменко В.И. осуществляли подготовку военных журналистов для Вооруженных сил РФ и армий ряда зарубежных стран в одном из престижных высших военных учебных заведений России. Их публикации можно видеть на страницах Военно-промышленного курьера, Независимого военного обозрения, Национальной обороны, Проблем безопасности и других изданий. Авторы - обладатели золотых медалей Победителей XVI Всероссийского конкурса СМИ «Патриот России» в номинации «Служу Отечеству!». За вклад в развитие военной журналистики в условиях информационной войны удостоены ведомственных наград Минобороны РФ. Сегодня Почетный работник высшего профессионального образования профессор В.И. Газетов и Заслуженный работник вышей школы РФ профессор Хоменко преподают на кафедре рекламы и связей с общественностью в московском вузе.
Корреспондент: Тема книги требует серьезного профессионального подхода. Не каждый автор способен ее осилить. Расскажите немного о себе?
Владимир Газетов: Начинал переводчиком, но манила к себе журналистика, готовил радиопередачи для иновещания, защитил диссертацию о западноевропейской прессе, член Союза журналистов Москвы и Союза писателей РФ.
Вадим Хоменко: после получения высшего военного образования - восемь лет напряженной службы вдали от Родины. Потом адъюнктура, защита диссертации, работа на командных должностях и преподавательская деятельность. Всегда увлекался психологией, а именно психологическими аспектами манипулирования массовым сознанием. Это одна из моих зон ответственности в нашем творческом дуэте.
Авторами издания предпринята первая в отечественной литературе попытка системно обобщить, проанализировать и осмыслить гигантский объем информации о деятельности PR-подразделений вооруженных сил США, Канады, стран-членов НАТО, Израиля и даже некоторых якобы нейтральных государств.
Казалось бы, начинает интервью корреспондент журнала «ЭкоГрад» Натали Якобсон, чем может быть интересен армейский PR многочисленной армии гражданских специалистов - PR-менеджеров, пресс-секретарей, спичрайтеров, event-менеджеров, копирайтеров и многих других PR-специалистов, а также специалистов в области рекламы?
Владимир Газетов: Обращение к избранной теме обусловлено, в первую очередь, лидирующими позициями в изучении и использовании информационно-коммуникационных технологий, занимаемыми отнюдь не гражданскими специалистами, а их коллегами, задействованными в научных структурах оборонных ведомств развитых стран. Ведь именно в военных кругах США около десятилетия назад возник, окреп и инфлюэнтно распространился широко используемый военными, дипломатами, журналистами, бизнесменами, менеджерами, рекламистами, маркетологами и многими другими коммуникаторами модный ныне термин - стратегическая коммуникация (strategic communication). Отмечаются даже случаи использования этого термина вместо привычных "связей с общественностью". Именно этим, кстати, и объясняется наличие в издании значительного количества примеров, почерпнутых из зарубежных военных источников.
Корреспондент: Что конкретно это означает?
Вадим Хоменко: Руководство НАТО определяет стратегическую коммуникацию как "скоординированное и надлежащее использование коммуникационных мероприятий и возможностей НАТО", а целью такого "надлежащего" информационного воздействия альянса должно стать размывание, разрушение и последующее полное уничтожение идейно-нравственных и системообразующих основ государств, подготавливаемых Западом к смене режима. Вспоминаются слова Наполеона Бонапарта, совершившего стремительную эволюцию в сторону осознания важности и значения того, что позднее назовут связями с общественностью, для достижения военной победы над противником. От слов о том, что «четыре враждебных газеты страшнее тысячи штыков», до чистосердечного признания: «Я боюсь трех газет больше, чем сто тысяч штыков».
Корреспондент: Гражданские специалисты в области связей с общественностью теряются на фоне своих армейских коллег?
Владимир Газетов: За рубежом приветствуется создание научных центров, в которых наряду с военными трудятся и гражданские специалисты. Для использования всего арсенала конкретных методов и технологий воздействия на сознание людей с целью победы в информационно-психологической войне и поддержания позитивного имиджа своей страны требуется значительное количество специалистов в области PR-технологий, имиджмейкинга, брендинга, межкультурной коммуникации, репутационного менеджмента, спиндокторинга (политическое манипулирование посредством массмедиа).
Вадим Хоменко: В рамках термина стратегическая коммуникация, создавая на практике поистине синергетический эффект, соединились информационно-психологические операции, PR и публичная дипломатия (public diplomacy). Под последней понимается один из способов влияния на мнение и поведение населения зарубежных стран, основанный на привлечении к активной пропагандистской деятельности "золотого фонда" гибридной войны – ушедших на пенсию или в отставку знаменитых политиков, дипломатов, военных, экономистов, деятелей культуры в качестве так называемых инфлюенсеров (лидеров мнений), своим высоким социальным статусом способных оказать широкое влияние на общественное мнение за счет личного авторитета. К их числу относят бывших руководителей государств, хорошо известных в недалеком прошлом видных государственных, политических, военных и общественных деятелей, парламентариев, министров, популярные СМИ и их самых именитых сотрудников. В США позитивно оценивается масштабное создание личных страничек в социальных сетях официальными лицами правительства. Открытые аккаунты президента США, его пресс-секретаря, сотрудников Белого дома, Госдепартамента, Пентагона, конгрессменов и других представителей политического истеблишмента позволяют широко транслировать консолидированную точку зрения даже в страны с закрытыми коммуникационными режимами. Любопытно, что число подписчиков на персонифицированные странички официальных лиц в сети на порядки превышает число подписчиков на сайты правительства США.
Так ковалось эффективное оружие современной гибридной войны, которое действенно использовалось и используется США и странами НАТО в участившихся военных конфликтах, именуемых, как правило, "миротворческими" или "антитеррористическими" операциями и направленных на смену нежелательных режимов в странах-мишенях.
Корреспондент: И всё же. Чем отвечают гражданские PR- специалисты на успехи военных пропагандистов?
Владимир Газетов: В то время, когда гражданские специалисты в сфере PR вели досужие споры об этических проблемах соотношения пропаганды и связей с общественностью, когда известный теолог-проповедник, специалист по коммуникациям профессор Утрехтского университета Энн ван дер Мейдэн витиевато разъяснял, что нельзя сказать, что связи с общественностью не имеют ничего общего с пропагандой, также как пропагандист не может утверждать, что время от времени не использует методы связей с общественностью, когда некоторые российские специалисты высказывали весьма смелые, как им казалось, предположения о том, что у PR больше права, чем у любой другой общественной дисциплины называть себя «новой пропагандой», их военные коллеги за рубежом разрабатывали новейшие технологии виртуозного манипулирования массовым сознанием. Иными словами, на стальной кулак натягивалась замшевая перчатка. Притом делалось это столь изящно, что западные парламенты были вынуждены запретить применение способов и методов информационно-психологического воздействия в отношении граждан не только собственных стран, но и дружественных им государств.
Вадим Хоменко: В книге приводятся конкретные примеры серьезного нарушения национального законодательства, выражающиеся в использовании средств и методов информационного воздействия в отношении именно собственного населения в Великобритании, США, Норвегии и даже Швеции, где число сторонников вступления в НАТО, ранее составлявшее около 10% всего населения страны, под воздействием русофобских пропагандистских акций, обнаружило явную тенденцию роста.
От внимания авторов не укрылось стремление архитекторов стратегической коммуникации всячески скрыть от общественности подрывную суть их деятельности, спрятав её за невыразительными, ничего не говорящими обывателю неприметными и безликими названиями. Да и сам термин стратегическая коммуникация выглядит предельно индифферентным и не вызывает никаких негативных ассоциаций. Впрочем, как и термин публичная дипломатия, казалось бы занявший место рядом с не вызывающими сомнений терминами народная дипломатия и открытая дипломатия. Разумеется, и термин психологическая война (PSYWAR) не мог долго просуществовать, и был заменен на более корректный психологические операции (PsyOp). Но и это показалось чрезмерным и вскоре психологические операции были переименованы в операции военной информационной поддержки (MISO). Однако и этот термин продержался недолго. Он вызвал сильнейшее раздражение англосаксонских спецпропагандистов из-за совпадения аббревиатуры с названием дешевого супа из японского фастфуда.
Корреспондент: Не соответствует ли это принятому у нас понятию "черный PR"?
Владимир Газетов: Любопытно, что практика манипулирования массовым сознанием с использованием самых современных технологий отрабатывалась за рубежом, а название "черный PR" появилось всё же у нас и означает деятельность по устранению конкурента путем разрушения имиджа компании, политического руководства, государства. Это весьма досадно, ибо крайне негативное определение PR бросает тень на нужную, добрую и вполне гуманную профессию связей с общественностью, компрометирует специалистов этой сферы. За рубежом, кстати, термин "черный PR" имеет противоположный смысл, подразумевая PR, продвигающий афроамериканских акторов.
Корреспондент: Не чувствуют ли себя западные штатские PR-щики отодвинутыми на второе место? Не ощущают ли они дискомфорт от такого положения?
Вадим Хоменко: Командование НАТО для повышения эффективности взаимодействия с должностными лицами местных органов власти в зоне современных военных конфликтов, а также налаживания контактов с гражданским обществом и другими невоенными партнерами широко использует практику приглашения гражданских PR-специалистов, призванных укреплять отношения с населением, с обычными жителями. Гражданский персонал подразделений связей с общественностью направляет свои усилия не на вооруженные силы противостоящей стороны, а на более широкие слои народа путем налаживания сотрудничества с гражданскими СМИ, работе в новых медиа для развития отношений с местным населением. Иными словами, сотрудники связей с общественностью действуют плечом к плечу со своими военными коллегами, но имеют собственный сегмент приложения усилий, свою зону ответственности в совместном решении главной информационно-психологической задачи стратегической пропаганды – распространении влияния (Influence Activity) на избранные целевые аудитории в кризисном регионе с целью формирования требуемой линии их поведения.
Корреспондент: Чему уделяется особое внимание в вашей книге?
Владимир Газетов: Формы, методы, приемы, способы деятельности стратегических коммуникаторов из PR–служб именно силовых структур западных государств по обеспечению информационного доминирования над странами-конкурентами - предмет нашего пристального внимания. Ведь, будучи отработанным и проверенным в военно-полевых условиях, часто в достаточно стрессовых ситуациях весь этот арсенал средств информационно-психологического воздействия после определенного видоизменения вполне может быть использован и в обычной жизни.
Стратегической целью информационно-психологических атак является формирование у целевых объектов воздействия заданного алгоритма поведения. Поэтому в книге раскрываются секреты различных технологий, позволяющих успешно решать поставленные командованием НАТО задачи. В частности, на конкретных примерах показана практика, именуемая в военных кругах коллективного Запада Key Leader Engagement (KLE), что указывает на стремление влиять на население не напрямую, а косвенно, через ключевых лиц общества. К ним относятся деревенские старейшины, вожди племен или кланов, муллы, директора школ, полицейские начальники. Именно они представляют особый интерес своими связями с массами и встроенностью в местную властную и социальную структуру. KLE-технология предполагает налаживание с помощью PsyOp взаимодействия с влиятельными политическими, военными, племенными и религиозными лидерами. На каждого из них создается досье. Или, как здесь его называют, психологический профиль. В него заносят сведения об интересах объекта воздействия, членах семьи, участии в ассоциациях и объединениях, социальном статусе, вредных привычках, контактах и связях с другими важными персонами, зависимости от третьих лиц.
PR-службы вооруженных сил западноевропейских стран-членов НАТО, США, Канады, Израиля и ряда других государств действуют в направлении формирования позитивного имиджа военнослужащих и ВС в глазах национальной и международной общественности путём создания количественного и качественного превосходства официальной точки зрения в СМИ в целях внедрения в массовое сознание стойких ассоциаций, схем и стереотипов, соответствующих стратегическим планам организаторов информационно-пропагандистских кампаний, призванных обеспечить общественную поддержку их агрессивных устремлений.
При написании данной книги авторы исходили из понимания целесообразности изучения концепции стратегической коммуникации как важнейшего компонента «мягкой силы», направленной на решение задачи информационного обеспечения внешней политики коллективного Запада. Авторы также убеждены в том, что в эпоху цифровизации в контексте стратегической коммуникации необходимо овладение передовыми инновационными информационно-коммуникационными технологиями и освоение всего спектра инструментария новых медиа.
Натали Якобсон
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON