Авангард Леонтьев назван в честь старшего брата, погибшего в возрасте 19 лет в 1943 году на Курской дуге. Его родители, оба родом из Орла, познакомились в самодеятельности – папа играл в драмкружке, мама выступала в танцевальном коллективе.
В начале 1920-х годов отец приехал в Москву и поступил на Высшие режиссерские курсы к Всеволоду Мейерхольду. После свадьбы по настоянию супруги получил специальность инженера-строителя, во время войны служил в инженерных войсках, строил оборонительные сооружения, восстанавливал переправы. Мама тоже оставила занятия танцами, сначала работала секретарем-машинисткой, а позже стала домохозяйкой.
"Меня мама родила в 43 года, и я был третий ребенок, у меня есть еще брат — Валерий. Но поскольку Авангард-первый погиб, то родители — в основном, я думаю, отец — решили назло врагам родить еще сына. Я был некоторым возмещением ущерба, нанесенного семье. Никогда я не хотел имя поменять, хотя порой с ним мучился и мучаюсь до сих пор. Жалко людей — им трудно выговорить. Тогда я предлагаю: зовите меня просто Гарик", - поясняет артист.
Детство Гарика прошло в Москве. С юных лет он мечтал стать актером, в свободное от учебы время занимался в школьном драмкружке. Позже постигал азы актерского мастерства в студии художественного слова при Московском городском Доме пионеров у Анны Бовшек - ученицы Константина Станиславского и Евгения Вахтангова. В старших классах сам организовал театральную студию, в которой играл с одноклассниками.
Будучи студентом Школы-студии МХАТ (курс Павла Массальского), сначала не подавал больших надежд и учился весьма посредственно, однако затем быстро втянулся в рабочий процесс и достиг немалых результатов.
В 1968 году Авангард Леонтьев окончил Школу-студию МХАТ и был принят в труппу московского театра "Современник", руководимого тогда Олегом Ефремовым. Здесь он проработал больше трех десятков лет, сыграв в таких спектаклях, как: "На дне" (Алешка), "Белоснежка и семь гномов" (Четверг), "Принцесса и дровосек" (Царь-батюшка), "С вечера до полудня" (Альберт), "Большевики" (Телеграфист), "Балалайкин и К°" (Балалайкин, Прудентов), "Вечно живые" (Миша), "Двенадцатая ночь" Шекспира (Фесте, шут Оливии), "И пойду! И пойду!" (Смешной человек), "Карамазовы и ад" (Черт), "Не стреляйте в белых лебедей" (Председатель поссовета), "Погода на завтра" (Романов, рабочий автозавода), "Провинциальные анекдоты" (Базильский), "Квартира Коломбины" (Пьеро и Толя), "А поутру они проснулись" (Сухонький), "Вишневый сад" (Гаев, Епиходов).
Параллельно основной работе Леонтьев в разные годы сотрудничал с другими театрами. Участвовал в постановках Московского художественного театра им. А.П. Чехова: "N 13" (Ричард Уилли), "Урок женам" (Арнольф); в спектаклях Театра п/р Олега Табакова: "Полоумный Журден" (Журден), "Женитьба" (Жевакин), "На всякого мудреца довольно простоты" (Крутицкий).
Талант актера использовали режиссеры театральных антреприз: в 1994 году играл роль Чичикова в постановке Валерия Фокина "Нумер в гостинице города NN" (Центр имени Мейерхольда), в 2000 году – роль Василия Шуйского в спектакле Деклана Доннеллана "Борис Годунов" (МКТС) и роль Людовика Ноты у Романа Козака "Обнаженные одеваются" (Театр им. А.С. Пушкина), в 2006-м – роль Бартоло в постановке Кирилла Серебренникова "Фигаро. События одного дня" ("Театральная компания Евгения Миронова").
В 2004 году Авангард Леонтьев был принят в труппу МХТ им. Чехова. Сыграл Клеанта в "Тартюфе", Дергачева в "Последней жертве", Аркадия Счастливцева в "Лесе", Хозяина в "Яйце", Акакия Акакиевича Башмачкина в "Шинели".
Преподавательскую деятельность Авангард Николаевич начал в 1974 году в драматической студии для старшеклассников при Дворце пионеров и школьников Бауманского района Москвы. Затем долгие годы преподавал в ГИТИСе и Школе-студии МХАТ на руководимых Табаковым курсах. В дальнейшем они составили основу труппы Московского театра-студии п/р Олега Табакова.
Ученики Авангарда Леонтьева: Елена Майорова, Игорь Нефедов, Ирина Апексимова, Сергей Газаров, Марина Зудина, Евгений Миронов, Олеся Судзиловская, Денис Суханов, Владимир Машков, Алексей Серебряков, Филипп Янковский, Андрей Смоляков, Дарья Фекленко, Анастасия Заворотнюк, Дмитрий Щербина, Алексей Зуев, Сергей Климов, Александр Анисимов, Андрей Кондаков и много других замечательных артистов.
"Мне очень нравится преподавать, потому что это легко. По сути дела, ты делишься своими знаниями, а ученики взыскуют твоей помощи. Это замечательное ощущение, когда ты помогаешь...
Я чувствую здесь себя абсолютно в своей тарелке! К педагогике должно быть внутреннее расположение. Если его не будет, не будет интересно, а не будет тебе интересно, ученики тебя до своих душ не допустят. Юные люди, почти еще дети — это ведь тонкий мир. Они все чувствуют и видят тебя, считай, насквозь", - отмечает Леонтьев.
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ ОБ УЧИТЕЛЕ:
"Авангард Николаевич несколько раз сыграл в моей судьбе решающую роль. Во-первых, именно он привел меня в артисты — согласился прослушать, когда я приехал в Москву из Саратова. Потом, после окончания Школы-студии МХАТ я тяжело заболел, буквально ходил по стеночке. Леонтьев вытащил меня из больницы, привез к Олегу Павловичу Табакову, и они предложили мне главную роль в спектакле "Прищучил". Понятно, что здоровье мое резко пошло на поправку. А дальше он так и вел меня по жизни, как ведет всех своих учеников. Он не актеров воспитывает, а людей. Таскает их по выставкам, по концертам, они засыпают в консерватории, бедные, но на пятый раз уже начинают отличать Шостаковича от Чайковского... Леонтьев — человек кристальной честности, прямо экспонат для Бахрушинского музея. Деньги не имеют для него никакого значения — этим он и нас заразил. К счастью, не до конца..."
Со временем Авангард Леонтьев почувствовал необходимость реализовать на сцене и свои режиссерские способности. В 1987 году он (совместно с Олегом Табаковым) поставил в Театре п/р Табакова спектакль "Полоумный Журден". Затем были постановки в МХАТе имени А.П. Чехова: "Предложения" по пьесам А.П. Чехова и В. Соллогуба (1989-1990 годы), а также в римском Театре "Арджентино" - "Механическое пианино" Чехова (1987 год, в качестве ассистента режиссера Никиты Михалкова) и в Париже, в Театре Европы - "Чайка" Чехова (1988 год, в качестве ассистента режиссера Андрея Кончаловского).
В 1999 году Леонтьев уже самостоятельно поставил в Театре п/р Олега Табакова спектакль "Не все коту масленица" по пьесе А.Н. Островского.
А вообще, Авангард Николаевич считает, что актер и режиссер - это совершенно разные планеты: "И я - актер. Я поставил полтора-два спектакля в своей жизни, и то только потому, что хотелось своих студентов занять. Чтобы они бифштекс сыграли, а не гарнир. Ведь обычно в театре актеры лет десять в массовке играют, прежде чем дождаться нормальных ролей. И я ставил спектакли, чтобы мои ребята могли расти. А так не ставлю – нет потребности. А у режиссера она есть. Он спать не может – так ему хочется поставить. Это склад мозга особый – режиссура. И, наверное, должна быть какая-то предрасположенность. А у меня ее нет. Да и времени особенно на это не было. У меня столько жизни ушло на студентов – я так ими увлекался и был доволен своей судьбой, что меня никуда больше и не тянуло. А сейчас вообще уже пора о вечном подумать".
Авангард Леонтьев впервые появился на экране в 1969 году, сыграв небольшую роль в фильме-спектакле по комедии Грибоедова "Студент". В течение более чем 10 лет почти не играл в полнометражных фильмах, зато часто появлялся в фильмах-спектаклях (как на основе постановок театра "Современник", так и в самостоятельных телевизионных экранизациях), среди которых: "На дне", "Балалайкин и Кº", "Домби и сын", "Вот такие истории", "Мегрэ и старая дама", "Вечно живые", "Иван Федорович Шпонька и его тетушка", "Кузен Понс", "Двенадцатая ночь".
Известность к актеру пришла после главной роли в четырехсерийном фильме-спектакле по одноименному роману Чарльза Диккенса "Тайна Эдвина Друда".
В 1979 году, благодаря Олегу Табакову, познакомился с Никитой Михалковым и был утвержден на одну из главных ролей - Ивана Алексеевича Алексеева - в картине "Несколько дней из жизни Обломова". Впоследствии снимался в фильмах Михалкова: "Очи черные", "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник".
Никита Михалков: "Гарик Леонтьев снимался у меня в фильмах — "Обломов", "Утомленные солнцем" и "Сибирский цирюльник". Он помогал мне ставить "Механическое пианино" в римском театре "Арджентино" с Марчелло Мастроянни, ...был моим ангелом-хранителем на съемках "Двенадцати разгневанных мужчин". Я просил его следить за тем, как развивается характер моего героя, потому что, контролируя всю площадку, именно себя-то я мог и упустить. Гарик — идеальный партнер, потрясающий товарищ. Он умеет создать атмосферу и погрузить в нее актера. Он уникален — и с точки зрения своей порядочности, и по бесстрашию казаться смешным, нелепым, и с точки зрения потрясающего взрывного темперамента, и по степени глубины. Гарик относится к тем людям, которые определяются фразой Бунина: "Я для тебя — как воздух. Без него не можешь, но его не замечаешь". Он появляется, когда он абсолютно необходим".
В одной из последних работ Никиты Михалкова "Солнечный удар" по одноименному рассказу и дневникам Ивана Бунина "Окаянные дни" актеру досталась роль фокусника. Картина получила премию "Золотой орел-2015" в номинации "Лучший фильм".
Авангард Леонтьев: "Никита Михалков вообще идеальный режиссер для всех актеров. Он требовательный, но в то же время с ним очень легко работать. Потому что он может подсказать. Он, в отличие от большинства кинорежиссеров, которые привыкли все на ходу делать, даже устраивает застольные репетиции – как в театре. И этот процесс месяцами длится – задолго до начала съемок. Я последний раз снимался у него в "Солнечном ударе" и опять просто восхитился им. По-моему, можно продавать билеты на Михалкова на съемочной площадке, чтобы люди могли посмотреть и получить удовольствие от того, как человек талантлив в работе. С каким увлечением он все делает, как умеет других зажечь. И что бы про него ни говорили, как бы к нему ни относились, как бы ни относиться к тому, что он сам порой говорит, – то, что он делает на съемочной площадке, совершенно восхитительно. И работать с ним – одно удовольствие".
Безусловно, заслуживают внимания зрителей роли актера в картинах: "Смешные люди" и "Маленькие трагедии" Михаила Швейцера, "Ревизор" и "Пятый угол" Сергея Газарова, "Гражданин начальник" Николая Досталя, "Русская игра" Павла Чухрая, "Адъютанты любви" Михаила Мокеева, "Парк советского периода" Юлия Гусмана, "Есенин" Игоря Зайцева, "Примадонна" Ефима Резникова, "Достоевский" Владимира Хотиненко, "Печорин. Герой нашего времени" и "Охотники за бриллиантами" режиссера Александра Котта и многие другие.
Среди фильмов-спектаклей с его участием – "Трудные люди", "Двадцать минут с ангелом", "Карамазовы и ад", "Нумер в гостиницегорода NN", "Три товарища", "N 13", "Лес".Авангард Леонтьев – мастер звучащей литературы. Еще в молодые годы артистом были подготовлены сольные программы в режиссуре выдающегося чтеца, народного артиста СССР Д. Журавлева: "Детство" М. Горького, "Фазиль Искандер. Рассказы", "Сашка" В. Кондратьева.
В последние годы актер выступает с новыми программами: "Собранье острых слов" (М. Лермонтов, Д. Самойлов, А.Толстой) (2012), "Шедевры русской прозы" (Л. Толстой, Н. Лесков) (2013), "Могучее веселье" (рассказы И. Бабеля) (2014), "Привилегии дамского пола" (рассказы А. Чехова) (2015). Премьеры этих чтений состоялись в МХТ в рамках цикла мхатовских вечеров "Действующие лица".
В 2009 году вышла книга "Великое культурное противостояние: Книга об Анне Гавриловне Бовшек", составителем которой является Авангард Леонтьев.
25 сентября 2015 года актер принял участие в театрализованных онлайн-чтениях произведений А. П. Чехова "Чехов жив".
АВАНГАРД ЛЕОНТЬЕВ О СЕБЕ:
"Я доволен своей жизнью, хотя очень часто грущу. Но грустят все люди, Паустовский писал, что грусть — это очень человеческое качество, а так радоваться, как мне довелось, не каждому выпадает".
Актер больше всего не терпит в людях неискренность: "На мой взгляд, открытым быть легче. У меня есть такая особенность: читаю по лицам и довольно много чего могу понять о человеке, просто взглянув на него".
С 70-летием!
--
Геннадий Орешкин