Однажды своему почитателю Валерию Сафошкину артист сказал: "Валерий, вы мой добрый поклонник. Значит, вы должны знать, как правильно произносится мое имя-отчество: не Георг Карлович, а Георг или Жорж Каарелович".
Сейчас о Георге Отсе, который во времена СССР был "визитной карточкой" Эстонии, редко вспоминают на родине. А ведь этот певец длительные годы был кумиром миллионов жителей для всего Советского Союза. Раньше, когда существовал Союз, по радио очень часто передавали концерты по заявкам радиослушателей. И в них непременно звучал голос Отса.
Его песни были неотъемлемой составляющей жизни каждой семьи. Прекрасный баритон, звучавший из динамиков радио или с пластинок, завораживал своим лиризмом и теплотой. Казалось, этот певец живет вместе с нами, что он член нашей семьи.
Увы, история не терпит сослагательного наклонения. Певец прожил всего 55 лет. Очень грустно, что пришло время раздоров между Россией и Эстонией, которые по праву могут гордиться своей общей историей, дружбой своих народов, своими общими достижениями, в том числе и в мире культуры. Конечно, нельзя забывать о сложном периоде в истории Эстонии, но зачем же и вычеркивать то хорошее, что было между народами этих стран? Надеюсь, со временем история все расставить по местам.
Приобщение предков Георга Отса к музыкальной культуре началось еще в первой половине XIX столетия. То было время, когда, несмотря на онемечивание со стороны немецких баронов и русификацию со стороны российских властей, невиданными темпами развивалась эстонская национальная культура. Этому способствовала отмена крепостного права в Эстляндской губернии в 1816 году. В 1802 году возобновил работу Дерптский университет. В 1806 году была основана первая эстонская газета, а в 1865 году основаны певческие общества "Ванемуйне" и "Эстония". Через четыре года состоялся первый всеобщий Певческий праздник.
Тогда в деревне Реасвере под Йыгева работал учителем прадед Георга - Тыну Отс. Учительствовал он 44 года. Был также и волостным писарем, и отличным земледельцем, и садоводом. А, кроме того, играл на скрипке. Было у него три сына. Все трое играли на различных инструментах и были желанными гостями на деревенских праздниках, пирушках и свадьбах.
Младший сын Ханс - дед Георга, окончил приходскую школу, владел эстонским, русским и немецким языками, играл на рояле и органе. Из деревни он уехал в Нарву и устроился столяром на Кренгольмскую мануфактуру, а жена Мария - ткачихой.
В 1874 году по инициативе Ханса Отса в Нарве было основано первое в городе эстонское общество "Ильмарине", объединившее любителей театра и музыки. Ханс возглавил хоровой коллектив. Его жена Мария пела в этом хоре.
В 1892 году на уездном празднике песни Хансу Отсу была вручена почетная дирижерская палочка, а руководимый им хор Нарвской льнопрядильной фабрики был признан лучшим.
Дети Отсов - дочь Ида, сыновья Альберт и Карл - получили прекрасное домашнее музыкальное и вокальное воспитание. Особенно преуспевал Карл. Закончив учебу, он стал телеграфистом-диспетчером железнодорожной станции Нарва.
В 1913 году Карла перевели на работу в Петербург. Там он получил музыкальное образование в вечерних классах Петербургской народной консерватории. В Петербурге Карл женился на учительнице Эстонского просветительного общества Лидии Вийкхольм.
21 марта 1920 года в Петрограде в их семье родился сын Георг. Вскоре семья переехала в Таллинн. Отец стал хористом, а вскоре и солистом театра "Эстония". Плодотворным были для Карла Отса занятия в Италии у Арманды дель Аббатти. Опытный педагог сразу определила, что у Карла не баритон, а тенор. Певцом был и дядя Георга Отса - Александр Вийкхольм, также служивший в театре "Эстония", а затем уехавший за границу, где стал артистом варьете.
Его любили все. Искренне, горячо и нежно. Он был воплощением идеала певца-артиста. Ум, интеллигентность, благородство манер, безупречный вкус, высокая культура пения, драматический талант сочетались у Георга Отса с красотой голоса и внешностью героя. Высокий, статный, с легкой улыбкой на губах, вот он стоит на сцене и поет серенаду Дон Жуана или читает отповедь Татьяне: «Я вас люблю любовью брата иль, может быть, еще нежней...»
А помните «Сааремааский вальс» Валгре или песню Колмановского «Я люблю тебя, жизнь!», которую он исполнял в разных странах на 18 языках? В 1962 году на гастролях театра «Эстония» в Ленинграде после спектакля «Демон» Рубинштейна публика 12 раз (!) вызывала любимого артиста. В Финляндии многие города боролись за то, чтобы Георг Отс выступил у них на Иванов день. И тогда менеджер предложил для такого случая арендовать вертолет, чтобы Георг Отс мог каждый час выступать в новом месте.
Юри Круус:
«Он был настоящим "принцем оперетты"»
Знаток оперы, ведущий спектаклей в театре «Эстония», звукорежиссер-реставратор Юри Круус вспоминает, как в начале 1960-х по желанию публики на московском стадионе «Лужники» поставили «Принцессу цирка» Кальмана, и стадион был полон – так велика была слава Георга Отса. А когда артист спел знаменитую арию мистера Икс: «Цветы роняют лепестки на песок...», публика, вся в едином порыве, встала.
По словам Юри Крууса, подготовившего целую серию пластинок с записью легендарного певца, Георга Отса не зря называли «принцем оперетты»: хотя он был прежде всего оперным певцом, но чувство стиля и меры, безукоризненный вкус и широкие знания позволяли ему с равным успехом выступать в разных, в том числе легких, жанрах. Особо памятно Круусу исполнение Георгом Отсом роли Онегина в 1963 году в Ленинграде.
«А год спустя я слушал Георга Отса в Москве, в Большом театре. В это время там как раз был на гастролях миланский театр «Ла Скала», и в день, свободный от выступлений итальянских артистов, Большой театр решил показать русскую оперу. Собрали лучших певцов страны: Татьяну пела Галина Вишневская, Ленского – Сергей Лемешев, а на роль Онегина пригласили Георга Отса. Это было незабываемо», – вспоминает Юри Круус, и замечает, что в эти годы певец находился на пике своей вокальной формы, в расцвете таланта и мастерства. Позже ему посчастливилось работать в театре с Георгом Отсом и ощутить на себе душевное тепло и обаяние его личности.
Последней работой Отса стала постановка «Дон Жуана» в театре «Эстония» в 1975 году. Артист был уже серьезно болен, но он так любил Моцарта и так хотел поставить эту оперу, в которой раньше блистал сам, что работал, превозмогая страшные боли. Все, кто был рядом с ним на сцене, понимали, чего это ему стоит. Но такова была сила его духа. Он был подлинно велик...
5 сентября исполнится 35 лет, как Георга Отса нет с нами. Но мы по-прежнему говорим: ему нет равных на эстонской сцене.
Дирижер Эри Клас: «Это редкостное явление в культуре. И в жизни»
Георг Отс. Из архива театра "Эстония"Мне невероятно повезло в жизни, ибо мне посчастливилось не просто знать Георга Отса, но и работать, и смею сказать, дружить с ним. Я был еще ребенком, когда впервые его увидел. Шла война, и мы с мамой оказались в Ярославле, куда были эвакуированы эстонские музыканты и деятели культуры. Дом, где мы жили, находился напротив дома, где поселили артистов ансамбля, в котором пел Отс. Конечно, тогда я не мог предположить, что это детское знакомство спустя годы перерастет в совместную творческую работу. Он был очень скромным, милым и любезным в общении человеком, я хорошо помню, как он поддержал меня, приняв участие в моих первых концертах с симфоническим оркестром – это было в 1963-64 годах, сразу после окончания мною Таллиннской консерватории. В 1965 году я пришел на работу в театр «Эстония», и наши встречи и совместное музицирование стали более частыми. Мне выпала честь разделять его музыкальные идеи и учиться у него очень многому – и в профессиональном плане, и в чисто человеческом.
При том, что Бог дал ему великолепный, красивейшего тембра голос и наградил его многими талантами: он хорошо рисовал, играл на рояле, владел в совершенстве несколькими языками, был неплохим спортсменом, – Георг Карлович отличался колоссальной работоспособностью, требовательностью к себе, скромностью и простотой в общении. Он был очень дружелюбен по отношению к коллегам, никогда не ставил себя выше других. Несмотря на довольно большую разницу в возрасте, нас связывали дружеские отношения. Я всегда восхищался его огромной фантазией, свежестью его интерпретации, тем, как он до мелочей продумывал все свои роли. При этом он большое внимание уделял смысловой стороне, тексту. Никогда не позволял себе прийти на репетицию плохо подготовленным, прекрасно знал все партии – а ведь у него был огромнейший репертуар!
Я затрудняюсь что-то выделить – он был одинаково хорош в разных жанрах. Конечно, мне очень нравился его Дон Жуан, Порги в «Порги и Бесс» Гершвина и даже его роли в опереттах, которые он исполнял с таким шармом, вкусом и интеллигентностью... А сколько песен, в том числе эстонских композиторов, он спел! Его вклад в культуру своей страны огромен и ни с чем не соизмерим. Он был для всех нас, его коллег и друзей, ярким, сверкающим маяком, и мы должны быть благодарны Богу и судьбе за то, что в нашей жизни был такой человек и артист, как Георг Отс. Это было редкое явление в культуре. И в жизни.
Режиссер Арне Микк: «Он был человеком ансамбля»
Георг Отс. Из архива театра "Эстония"Моя первая встреча с Георгом Отсом произошла в 1952 году. Я сдавал вступительные экзамены в музыкальное училище, а Георг Отс был председателем приемной комиссии – это были последние дни его ректорства в Таллиннской консерватории (в 1951-52 гг. Г.Отс был ректором консерватории. – Прим. Т.У.). Вскоре я встретился с ним в театре: в том же году я поступил на работу в оперный хор и отныне мог почти каждый день видеть и слышать Георга Отса и даже петь с ним на одной сцене. Весной 1952 года состоялась премьера «Дон Жуана» Моцарта, и новый сезон прошел под знаком триумфальных выступлений Отса в заглавной роли. Эта роль была одной из его коронных. Особенно хороши были дуэты и сцены Дон Жуана с Лепорелло, которого исполнял Отто Раукас. Они так талантливо импровизировали на каждом спектакле, подзадоривая друг друга, что ни один спектакль не походил на другой. Я потом видел много разных «Дон Жуанов», и даже с более голосистыми артистами, но лучшего ансамбля, чем был у них, не припомню.
С этого момента и вплоть до 1975 года, когда Георга Отса не стало, я видел все его работы. Мне посчастливилось петь с ним вместе в операх «Волшебная флейта» Моцарта, «Богема» Пуччини и в оперетте Ромберга «Песня пустыни» – это была его первая работа в качестве режиссера-постановщика (1963), потом он еще поставил «Принцессу цирка» Кальмана. Увы, на мою долю выпала печальная необходимость завершить начатую Отсом постановку «Дон Жуана»...
Всегда с благодарностью вспоминаю, что благодаря поддержке Георга Отса я стал оперным режиссером. Он исполнял главные роли во всех моих первых постановках: в «Викерцах» Аава (1969), «Джанни Скикки» Пуччини (1972) и «Травиате» Верди (1974), а для меня в ту пору это было очень важно. Отс мог бы отказаться или сказать, что не разделяет мысли режиссера, а он, как истинно великий человек, очень деликатно помогал мне в поиске решений, никогда не давая почувствовать, что он Бог и царь, а я – лишь начинающий режиссер. Он был, если можно так сказать, человеком ансамбля. Когда Георг Отс был на сцене, все вокруг старались сыграть и спеть как можно лучше. Одним своим присутствием в театре он влиял на окружающих.
Кстати, когда он входил в комнату, все мужчины, как говорит моя жена, старались подтянуться: так выделялась его стройная, спортивная фигура. Вся моя семья, жена и дети, до сих пор обожает его. Он не раз бывал у нас дома, зимой мы вместе катались на лыжах – он ведь был хорошим спортсменом. Дети с нетерпением ждали, когда придет дядя Георг и покажет фокусы.
Сейчас трудно представить, какой огромной популярностью он пользовался. Я не видел, чтобы кто-то получал столько писем и цветов, как Отс, но он очень спокойно относился к своей славе. Очень скромно отмечал свои дни рождения, премьеры – в отличие от нынешних звезд.
Георг Отс – это целая эпоха в истории театра. Все великие реформаторы в искусстве – Шаляпин, Станиславский, Фельзенштейн – мечтали о певце-актере, который обладал бы и хорошим голосом, и отличной дикцией, и актерским дарованием, и музыкальностью. Всеми этими качествами обладал Георг Отс. Вот почему его можно назвать идеалом современного оперного артиста.
Марко Матвере: «Для меня он прежде всего – большой художник»
Я отношусь к другому поколению, которое, к сожалению, не видело Георга Отса на сцене. Когда он умер – это был сентябрь 1975 года, я пошел в первый класс. Конечно, я слышал его песни, которые часто звучали по радио и телевидению, видел его на киноэкране, в фильме «Мистер Икс». Мне очень нравился его голос и манера исполнения, и я понимал, что это был уникальный певец, артист, настоящий художник.
Когда мне предложили сыграть в фильме Георга Отса, я постарался как можно больше узнать о нем. Но главное – слушал и слушал его песни. Потому что художник лучше всего раскрывается в своем творчестве. Я не знаю, каким он был человеком, и не смею судить его поступки. Для меня Георг Отс прежде всего большой художник, и я рад, что мне посчастливилось сыграть его на сцене и на экране. Я встречался с женой и младшей дочерью Георга Отса, и, судя по всему, они хорошо отнеслись к моей работе. С удовольствием пою кое-что из репертуара Отса, особенно мне нравятся серьезные, грустные песни, такие, как романс «Я помню вальса звук прелестный» – они очень красивые и душевные.
Георг Отс пел на 20-ти языках. Помимо русского, эстонского, немецкого, финского, французского и итальянского, которыми он владел, Отс пел на украинском, литовском, латышском, татарском, армянском, молдавском, сербохорватском, албанском, венгерском, румынском, испанском, английском, монгольском и других языках. Особенно важно, считал Отс, исполнять на языке оригинала народные песни, так как переводы подчас сильно искажают первоначальный облик.
В его разностороннем репертуаре было свыше 500 песен. Популярнейший певец исключительного обаяния, у которого не было ни капли кокетства и манерности, вызывал восхищение, как на сцене, так и вне ее. Он очаровывал людей своим сильным красиво звучащим баритоном, изяществом. К записям на грампластинки Георг Отс относился с какой-то скромностью. Казалось, ему неловко заниматься этими делами, и если бы не активность пианиста Э.Келдера, многих ценных грампластинок у нас, возможно, и не было бы.
В конце 1972 года Георг Отс стал чувствовать себя не очень хорошо, и ему иногда стало трудно работать весь спектакль. Начинается болезнь, которая вырвет из жизни три его года. Но актер будет бороться до конца. Последние годы Георга Отса насыщены до предела. После сложнейшей операции в 1973 году, которую сам певец назвал своим вторым рождением, он смог записать ряд новых произведений, дать вместе с П. Саулом концерт в Ленинграде, подготовить новую роль Жермона в "Травиате" Верди, сыграть заглавную роль в "Кола Брюньоне" в студии "Эстонский телефильм", участвовать в гастролях театра "Эстония" в Ленинграде и Болгарии, спеть многие оперы в Москве и Ленинграде. В то же время, в 1974 году, он руководит оперным классом при Таллиннской консерватории, является Председателем театрального общества Эстонии. В июне его избирают депутатом Верховного Совета СССР. Он остается членом правления Комитета защиты мира Эстонии и общества "СССР-Финляндия".Проведенные солнечные недели в Варне оказались для Георга Отса последним радостным отдыхом в его жизни.
В январе 1975 года Георг Карлович Отс в последний раз участвовал в концертах легкой музыки в Таллинне и Тарту. К этому времени относится постановка "Дон Джованни" Моцарта. Георг Отс торопился, и в апреле 1975 года состоялась первая репетиция на сцене. Это была последняя встреча актера и режиссера Георга Отса со своим родным театром.
Длившаяся более тысячи долгих дней и ночей борьба с раковой болезнью не могла окончиться иначе: в этой борьбе неизбежно должен был потерпеть поражение даже такой сильный человек.
5 сентября 1975 года... Во время спектакля, которым открывался 70-й сезон театра "Эстония" — оперы Э. Каппа "Огни мщения" — пришла страшная весть: незадолго до поднятия занавеса перестало биться сердце Георга Отса. Исключительный поединок человеческого духа со смертельным недугом завершился. Георг Отс умел быть самим собой в жизни, он сумел остаться им и уходя из нее.
Мати Пыльдре вспоминал: "Мать Георга очень тяжело переживала смерть сына. Его сестра-онколог, как это часто бывает с родственниками-медиками, относилась весьма предвзято к усилиям московской коллеги Бровкиной. Знаменитый хирург просто не смогла опередить время: рак тогда был неизлечим. У него обнаружили опухоль мозга. Отс боролся за жизнь, сколько мог: перенес восемь тяжелейших операций. За полгода до смерти, перед очередной операцией, он стал петь прямо в больничной палате. Не смог отказать женщинам, узнавшим в этом измученном болезнью человеке великого певца"
--
Геннадий Орешкин