Путешественник Михаил Малахов продолжает вести свой рассказ об экспедиции по Гавайскому архипелагу:
«Мауи – второй по величине остров Гавайского архипелага.
На острове есть бухта, названная в честь французского мореплавателя Лаперуза, который имеет символическое отношение к России. Лаперуз, внёс свой вклад в исследование российского Дальнего востока, доказав, что Сахалин является островом.
На берегу залива находятся старые гавайские деревни, которые нам удалось осмотреть. С удивлением мы рассматривали останки жилых домов, скованные застывшей вулканической лавой. Жители оставили свои дома из-за беспокойного соседства с вулканом.
Мауи менее богат растительностью. На северной части острова наша экспедиция посетила городок Лахайна, куда король Камеамеа Первый отправлял иностранные корабли, чтобы они смогли пополнить запасы продуктов и пресной воды.
Один из российских путешественников писал о том, что по прибытии в Лахайна местные жители снабжали их продуктами, но экипаж судна не смог получить достаточного количества свинины.
Свиное мясо было одним из основных продуктов гавайцев. Оглядевшись, мы не обнаружили подходящей местности, с богатой растительностью, где можно было бы выращивать скот в достаточном количестве. Неудивительно, что мясного запаса не хватало.
Кроме домашних свиней, на Гавайях водятся дикие кабаны, охота на которых разрешена местному населению круглогодично, без всякой лицензии. Может быть это был стратегическая хитрость короля Камеамеа Первого, дабы показать свои владения скудными и бедными, чтобы никто не пожелал ими завладеть.
Остров Молокаи, к северу от Мауи, интересен тем, что первым бы упомянут в планах освоения россиянами гавайских берегов. В 1809 году мореплаватель Л.А. Гагемейстер, временно сменивший А.А. Баранова на его посту правителя Русской Америки, прибыл с рекогносцировочным (разведывательным) планом на Гавайи.
По мнению некоторых историков перед ним стояла задача основать первое русское поселение на Гавайских островах. Однако, пребывание здесь Гагемейстера в течение четырёх месяце ни к чему не привело. Он не решился достать из трюмов корабля каркасы русской избы, привезённой с собой. Гагемейстер оставил заметки о необходимости пребывания россиян на этих островах, и о большой полезности этих владений для продовольственного снабжения русских колоний и Дальнего востока.
Одна из первопричин такой притягательности острова заключалась в том, что на его юго-западной части были организованы особые сооружения, так называемые рыбные запруды, построенные гавайцами почти тысячу лет назад. Они устроены очень просто: вдоль берега тянется один из крупнейших в мире коралловых рифов, он образует природный барьер, глубина моря в котором, со стороны берега, составляет всего несколько метров поэтому во время приливов и отливов вода заполняет природные рифовые ловушки, принося с собой большое количество рыбы. После отлива вода уходит, а улов остаётся на отмели.
Не имея возможности подойти достаточно близко к берегу, из-за сильного ветра, мы наблюдали с палубы яхты места рыбной ловли и мы смогли убедиться в их практичности, а также мудрости народа, сумевшего использовать законы природы в своих целях.
Согласно другому описанию Гагемейстера, остров содержит весьма богатую растительность, но доказательств его слов мы не смогли обнаружить. Растительность идет узкой полосой вдоль береговой кромки, а дальше, в горах, практически исчезает. Всюду встречается пожелтевшая, выгоревшая под ярким солнцем, трава. Говорить о пастбищах или каком-либо растениеводстве не приходится.
Из всех островов наиболее интересным оказался остров Оуаху, на берегах которого расположен знаменитый город Гонолулу. Как раз на этом острове начал свои сельско-хозяйственные эксперименты по выращиванию овощных и зерновых культур доктор Шеффер.
Он прибыл сюда в апреле 1816 года и король Камеамеа Первый позволил ему основать в глубине бухты Гонолулу, современное англоязычное название которой «Гонолулу-харбор», первую факторию. По старинным картинам из экспедиции О.Е. Коцебу 1816-1817 г.г., мы знаем месторасположение первой крепости, которую доктор Шеффер начал строить в глубине бухты Гонолулу. Нам удалось высадиться в этом месте. Сейчас там расположена башня бывшего маяка Алоха-тауэр. Символическое название, башня приветствующая всех прибывающих на остров. Доктор Шеффер лишь начал строительство этого сооружения, а завершали его уже подданные короля Камеамеа Первого.
На месте грядок Шеффера сегодня расположен пляж Вайкики. Современные Гавайи отдают предпочтение туризму, а не огородам. На побережье встречается множество сёрфингистов, выходящих в море с первыми лучами утреннего солнца, чтобы поймать высокую волну. Волны здесь и правда большие и постоянно бьют в берега, показывая свою мощь.
Вторая вещь, привлекшая на этом острове доктора Шеффера – возможность развития сельского хозяйства. Мы пересекли остров, даже проехали через джунгли и убедились, что с точки зрения растительности этот остров самый богатый из тех, что мы осмотрели.
Непроходимые джунгли в горах, многочисленные ручьи с пресной водой, поля на склонах гор – всё это говорит о богатстве острова, и подтверждает мнение доктора Шеффера о том, что он наиболее перспективен для развития сельского хозяйства.
Остров очень населенный. Нам удалось найти сандаловые деревья, которыми эти места славились в начале 19-го века, и утраченными из-за вырубки для последующей продажи в Китай.
Тихоокеанская военная база США Перл-харбор и сегодня напоминает о себе многочисленными памятными табличками и военной техникой (самолёты, вертолёты и корабли), которой очень много в этих местах.
Следующая цель нашего путешествия – остров Кауаи».
Продолжение следует
Гавайские острова. США
Михаил Малахов