Признаюсь: моё мнение, что популярный Театр Наций, где верховодит ныне Евгений Миронов,- должен вернуть свое название, связанное с замечательным подвижником, - Театр Корша!
Федор Адамович - русский антрепренер, драматург, переводчик, адвокат.
Родился 10 (22) апреля 1852 года в урочище Белый ключ Тифлисской губернии, дворянин, сын полкового гренадерского полка, двоюродный брат Ф.Е. Корша. Первоначальное образование получил в гимназических классах Лазаревского института восточных языков (1866 — 1870). В 1870 поступил, а 10.06.1874 окончил юридический факультет Императорского Московского университета со степенью кандидата права.
С 3.09.1874 был помощником присяжного поверенного у Ф.Ф. Коврайского.
По его свидетельству Корш, несмотря на кратковременность практики, вел значительное количество уголовных дел, а также занимался под его наблюдением ведением дел гражданских и относительно нравственных качеств, приобрел видное положение в среде московской адвокатуры.
Женившись на дочери ростовщика, получил приличное состояние и арендовал у Пушкинского театра А.А.Бренко часть помещения (гардероб). Близко наблюдая за театральным процессом, заинтересовался театром.
Корш понимал ценность талантливого артистического коллектива и видел хозяйственные промахи театра. Когда театр оказался на грани закрытия, Корш, наделенный неутомимой энергией и огромной силой воли, решил создать свой театр.
Не обладая ни крупными средствами, ни кредитом, предложил труппе организовать дело на паях. С 1.10.1878 по 1.10.1881 Федор Адамович состоял присяжным поверенным в округе Московской судебной палаты. Был товарищем председателя, затем председателем одного из окружных судов Московской судебной палаты.
30 августа 1882 года основал в Москве Русский драматический театр (Театр Корша, который находится на Петровском пер., 3), ставший самым крупным и популярным в Москве общедоступным театром и сыгравший за 35 –летний период своего существования заметную роль в культурной России. В театре Корша впервые были поставлены пьесы А.П. Чехова «Иванов» (1887), «Медведь» (1888), Л.Н. Толстого «Плоды просвещения» (1894), «Власть тьмы» (1895). Комедийно-фарсовое направление, преобладавшее в репертуаре театра, Корш поддерживал переводной драматургией. Федор Адамович занимался администрированием и хозяйственными делами, единолично решал репертуарный вопрос и комплектовал труппу.
На рубеже века возникли другие театры, и если бы не умение Корша быть гибким и компромиссным в театральной политике, то в условиях конкуренции его театр не смог бы успешно работать на протяжении долгого времени.
Корш по-прежнему выдавал премьеры по пятницам. Каждый сезон чуть не все актеры награждались бенефисами. «Коршевская небрежность, – писали о нем, – была всегда талантлива, потому что играть с трех-четырех репетиций и достигать хотя бы внешних контуров доступно лишь талантливым». Актер Н.М.Радин отмечал, что театральная жизнь провинции, «требовавшая при количественно ограниченном зрителе быстрой смены репертуара и молодого гибкого актера, строилась главным образом по путеводной звезде коршевского театра и в составлении труппы».
Корш написал комедию в 3 действиях «Сваха» (1892) и перевёл несколько французских и немецких пьес (А.Доде, В.Сарду, Дюма-сына и других авторов).
В 1917 здоровье Корша расстроилось. Он ушел из театра, продав его М.М.Шлуглейту. Сам Корш уехал на Кавказ, где его застала гражданская война. От предложений белого командования уехать в эмиграцию он отказался и вернулся в Москву. Поселился в Голицыне под Москвой, занимался переводом П.Ж.Беранже, писал мемуары. Из-за болезни не смог придти на 40-летие своего театра.
Умер Корш в Голицыне 28 октября 1923.
--
Геннадий Орешкин