Черногорская ривьера. Нет худа без добра

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 1О чистоте Адриатического моря давно ходят легенды, дескать более чистой и прозрачной морской воды не найти ни на одном курортном побережье Европы.
Даже известнейший французский путешественник и натуралист морской флоры и фауны Жак Ив Кусто, как то сказал: «Более прозрачной и чистой воды, как на Адриатике никогда и нигде больше не встречал».


Так ли это на самом деле решили проверить корреспонденты «ЭкоГрад», отправившись в небольшое путешествие по Черногорскому побережью Адриатического моря.
Конец сентября. Бум туристского сезона позади. Аэропорт Тивата совсем крохотный, размером со средней московский супермаркет. Багаж у нас, хоть и не громоздкий, но зато тяжелый. Одних свинцовых грузов 8 кг. Зачем? Расскажу чуть позже.
У аэропорта теперь дежурят только таксисты официальных перевозчиков. «Бомбилам» въезд сюда заказан. Такое решение приняло правительство Черногории в прошлом году, дескать, жадные «бомбилы» портят первое впечатление о маленькой и очень гостеприимной стране, бывшей Югославии. Поэтому за двадцать минут всего за 15 евро, против прошлогодних цен за извоз 40-50 евро доехали до Будвы и заселились в небольшую но очень уютную частную гостиницу для русскоязычных туристов.
Из номера на третьем этаже открывался вид на самую высокую гору в Будве – Спас с ретрансляционной вышкой на вершине. Поэтому интернет работал безупречно.
Сразу обратил внимание, что все баки для мусора расположенные возле жилых домов, гостиниц и магазинов только для раздельного мусора: бумага, пластик, стекло.
Идем на городской пляж под стены Старого города.
Старая Будва с узкими улочками, до зеркального блеска отполированной булыжной мостовой ногами тысяч туристов, невысокими домиками, магазинчиками и небольшими кафе под красными черепичными крышами – уголок типичной венецианской и средиземноморской архитектуры. Это один из древнейших городов Адриатического побережья, с более 2500-летней историей, нескончаемых войн, завоеваний, разрушений и возрождений.
В самой же курортной Будве, которую по побережью пешком можно пройти всего за полчаса проживает около 25 тысяч жителей т.е десятая часть всего населения маленькой Черногории, размером с нашу Московскую область. Если сравнить наши географические карты: Подмосковье и Черногорию, то даже по очертанию они удивительно похожи друг на друга, а наши гербовые двухглавые орлы – вообще братья близнецы.
Идем не спеша по набережной. Даже не верится, что ровно 40 лет назад Старый город и сама Будва лежала полностью в рунах – последствие сильнейшего землетрясения 15 апреля 1979 года, года в городе уцелело лишь восемь домов.
Знакомимся с местным «водным таксистом» Зорро, владельцем небольшого прогулочного катера, согласившегося отвести нас на остров Святого Николая, что в полуморской миле ( 1000 метров) от крепостной стены Старого города. Хозяйка нашего отеля Буба – веселая приветливая женщина рекомендовала отправиться купаться именно туда, уверяя, что там самая прозрачная вода.
Зорро было 12 лет, когда произошло страшное землетрясение в апреле 1979 года. Была католическая Пасха. Раннее утро. Занятий в школе, что располагалась под стенами Старого города в этот день не было. Это и спасло почти всех детей-школьников. За десять секунд школа и почти весь город превратились в руины. Тогда погибло 101 человек, 2500 людей получили ранения различной тяжести. Вся инфраструктура курортного красивого, утопающего в зелени городка была полностью уничтожена.
- Мы с мамой, отцом, дедушкой, бабушкой и двумя моими младшими сестрами, жили как раз в Старом городе, - рассказывает Зорро, когда наш катерок огибал крепостную стену, - как раз завтракали всей семьей на открытой веранде, и видели, как ругнули стены и потолок нашего дома. Чудо, что никто из нас не пострадал. А потом произошло еще одно чудо, которое мы все связали со Святым Николаем Угодником, на остров которого каждый вечер молилась бабушка и зажигала лампадку в доме под его образом.
Когда стали разбирать завалы в нашем доме, чтобы откопать, хоть что-то уцелевшее из имущества, то нашли деревянный сундучок старинной работы, вроде шкатулки. В нем оказались серебряные и золотые старинные монеты 1640-х годов. Видно клад был спрятан прежними хозяевами в одной из стен дома. Когда стена рухнула, он и выпал наружу. Отец сдал находку государству и получил большую премию. На нее мы полностью отстроили дом и еще помогли многим соседям.
Узнав, что мы с супругой журналисты из Москвы и собираемся сделать большой материал по экологии Черногории на отрез отказался брать с нас ранее обговоренную плату – 7 эвро и пообещал вернуться за нами, когда мы этого захотим.
Договорились, что Зорро вернется за нами через три часа ближе к закату солнца к причалу возле уже закрытого ресторанчика на острове.
- Ого! Что это у вас в рюкзаке? Железо что ли? Какой тяжелый! - удивился наш паромщик, передавая мне мой рюкзак с носа лодки на причал.
- Угадал. Свинцовые груза, - ответил ему.
- О, дайвинг! - снова догадался Зорро.
- Точно. Только без аквалангов, а на задержке дыхания, - пояснила Акилина, - я буду нырять, а Андрей делать подводные фотографии и снимать фильм об обитателях Адриатического моря.
- Привести, что-нибудь покушать? – любезно предложил наш новый друг,- ресторан уже закрыт. Сезон ведь закончился.
Я сказал, что мы люди бывалые, все у нас есть, да и море если что не даст умереть с голоду.
- Смотри дайверский катамаран у камня чуть в стороне от берега на якоре стоит, - обратила мое внимание Акилина, - поплыли туда. Наверняка там вход в подводную пещеру, о котором написано в буклете по дайвингу в Будве.
Быстро облачились в гидрокостюмы. Маска, трубка, ласты, грузовой свинцовый пояс, по четыре кило каждому, подводные ножи, фотокамера в подводном боксе. Ну, богом.
Включили подводные компьютеры безопасности. Акилине поставил страховку на 3 метра. После трех метров ее комп начнет пищать, значит ей глубже пока нельзя погружаться. Сначала нужно, как говорится «разныряться», постепенно увеличивая глубину и задержку дыхания.
- А-а, себе на 6 метров поставил, а мне только на три! – законючила супруга.
- Потому, что я в бассейне перед командировкой тренировался на шести метрах, а ты это дело «закасила». Сегодня ныряешь только на три, и вообще с инструкторам, по подводному плаванию не спорят.
До отдельно лежащей в море большой скалы, судя по всему оторвавшейся от основного острова миллионы лет назад доплыли за пару минут. Вода действительно была кристально чистой. «Прозрак» ( так профессиональные фридайверы и подводные охотники определяют видимость под водой) составил более 30 метров. Это очень высокий показатель. Например, на Красном море в районе египетского курорта Марса Алам он составляет в тихую погодку 15-20 метров.
Конечно, морское биоразнообразие Красного и Адриатического море сравнивать не приходится. Коралловые рифы африканского побережья натурально кишат всевозможной морской живностью, переливаясь всеми цветами радуги. Правда чем ярче морской обитатель, тем он ядовитее. В Адриатике все было достаточно серенько и невзрачно. Каменистое дно, усеянное морскими ежами, песчаные полянки, на которых если присмотреться внимательно, можно увидеть очертания одноглазой камбалы, которая будет неподвижно лежать, пока до нее не дотронешься пальцем. Иногда попадались ярко-красные морские звезды. Днем эти хищники неподвижно лежат на песочке или камушке, дожидаясь захода солнца. А вот ночью превращаются в настоящих монстров. Переворачивают своими щупальцами морского ежа, обволакивают его всем своим «лучезарным» телом и высасываю все внутренности обреченного на мучительную гибель морского ежа. Часто попадались довольно крупные зеленухи. Они, как кефали более пугливые, сфотографировать их можно только из-за сады. Но на это не хотелось тратить время, и тем более силы. Каждое длительное погружение с задержкой дыхания более, чем на минуту сжигает за раз сотни, а то и тысячи калорий в организме ныряльщика. (Рекомендую подводное плавание для дам мечтающих сбросить лишние килограммы). Порой после нескольких часов плавания и ныряния, когда обессиленный выползаешь на берег, как морской тюлень, то кажется, что готов съесть жареного слона, ну на худой конец быка. Но на самом деле достаточно выпить из термоса кружку горячего шоколада и съесть сдобную булку с медом и грецкими орешками, чтобы полностью восстановить силы.
Акилина осталась проходить адаптацию на малых глубинах, а я заметив под водой пару дайверов – инструктора и клиента поплыл за ними, в надежде, что они приведут меня к подводной пещере или какому-нибудь затонувшему судну времен второй мировой войны, к которым совершают свои погружения. Вскоре вдалеке увидел довольно большой вход в пещеру. Обогнал моих «проводников». Занял удобную позиции при входе в пещеру. Подводный компьютер показал 5,7 метров глубины. Сделал несколько фотоснимков дайверов, заплывающих в подземный грот.
На международной языке жестов спросил инструктора, держащего за руку девушку клиентку имеет ли грот выход с противоположной стороны скалы. Он ответил, что имеет и весь подводный лабиринт составляет всего 12 метров. Набрав на поверхности воздуха, последовал в туннель за дайверами. Ничего интересного, кроме здоровенной морской звезды присосавшуюся к одной из стенок грота. Пойдет до кучи в мою фотоколлекцию. Когда вернулся назад и проплывал мимом дайверского катамарана. Одна немка, собиравшаяся на свое первое в жизни погружение, попросила меня сделать ее фото под водой. Сделал и заработал 10 евро за подводную фотосессию.
Из разговоров с ребятами из местного дайвинг-клуба узнал одну из причин, почему вода на побережье Будвы такая чистая. Оказалось, что после землетрясения 1979 года Будву восстанавливали, что называется всем миром, особенно его историческую часть, вошедшую в наследие ЮНЕСКО. Помимо разрушенных зданий проложили новые канализационные коммуникации с современной системой очистки слива технических и ливневых стоков.
Школу у крепостной стены, разрушенную до основания землетрясением, в которой учился наш друг Зорро восстанавливать не стали. Теперь тут небольшая площадь, на которой проходят различные фестивали и концерты различных групп и Европы. Нам повезло, вечером тут состоялся фестиваль духовых оркестров, не только из Черногории, но из Хорватии, Боснии и даже Литвы. Как говорится, нет худа без добра.

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 2

1. Камбала. Ее очень трудно заметить на песке.

 

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 3
2.Морские губки растут на глубине начиная с 12 метров.

 

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 4
3. Часто встречаются большие стаи рыб. В черногории развит рыболовной туризм.

 

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 5
4. Актиния. Ночью в свете фонаря они особенно красивые.

 

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 6
5. Скорпена. Пожалуй единственная ядовитая рыба в Адриатике. Но встретить ее можно только ночью.

 

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 76. Корреспондент Акилина Федорова после удачной фотоохоты под стенами Старого города. Часто ее спрашивают: "Девушка, а зачем вам подводный нож"? Вообще то он мне совершенно не нужен, но иногда жизнь спасает, - отвечает словами Жака Ива Кусто Акилина .

 

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 8
7. Колокольня в Старом городе. Полностью восстановлена, как и весь город после страшного землетрясения 15 апреля 1979 года. Тогда погибло 101 человек и более 2500 получили ранения различной тяжести. В городе уцелело только 8 домов. Старый город занесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

 

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 9

8. Морские ежи. Их самый страшный враг Морские звезды. Ночью они нападают на ежей и медленно высасывают все их внутренности. Долгая и очень мучительная смерть морских ежиков.

 

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 10
9. Корреспондент "ЭкоГрада" привыкает к новому "месту работы" под водой.

 

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 11
10. вход в подводный грот. имеющий выход с противоположной стороны. Протяженность подводного туннеля 12 метров.

 

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 12
11.Инструктор по дайвингу ведет за руку в туннель девушку, такое погружения стоит 60 эвро.

 

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 13
12. Вход в грот караулит большой краб с голубыми клешнями. Он как зомби идет на свет фонаря.

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 14Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 15Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 16


13-15. "Нырялка" у стен Старого города.

 

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 17

16. "Морской таксист" местный житель Зорро рассказывает о чудесном спасении своей семьи во время жуткого землетрясения сороколетней и давности и о кладе который они нашли в рухнувшей стене.

 

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 18
17. Фестиваль духовых оркестров на небольшой площади у стен Старого города. Раньше здесь была школа. К счастью тогда из дей никто не пострадал, потому что когда случилось землетрясение был выходной день. Отмечали католическую пасху.

 

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 9
18.Большая морская звезда только с виду очень красива и безобидна. На самом деле это страшный монстр. Правда для ныряльщиков совершенно безобиден.

 

Черногорская  ривьера. Нет худа без добра - фото 20
19. Корреспондент "ЭкоГрад" Андрей Федоров выходит из грота, проведя на задержке дыхания около двух минут.


Андрей ФЕДОРОВ.
Фото и видео автора и Акилины ФЕДОРОВОЙ.
Черногория. Будва. Сентябрь 2019 года.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить