Он любил Чистые пруды, где рядом на улице Чаплыгина был дом, где родился..И можно было спуститься по бульварам - а там впадает Яуза в реку Москва,- зажмуриться и представить море, необъятное и любимое. Но завершалась такая прогулка , как правило, в "высотке" на Котельнической - там знакомых было не меньше, чем в его родном на Черняховского "актерском" доме!
Кумир миллионов сам стирал носки и варил борщ.
Его даже похоронили в чужой могиле... Великий актер, кумир 60-х и 70-х, снявшийся более чем в 150 фильмах, оказался совершенно забытым, не ставший Героем Советского Союза по собственной лихости - Георгий Александрович ЮМАТОВ. Принято считать, что вроде родной всем и такой простой Жора Юматов, как его запросто величали, происходил из простой семьи - почему-то этот очень глубокий человек казался всем и каждому простым, едва ли не в любой пивнушке на углу с таким можно дернуть "ерша"! Наверное, из-за вот такой "уверенности" и перекочевало в отдельные справочники , мол, коренной москвич из простой рабочей семьи. Это простой запросто ,глянув на обложку, усмехался "Шопенгауэр - мрачно!"- происходил он из самой что ни на есть интеллигентной семьи, и старшие братья - тоже участвовавшие в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня, один тоже во флоте,но в Заполярье ,- выбрали научную карьеру,но Юматовых прославил все же младшенький Георгий ,с детства грезивший морем,которого не видел! Чтобы исполнить свою мечту парень приложил максимум своих сил: стал круглым отличником, увлёкся боксом, атлетикой и даже верховой ездой.
В военном сорок первом он был зачислен в военно-морскую школу, а уже в 1942 году Георгий Юматов пошел служить юнгой на торпедных катерах в составе частей Азовской и Дунайских флотилий, принимал участие в штурме Измаила, во взятии Бухареста, Будапешта, Вены, где и встретил победу в мае 1945 года.За годы войны Юматов мог много раз погибнуть, но ему везло. В одном из боёв корабельная дворняга, пригретая Юматовым, испугавшись обстрела, прыгнула за борт, он бросился за ней, и в этот момент в торпедный катер прямой наводкой попал вражеский снаряд. Почти вся команда погибла, а Юматов вместе с дворнягой остались живы. Всего за три года войны он несколько раз был ранен, контужен, дважды тонул и обморозил руки.
В мае 1945 года Юматов вернулся в Москву, преисполненный самых радужных надежд. Впереди 19-летнего фронтовика ждала мирная жизнь и надежда на счастливое будущее. Стоит отметить, что никаких мыслей о творческой карьере у Юматова не было. Начало творческой карьеры произошло в жизни Юматова случайно.В один из дней 1946 года вместе с другом Юматов пришёл на просмотр трофейного фильма в Театр киноактёра. За неимением гражданской одежды, одет он был в матросскую форму, на которой сверкали его награды. Не заметить его было просто невозможно. Поэтому, когда они с другом вошли в буфет, большинство посетителей разглядывали красивого моряка.
Между тем, не успели друзья сесть за один из столиков, как к ним подошёл официант, наклонился к Юматову и прошептал ему на ухо:
- Вас просит подойти к своему столику Григорий Александров.
- А кто это такой? - удивился Юматов, повергнув официанта в изумление.
- Это же знаменитый режиссёр! - с большим удивлением сказал официант. - Он снял "Весёлых ребят", "Цирк", "Волгу-Волгу"! Вы что, не слышали про такого?
- Ах, этот, - вспомнил Юматов, однако вставать не торопился. - А чего он хочет?
- Этого я не знаю. Но он очень просил вас подойти. Вон он сидит за крайним столиком вместе с Любовью Петровной Орловой. Её-то вы должны знать! - И официант удалился от их столика.
Юматов не стал искушать судьбу и к столику знаменитого режиссёра всё-таки подошёл. Как оказалось, Александров обратил на него внимание с первых же минут его появления в буфете и решил пригласить на съёмки своего фильма "Весна". Юматов приглашение режиссёра принял.
В этой картине Юматову досталась совсем маленькая роль - помощника гримёра. Эпизод с его участием длился всего лишь несколько секунд: герой Юматова подходил к креслу, где сидела Орлова, говорил: "Разрешите", - и стягивал белой повязкой волосы на её голове, чтобы не мешали гримировать. Вот и всё. Однако именно с этого эпизода и начался путь Георгия Юматова в кино.
А потом была "Молодая гвардия" : тот же Александров в 1947 году привёл Юматова во ВГИК, на курс, который набирал Сергей Герасимов. Однако, мэтр советского кино, прослушав Юматова, сыгравшего к тому же в эпизодах "Иван Грозного" и "Рядового Александра Матросова", заявил, что тот настолько талантлив, что мало нуждается в дополнительном обучении, и лично отвёл его в Театр киноактёра. Вчерашнего матроса тут же ввели на одну из ролей в спектакль "Дети Ванюшина".Герасимов сначала намеревался в "Молодой гвардии" предложить роль Тюленева, но в итоге Юматов сыграл Анатолия Макарова. А еще на съемках познакомился с очаровательной Музой Крепкогорской! Сталинская стипендиатка и уже игравшая во МХАТе Муза не скрывала обиды всю жизнь: "Меня на Любку Шевцову утвердили! Инка Макарова об этом узнала и быстренько переспала с Герасимовым. Поэтому-то она, а не я, и сыграла Любку. А эта проклятая Вырикова-предательница загубила всю мою карьеру!Мне бы премию дали,роли", - ее ролью стала жена Юматова, который только вне дома был кумиром миллионов и желанным ,но недоступным мужчиной для многих женщин. "Знаешь, вот мне всю жизнь нравились такие худенькие интеллигентки в очках!" Тогда в конце 40-х Муза была невероятно остроумная, общительная, образованная и при этом беленькая, как ангелочек. Юматов только много лет спустя узнал, что на самом деле Муза - брюнетка, почти цыганка и всю жизнь травит волосы. А тогда...
Он был влюблен и ходил за ней как хвостик, а она тут же окрестила Жору Жоржем и великодушно позволяла себя любить.На съемках "Молодой гвардии" сыграли много свадеб. Самая шумная и веселая, хоть и самая бедная, была у Юматова и Музы Крепкогорской. Он перебрался в коммуналку к теще на Страстной бульвар, где посередине комнаты стоял рояль - отец Музы Виктор Крепкогорский был аккомпаниатором Шаляпина, играл на всех инструментах. Его жена - Лидия Ивановна - потомственная дворянка (и сей факт "простому рабочему пареньку Жорж в тельняшке" объясняли не раз), совсем юной девушкой сбежала в чем мать родила в Москву. Ее отец, Иван Грачев, изменил своему сословию и стал врачом, лечил рабочих фабриканта Морозова. У Лиды было все - огромный дом, гувернантки, прекрасное домашнее образование и блестящие перспективы на будущее - но в 16 лет у нее умерла мать, и отец тут же женился на ее лучшей подруге.
Уже в Москве она познакомилась с немолодым музыкантом Крепкогорским и одного за другим подарила ему трех детей. Первой была Муза. Вторая дочка родилась очень больной, и хотя ее выхаживали несколько лет, малышка все равно умерла. Третьим появился Валера, который в дальнейшем сделал успешную дипломатическую карьеру, даже при приобретении кооператива на Черняховского приехал и передал Георгию деньги на третью комнату для Лидии Ивановны, настаивая, чтобы тот взял.
А еще Лидия Ивановна ,только пересекшись в МГУ с профессором Юматовым - старшим братом зятя узнала про "пролетарское происхождение"!
На съёмках "Героев Шипки" карьера Юматова едва не оборвалась. В одном из эпизодов рядом с актёром должен был прогреметь взрыв. Для этого пиротехники спрятали мину в ямку и присыпали её землей, а потом забыли это место и уложили актёра прямо на мину. Когда Юматов сообразил, на чём он лежит, камера уже заработала, и началась съёмка. Часы отсчитывали последние секунды перед взрывом, а вскочить актёр так и не решился - боялся испортить кадр. Так он и пролежал, мысленно уже распрощавшись с жизнью. Однако мина не взорвалась. Почему - никто из пиротехников объяснить не смог.
Всесоюзная слава пришла к Юматову в 1956 году, когда на экраны страны вышли сразу два фильма, где он сыграл главные роли: "Разные судьбы" режиссёра Леонида Лукова и "Они были первыми" режиссёра Юрия Егорова.Маленькая роль "графа" в фильме Л.Лукова "Две жизни" в 1961 году. Смешной, чудаковатый солдатик, лузгающий семечки и больше всего боящийся, "как бы не обмишуриться". Сразу же, как скинули царя, записался во все партии - и кадет, и меньшевик, и анархист... И, наконец, сложная роль - Николай Хромов в "Порожнем рейсе" в 1962 году. Неожиданная для Юматова. И потому сыгранная "на нерве". Да, жулик, да, любит урвать для себя, но и тут никакой однозначности: в минуту опасности этот "отрицательный" человек спасает жизнь журналисту, который везёт "материал" на него, Хромова... И в этих неожиданных поворотах для Юматова притягательность и радостное удовлетворение своей профессией".
Ещё после "Жестокости" опытный актёр Олег Ефремов сделал любопытный вывод о том, что Юматову по силам сыграть даже "блатного". С этим выводом полностью согласился режиссёр Леонид Луков, который прекрасно знал Юматова с конца 1940-х годов (тот снялся у него в нескольких картинах: "Рядовой Александр Матросов", "Разные судьбы", "Две жизни"). В 1963 году Луков задумал снимать фильм по киноповести Юрия Германа "Верьте мне, люди" и на главную роль - Алексея Лапина - пригласил Юматова. Тот согласился. Съёмки должны были начаться летом того же года, но они внезапно сорвались из-за трагедии - в апреле скончался Луков. После этого работу над фильмом "заморозили" на неопределённое время.Прошло около года, и руководство киностудии имени Горького вновь решило вернуться к этой картине и назначило новых режиссёров: Илью Турина и Владимира Беренштейна. На главную роль был утверждён всё тот же Юматов. Однако у него особого желания сниматься в подобном фильме уже не было. Перед Луковым он преклонялся, а новых режиссёров практически не знал, и накануне важных съёмок сорвал работу над картиной. С роли его немедленно сняли, и она досталась Кириллу Лаврову. Фильм "Верьте мне, люди" вышел на экраны страны в 1965 года и стал фаворитом проката. И настал страшный момент творческой биографии Юматова - роль красноармейца Сухова в "Белом солнце пустыни", которую он не сыграл! Кинокритики не раз подсчитывали, сколько ролей Юматов потерял из-за своего пьянства. На роль красноармейца Сухова в "Белом солнце пустыни "Мотыль никого, кроме Жоры, больше не пробовал. "Если запьешь - сниматься не будешь", - сразу же предупредил режиссер.А тут перед самыми съемками пришла ужасная новость: погиб режиссер Курихин, Жора снимался у него в картине "Не забудьте: станция Луговая". Ехал на новой машине с семьей в Прибалтику и заснул за рулем... Георгий Александрович был потрясен - эту самую машину он сам помогал ему покупать. Так бы очередь Курихина подошла через несколько лет, а Юматов "посветил" лицом, и тому продали. Юматов помчался в Ленинград. Держался на похоронах, на поминках. А вечером к нему в номер ввалился его "друг", Александр Суснин, с водкой и кучей приятелей:"Если бы не ты, Курихин был бы жив", - наливая стакан, бросил Суснин. И Юматов, и так клявший себя за эту смерть, не выдержал, развязал.
Утром его увидел помощник режиссера и тут же доложил Мотылю. "Договор был? Был. Так что извини", - после этих слов Юматов ушел в "крутое пике". Юматов бил морду Суснину - а Мотыль сидел вместе с новым Суховым, Анатолием Кузнецовым, в летнем кинотеатре и смотрел юматовские пробы. Фуражка, лихо заломленная на затылке, бодрая походка, лукавый взгляд - Сухов собственной персоной, оставалось все это только повторить.Срочно вызвали Музу : у Юматова не было ни копейки,на одномэтаже заложены часы,на другом паспорт,где-то костюм и шляпа! Муза вертела своим Жоржем как хотела. Только она могла заставить Жору закодироваться или, наоборот, если ей это было выгодно, - спровоцировать его запой. В такие минуты она хлопала дверью и убегала на очередное свидание. Что поделать - и у нее, и у него все время были какие-то увлечения на стороне. Жора мечтал о детях, а Муза считала себя незаслуженно забытой и обиженной и все время ждала, что ей наконец предложат большую роль. Поэтому и не хотела рожать ребенка, постоянно делала аборты. Все переживала - вдруг позовут, а она окажется беременной?
Муза снова "залетела", Юматов уехал на очередные съемки. И через общих друзей узнал, что вроде бы его жену хотят пригласить на хорошую роль. "Она уже на 4-м месяце, неужели снова аборт?!" - с ужасом подумал Жора и прилетел в Москву. Прибежал домой - никого нет, позвонил в Театр киноактера, где Муза играла, - тоже нет. Одна из подруг призналась, что Муза пошла на дом к какому-то врачу. "Куда? Адрес!" - через полчаса он уже ворвался в чужую квартиру. Муза лежала на столе, а на полу, в железном тазике - уже вполне сформировавшиеся ручки и ножки - все, что осталось от их ребенка. Он опоздал всего на десять минут. Больше Муза иметь детей не могла...Они не жили вместе несколько лет. Но при этом не разводились.В его жизни было все: великая слава и популярность, солдатское счастье остаться в живых, щедрость, не было радости отцовства, кто бы мог согреть старость, как тот же внук Ванька его Трофимова в "Офицерах"! Когда фильм "Офицеры" только вышел в прокат, Юматов в интервью журналу "Советский экран" поделился с читателями своими планами. Он сказал: "Вот увидите, я ещё сыграю не одну хорошую роль. Хорошо бы что-нибудь комедийное! Сил у меня и желания работать много".
Однако этим оптимистическим планам в то десятилетие так и не суждено было сбыться.
В 1970-е годы Юматов снялся ещё в 12 фильмах, однако ни один из них не принёс актёру настоящего удовлетворения. Среди этих работ актёра были фильмы "Дача" в 1972 году, "Горожане" в 1976 году, "Судьба" в 1977 году; "Поздняя ягода", "Конец императора тайги" и "Предварительное расследование" в 1978-м году.
Чем же занимался Юматов в месяцы простоя? Одним из его давних пристрастий, возникших ещё со времен войны, была любовь к собакам. Юматов любил их самозабвенно.
Будучи юнгой, он однажды пронёс на корабль двух щенят и за этот поступок отсидел двое суток на гауптвахте в ящике для хранения канатов. Но со щенками он так и не расстался. Когда на Дунае немцы подбили корабль, Юматов бросился в воду и спас и себя, и двух своих любимцев.
В Севастополе, в музее боевой славы, до сих пор висит фотография матроса Юматова с Динкой и Рицей. Юматов не изменил своего отношения к собакам и в мирные дни. Очевидцы рассказывают, что на съёмочной площадке, когда актёры садились к наспех сооружённому обеденному столу, Юматов просил их не выбрасывать косточки, а отдавать ему. После обеда он собирал их в кулёк и относил бездомным собакам, которых всегда было в избытке вокруг съёмочной площадки.Когда умерла его любимая собачка Фрося, жившая у него 11 лет, он попросил дворника похоронить её. Похороны были утром, потом они стали поминать собаку. Во время поминок он показал дворнику трофейное ружьё. Вскоре дело дошло до выяснения отношений. И возник спор – надо ли так убиваться над собакой? Дворник сказал: "Собака есть собака. Это же не человек". На что Юматов возразил, сказав: "Иная собака намного лучше человека иного". Слово за слово... Дворник сказал: "Ты такой же нищий, как и я. Ну, артист, ну воевал, а кому ты сейчас нужен? Ни на той ты стороне воевал и не в ту сторону стрелял. Если бы стрелял куда надо, сейчас бы пил баварское пиво". Юматов спросил: "Ты сам из Нагорного Карабаха. А чего же здесь ошиваешься, когда у тебя на родине стреляют?" Дворник схватил со стола нож и бросил его в Юматова. Тот поднял ружьё и раздался выстрел. Через некоторое время он попросил жену вызвать милицию. В "Матроской тишине" Георгий Юматов пробыл чуть больше двух месяцев - в СИЗО его все обожали и сразу же положили в "больничку", обеспечив телевизором и книжками.
Суд над актёром должен был состояться в июне 1994 года. Однако, до него дело не дошло в связи с указом об амнистии по случаю 50-летия Победы. В своём заявлении Президенту России о помиловании Юматов написал: "Несмотря на то, что при рассмотрении уголовного дела в суде я мог быть оправдан, моё состояние здоровья лишило меня сил, и я не могу дальше вести борьбу, которая приведёт меня к смерти. Как верующий и честный человек, считаю себя виновным перед Богом, и людьми. Хочу провести остаток своих дней в молитвах о прощении и спокойно умереть в своей постели". После 2-х месяцев пребывания в тюрьме он был освобождён, но у него случилось 2 инфаркта и инсульт. Юматов перестал употреблять алкоголь, и стал ходить в церковь. Это его успокаивало.
Когда в марте 1996 года актёру исполнилось 70 лет, об этом вспомнила лишь одна газета - "Московский комсомолец".Последним появлением на телевидении стала программа "Поле Чудес", где после съемок они долго отдельно сидели с таким же лихим Григорием Поженяном..После он сник, и почти не вставал с постели с марта 1996 года. Врачи обнаружили у него аневризму брюшной аорты, и Юматов лёг на тяжелейшую операцию.
В больнице после вроде удачно перенесенной беспокоился, что теперь штурвал, вытатуированный на груди, перечеркнут швами, как будто и закончилось все..И рассказывал, как уцелев в Будапеште, попали в королевские винные подвалы!
Когда через год снова открылось кровотечение, от повторной операции он отказался.
4 октября 1997 года Юматов скончался.
ДОРОГОЙ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ! Я ПОСТАРАЛСЯ НАПИСАТЬ ЧЕСТНО, С ВЕЛИКОЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ К ВАМ!
--
Геннадий Орешкин