По мнению экспертов VII Саммита «Глобальная энергия», беспрецедентные политические решения определят будущее энергетической отрасли. Климат доверия и конструктивный международный диалог станут решающим инструментом формирования баланса в цифровом мире. К такому выводу пришли известные мировые ученые, политики и отраслевые эксперты из Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Кореи, ОАЭ, России, США и Франции
Глобальная энергетическая система, меняющаяся под влиянием демографических процессов, климатической повестки и технологических достижений, находится на пути большой трансформации. Ограничение роста температур до 2 градусов Цельсия, предусмотренное Парижским соглашением по климату, требует сокращения эмиссии парниковых газов на 40-70% в мировом масштабе к 2025 году и практически до нуля к 2100 году. Согласно прогнозу Международного энергетического агентства, энергетический сектор сможет достичь углеродной нейтральности к 2060 году, однако этот путь потребует беспрецедентных политических мер в поддержке инноваций.
«Общемировые тенденции инвестирования в ВИЭ показывают, что в 2017 году рост мощностей СЭС по всему миру значительно опередил рост мощностей электростанций на ископаемом топливе,» -отметил член Международного комитета по присуждению премии «Глобальная энергия», советник председателя группы экспертов высокого уровня по проблемам воды и стихийным бедствиям при генеральном секретаре ООН Рае Квон Чунг (Корея). – «В общей сложности в развитие солнечной энергетики было вложено 160,8 млрд. долларов, что на 18% больше, чем в 2016 году, и представляет 57% от общего объема инвестиций во все ВИЭ». Для сравнения, сумма новых инвестиций в добычу угля и газа оценивается в 103 млрд. долларов. Не удивительно, что рекордные объемы введения в строй мощностей на 157 гигаватт возобновляемой энергии далеко опережают показатели ввода в строй новых энергетических объектов, работающих на ископаемом топливе (70 гигаватт). Однако, не смотря на то, что в настоящее время по всему миру вводится в строй больше новых солнечных станций, чем угольных, газовых и атомных вместе взятых, электричество, получаемое из ВИЭ, в 2017 году составило лишь 12,1% от общих объемов выработки электроэнергии.
Доминирование традиционной генерации в общем топливно-энергетическом балансе продолжится, уверены участники саммита. В связи с этим, все возрастающее значение приобретают новые технологии, позволяющие улавливать СО² и производить энергию из ископаемых топлив экологическим способом. В частности, лауреат премии «Глобальная энергия»-2012 года, Родней Джон Аллам (Великобритания) – разработчик цикла Аллама – рассказал о газовой электростанции мощностью 50 мегаватт, которая строится в настоящий момент в Техасе и будет работать на основе его новации. «В то время как существующие технологии улавливания углекислого газа увеличивают конечную стоимость произведенной электроэнергии на 50-100%, цикл Аллама позволяет не только получать энергию без вредных атмосферных выбросов, но и обладает дополнительным преимуществом – низкой себестоимостью произведенного электричества (6 центов за киловатт). Это сравнимо с ценой выработки энергии современными газовыми турбинами, а в сравнении с угольными станциями – цена ниже на 20%», - отметил ученый.
В свою очередь член Международного комитета по присуждению премии «Глобальная энергия», президент Научного совета по глобальным инициативам Томас Блис (США) заявил, что разработка экономически обоснованных технологий секвестрации углерода – лишь одно из решений проблемы возрастающего количества углекислого газа в атмосфере. Не менее важной задачей, убежден эксперт, является решение проблемы утечки метана при добыче и транспортировке ископаемого топлива. «Насколько я знаю, на данный момент на пути к потребителю теряется до 40% газа, при этом парниковый эффект, создаваемый метаном, в 25 раз превышает парниковый эффект от выбросов СО²», - заявил Томас Блис. Он также отметил, что уход от использования ископаемого топлива – вопрос не только денег, но и времени. Технологический прогресс идет медленно, и для управления инвестициями в НИОКР необходима политическая поддержка. Рассуждая о «резервном» источнике для ВИЭ, эксперт выделил ядерную энергетику и подчеркнул, что ее развитие сдерживает чрезмерное регламентирование. По его мнению, строительство реакторов по новым прогрессивным технологиям требует больших инвестиций: цена сертификации подобного проекта достигает миллиарда долларов. Тем не менее, он убежден, что в течение следующих 10 лет новые усовершенствованные реакторы пойдут в массовое производство.
Расширяя идею о способах сохранении энергии, эксперт премии «Глобальная энергия», председатель совета директоров Российского технологического фонда Доминик Фаш (Франция) отметил важность климата доверия и международного диалога. «Проблема сохранения энергии требует стабильной политической ситуации и действий на международном уровне. Если решится этот вопрос, решатся вопросы нестабильности и передачи возобновляемых источников энергии. Эти задачи должны стать приоритетными для европейского комьюнити, сегодня же у Европы нет единой политики в этом направлении», - резюмировал Доминик Фаш.
Говоря о влиянии цифровых технологий на энергетически сектор, член Международного комитета по присуждению премии «Глобальная энергия», главный вице-президент по исследованиям и разработкам Халифского университета науки и технологий Стивен Гриффитс (ОАЭ) отметил, что они открывают новые возможности для вовлечения в энергообмен распределенной генерации. Также они влияют на системы накопления энергии, устройства и комплексы с регулируемым потреблением для организации разнообразных энергетических сервисов. Разделяя его идеи, эксперт премии «Глобальная энергия», президент International Flame Research Foundation Сауро Пасини (Италия) подчеркнул, что структурные и технологические особенности построения энергосистем, получившие название «интернет энергии», влекут за собой появление новых субъектов (просьюмеров и агрегаторов) и требуют необходимость регуляции отношений между ними, а также стандартизации интерфейсов взаимодействия с единой энергетической системой.
Эксперты сошлись во мнении, что, не смотря на то, что диджитализация влечет за собой развитие «умных городов», помогает регулировать энергоснабжение и балансировать энергопотребление, она также влечет с собой новые угрозы. В частности, нефтегазовому сектору придется разрабатывать собственные бизнес-модели, а государствам в целом – научится договариваться, чтобы не столкнуться с энергетическим терроризмом.
«Нам нужны визионеры – лидеры политики, бизнеса и науки – которые будут совместно вырабатывать сбалансированное решение вызовов современности. В связи с этим, роль Международной энергетической премии «Глобальная энергия» особенно важна – ведь она объединяет лучших ученых, разработчиков передовых технологий. Их инновации имеют трансформирующее значение для всей отрасли, и именно поэтому роль ученых в мировом энергетическом диалоге – ведущая. Этот саммит – лучшее тому подтверждение», - резюмировала итоги встречи член Международного комитета по присуждению премии «Глобальная энергия», советник научного комитета Agroinnova Туринского университета Марта Бониферт (Венгрия).
Также в рамках саммита было подписано соглашение о сотрудничестве между ассоциацией «Глобальная энергия» и Политехническим университетом Турина. Оно подразумевает развитие научно-энергетических связей: совместные мероприятия, лекции лауреатов премии «Глобальная энергия» на площадке университета, участие экспертов в номинационном процессе на премию, совместная экспертиза проектов в области энергетики, и многое другое.
О международной энергетической премии «Глобальная энергия»
Премия «Глобальная энергия» – это международная награда за выдающиеся исследования и научно-технические разработки в области энергетики, которые способствуют эффективному использованию энергетических ресурсов и экологической безопасности на Земле в интересах всего человечества.
Она учреждена в России ассоциацией «Глобальная энергия» при поддержке ведущих российских энергетических компаний: ПАО «Газпром», ОАО «Сургутнефтегаз» и ПАО «ФСК ЕЭС». С 2003 года лауреатами премии стали 35 ученых из 11 стран: Великобритании, Германии, Исландии, Канады, России, США, Украины, Франции, Швеции, Швейцарии и Японии. Самовыдвижение на премию невозможно. Правом номинировать на премию обладают эксперты, входящие в состав номинационного пула. Всего в процессе номинирования приняли участие граждане 90 государств. Решение по выбору лауреатов премии принимает Международный комитет по присуждению премии «Глобальная энергия», в состав которого входят 20 авторитетных ученых из 13 стран. Премиальный фонд в 2017 году составил 39 миллионов рублей
Наталья Наумова