Экодук — мост или тоннель для перехода животными дорог для механических транспортных средств.
Каждому, кто отправляется в Финляндию на автомобиле, обязательно рассказывают о байки о лосях на дорогах. И действительно: знаки, предупреждающие о возможном появлении этих крупных животных, размещены на каждом шагу. Встретиться с таким красавцем нос к бамперу — чревато. А что делать? Сеть автомобильных (и железных) дорог, покрывающая весь мир, является непреодолимой преградой для многих живых организмов — не только лосей.
И единственный способ минимизировать конфликт человека и дикой природы в такой ситуации на сегодняшний день — строительство так называемых «мостов дикой природы», или экодуков. Их идея проста: построить для животных специальные мосты и тоннели, близкие к естественному ландшафту, которые позволяли бы им безопасно пересекать созданные человеком барьеры – автострады.
Первые «перекрестки для природы» были созданы во Франции в 1950-х годах. Теперь такие мосты есть в Нидерландах (там их порядка 600, включая самый протяженный в мире экодук длиной в 800 метров), Швейцарии, Германии, Франции, США, Канаде и ряде других развитых стран.
Наиболее известные расположены в Национальном парке Банф в Альберте, где природный парк разделен на две части большой коммерческой дорогой — Трансканадским шоссе. Для уменьшения негативных последствий фрагментации мест обитания диких животных здесь были построены 24 перехода и тоннеля, что, кстати, не только обеспечило сохранение среды обитания зверям, но и защитило автомобилистов. Наблюдения показывают, что этими проходами регулярно пользуются медведи, лоси, олени, волки. Экодуки использовались, чтобы защитить снежных коз в Монтане, пятнистых саламандр в Массачусетсе, овец-толсторогов в Колорадо, пустынных черепах в Калифорнии и пантер во Флориде.
Очевидно, что в XXI веков возведение «мостов дикой природы» должно стать рядовой практикой, ведь свободу передвижения должны иметь не только люди, но и представители дикой природы: если люди собираются продолжать строить дороги, то должны оставить возможность животным переходить их без риска. Экодук соответствует экоустойчивым принципам развития общества и является весьма привлекательным с эстетической точки зрения сооружением, в том числе — для туристов.
В России строительство первого экодука должно было начаться в 2013 году под Переславлем-Залесским в Ярославской области на трассе М8 «Холмогоры» (Москва-Архангельск) при реконструкции участка 115-135-й километр. Однако работы по сей день не начаты, так как не удалось согласовать проект: «сначала вмешались лыжники, потом дачники, потом Свято-Алексеевская пустынь», — пожаловались в Росавтодоре. После того как решился вопрос с обителью, против трассы выступил национальный парк «Плещеево озеро», по территории которого должна была пройти трасса. Еще один экодук планируют построить на трассе А-114 «Вологда – Новая Ладога» в районе поселка Шексна (Вологодская обл.).
Материал подготовила Елена Хвостова