Владимир Иванович Вернадский был выдающимся ученым конца XIX начала ХХ века, знаниям которого было тесно в рамках выделенных тогда наук. Исследования ученого опередили свое время, а его идеи во многом были пророческими. Какова же была жизнь академика Вернадского?
Родился он 12 марта 1863 в Санкт-Петербурге в семье профессора политической экономии Ивана Васильевича Вернадского. Род Вернадских происходит от литовского шляхтича Верни, который сражался на стороне Богдана Хмельницкого в освободительной войне 1648-1654 годов: его потомки позже осели в Киеве. Мать будущего ученого, Анна Петровна Константинович, была из рода украинских шляхтичей. Так случилось, что она приходилась кузиной первой жене Ивана Васильевича, Марии Николаевне, которая умерла в возрасте 28 лет от туберкулеза.
Первые пять лет жизни Владимира Вернадского прошли в Санкт-Петербурге, где в Александровском лицее преподавал политическую экономию отец. Помимо преподавательской деятельности, он являлся главным редактором нескольких экономических журналов, в которых защищал принципы экономического либерализма и выступал против социализма и общинного землевладения. Иван Васильевич Вернадский был сторонником капитализма и критиковал крепостной лад, а когда получил в качестве приданого первой жены имение с крепостными, то сразу освободил их. Отец будущего академика любил играть в шахматы и возглавлял Петербургский шахматный клуб. Он был знаком со многими представителями украинской элиты того времени: Тарасом Шевченко, Пантелеймон Кулиш, Михаилом Максимовичем, Николаем Костомаровым и другими – о которых позже с волнением спрашивал и Владимир.
В 1868 году, когда Владимиру Вернадскому было 5 лет, семья переезжает в Харьков из-за проблем со здоровьем Ивана Васильевича. Мировоззрение Владимира Вернадского в значительной степени формировалось под влиянием отца, а также сводного брата Николая – сына Ивана Васильевича от первого брака, талантливого художника и поэта. Вдохновленный его примером, будущий ученый в 13-летнем возрасте начинает вести дневник, который дает нам бесценную информацию об этом выдающемся человеке.
Именно из дневника мы узнаем о необычайных способностях Владимира Вернадского, которые пугали его самого: во сне и наяву он порой вступал в контакт с близкими людьми, причем при общении видел их четко. Не понимая природу такой одаренности, Владимир заглушил ее в себе в раннем возрасте. Однако такие способности возвращались к академику Вернадского в кризисных ситуациях.
«В молодости меня охватывали переживания, которые не поддаются логическим формам, я интересовался религиозно-теологическими построениями, спиритизмом, легко поддавался непонятному страху, ощущая вокруг присутствие сущностей, которые не воспринимаются теми проявлениями моей личности (органами чувств), которые дают пищу логическому мышлению», – пишет он в дневнике.
Позже его семья возвращается в Санкт-Петербург, где Владимир Вернадский окончил гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета. Под влиянием выдающегося ученого В.В. Докучаева Владимир Иванович занимается минералогией и кристаллографии. Кроме своей специальности, будущий выдающийся ученый интересуется почвами, физической географией, природными водами, биологией, историей развития научной мысли, философией, историей и литературой. Как всесторонне одаренный человек, он изучил все языки славянской группы, а также английский, немецкий, французский и ряд других, что очень помогло ему в ходе многочисленных научных командировок в Европу.
Владимир Иванович Вернадский активно участвовал в общественной жизни и в 1883 году стал одним из основателей студенческого научно-литературного общества. Он поддерживал дружеские отношения с Александром Ульяновым, хотя и не разделял его взглядов, в частности идею завоевания власти путем террора.
Близкими друзьями Владимира Вернадского на всю жизнь стали члены научно-литературного общества братья Ольденбурги, И.Гревс, Д.Шаховский, Н.Ушинский, О.Краснов ... Объединяемые рассуждениями о смысле и цели жизни, эти молодые люди основали «Приютинское братство» как своеобразный клуб интеллектуалов. Так, в созданную ими группу по изучению народной литературы в 1886 году вошла Наталья Егоровна Старицкая, которая позже стала женой Владимира Ивановича Вернадского.
Преданные друг другу, они прожили вместе 56 лет и воспитали двоих детей: Георгия и Нину. Тысячи их писем свидетельствуют о том, что и с годами чета Вернадских сохранила свои чувства, а их семья была основана на полном взаимопонимании.
В 1885 году, окончив университет, Владимир Вернадский остается работать в нем хранителем минералогического кабинета, где ведет активную научно-исследовательскую работу в области минералогии, кристаллографии и смежных наук. Весной 1888 года университет отправил молодого исследователя на стажировку за границу, а именно в Мюнхен к П.Гроту и в Париж к Л. Лешателье и Ф.Фуке. В течение двух лет ученый побывал в Германии, Австрии, Италии и Франции, где работал в различных научных учреждениях.
По окончанию стажировки Владимир Вернадский был назначен руководителем кафедры минералогии физико-математического факультета Московского университета. В 1891 году он становится приват-доцентом этого университета, а через 6 лет защищает докторскую диссертацию и становится в возрасте 35 лет профессором минералогии и кристаллографии.
К тому же периоду относятся работы ученого по геохимии – новой науке, которую Владимир Вернадский развил из генетической минералогии. Ученый занимается исследованием почв Левобережной Украины, Урала, Польши, Крыма и, несмотря на плотный график, участвует в общественной жизни.
Так, в 1895 году Вернадский активно собирал средства для крестьян, которые страдали от голода. В знак протеста против антистуденческой политики министерства образования и полицейского произвола Владимир Вернадский временно оставил должность помощника ректора и ушел в отставку с другими профессорами и преподавателями Московского университета.
В 1911 году на 25-летие научной, преподавательской деятельности и семейной жизни Владимир Иванович Вернадский переезжает в Санкт-Петербург. Его сын в то время уже готовится стать профессором истории, а сам академик заведовал минералогическим отделением Геологического музея. Ежегодно в профессиональных журналах печатается по 10-15 его статей, а маршруты рабочих научных командировок Вернадского проходят через Скандинавию, Францию, Ирландию, Англию, Италию и Грецию.
Еще в те годы Владимир Иванович видит перспективность изучения радиоактивных минералов. Экспедиции в поисках радия отправляются на Забайкалье и Урал. В 1909 году усилиями академика Вернадского была создана Радиевая комиссия, а в 1912 году заработала первая в России радиохимическая лаборатория.
В том же 1912 году Вернадские покупают в поселке Шишаки на Полтавщине небольшой участок земли и строят на нем дом, в который приезжают отдыхать каждое лето. Именно здесь к Владимиру Ивановичу и приходит, как озарение, идея о биосфере.
Несмотря на насыщенную научную деятельность, Владимир Иванович Вернадский успевает быть активным общественным деятелем: входит в земское и конституционно-демократическое движение, является соорганизатором либеральной партии конституционных демократов (кадетов). Выдающийся академик был членом Государственного совета в 1906-1907 и 1915 году, пока царю не была отправлена телеграмма в Ставку с предложением отречься престола. В.И. Вернадский возглавлял ученый комитет при Министерстве земледелия, Комиссию по подготовке реформы высшей школы, а осенью 1917 года вошел в состав Временного правительства как заместитель министра образования, которым был назначен его друг еще со времен «Приютинского братства» С.Ф. Ольденбург. На этом посту академик Вернадский впервые поднимает вопрос о создании Академий наук Украины и Сибири.
Октябрьскую революцию и приход к власти большевиков В.И. Вернадский не принял, и, как многие образованные люди того времени, считал, что господство террора на этих землях надолго не задержится.
«Равенство людей – фикция и, как теперь видно, фикция вредная. В каждом государстве и народе есть раса высшая, творящая и созидающая, и раса разрушителей или рабов. Несчастье, если в руки последних попадает власть и судьба народа или государства. Будет то, что с Россией. Нация в народе или государстве состоит из людей высшей расы. Демократия полезна, когда обеспечено ею господство нации», – писал академик в своем дневнике.
Он боялся того, что «социализм даст дисциплину казармы» ...
Когда жить в тогдашнем Петрограде становится опасно, Владимир Иванович Вернадский просит Академию наук отправить его в служебную командировку в Украину. Приехав с семьей в новое украинское государство во главе с гетманом Скоропадским, ученый создает Украинскую академию наук и работает над формированием библиотеки. Ученый верит и делает все возможное для возрожденияукраинской культуры и языка. А относительно политической ситуации в стране он пишет так: «Впечатления от украинской власти всё то же – бессилие и бездарность ... Они играют печальную роль марионеток, которые привели в свою страну иностранцев-угнетателей».
Но несмотря на обстоятельства, Вернадский и дальше делает все, что в его силах, для развития науки. В конце 1919-го года, когда Киев захватили войска Деникина, академию закрыли. С приходом Красной армии академик уезжает в Ростов, а оттуда позже – в Крым, где становится ректором Таврического университета, который в наше время стал университетом имени Вернадского.
В те времена он мог эмигрировать в Лондон, но не сделал этого, вероятнее всего, из-за состояния здоровья: В.И. Вернадский заболел сыпным тифом, который чуть не отобрал у выдающегося ученого жизнь. Когда ученый был на грани жизни и смерти, у него было видение: остаток его жизни проплыл перед глазами, как кадры хроники, и ученому открылось, сколько лет ему осталось жить. Но не это было тогда главным.
«Я начал ясно понимать, что мне суждено сказать новое в том учении о живом веществе, которое я создаю, и что это мое призвание, моя обязанность, возложенная на меня, которую я должен приводить в жизнь – как пророк, который слышит в себе голос, призывающий его к деятельности. Я почувствовал в себе демона Сократа », – писал В.И. Вернадский в дневнике.
Так уж сложилась жизнь выдающегося ученого, что он верил, в первую очередь, в бессмертие личности. Как и его отец, В.И. Вернадский называл себя пантеистом – верил в божественное происхождение всего сущего.
«По сути, для полного удовлетворения личности важен только один вопрос, – вопрос не о божестве, а о бессмертии личности», – считал Владимир Иванович, и в этом был близок к мировоззрению многих восточных религий. «Наука не противоречит религии, она столь же мало опровергает божественность Христа, не существование христианского Бога, насколько мало опровергает существование Аполлона или Венеры», – пишет он в другом месте дневника.
«Мне кажется, что мы сегодня переживаем очень ответственный перелом в научном мировоззрении. Впервые в научное мировоззрение должны войти явления жизни, и, возможно, мы подойдем к ослаблению того противоречия, которое наблюдается между научными представлениями о Космосе и философским или религиозным его постижением. Ведь сейчас все дорогое для человечества не находит в нем – в научном образе Космоса – места », – пишет ученый в письме богослова Павла Флоренского. С православным священником В.И. Вернадский переписывался до самой смерти мученика в одном из сталинских концлагерей.
Была ли безопасной жизнь ученого с таким мировоззрением в Советском Союзе? Академика спасали его колоссальные знания, от практического использования которых руководство государства имело выгоду. Конечно, пережил В.И. Вернадский и трудные времена нападок на него лично (его подозревали в шпионаже) и на его работы как на плоды идеалистической философии. От ареста академика и его семью два раза спасал бывший студент М.Семашко, который был назначен наркомом здравоохранения. Но и в те времена В.И. Вернадский не терпит «насилия над человеческой личностью» и апеллирует в защиту коллег, которые были репрессированы.
В 1922 году академик с семьей уехал в Париж. Его дочь осталась учиться в Праге, а сам ученый читал лекции по геохимии и радиогеологии в Сорбонне. В.И. Вернадский активно работал и там, издал книгу, писал научные статьи ... Однако 1926 решил вернуться в Ленинград по просьбе ученика А. Ферсмана и друга С. Ольденбурга, президента Академии наук. Тогда академик искренне надеялся, что поможет становлению науки на родных землях и все еще верил, что господство коммунистического режима не продлится долго.
Даже в те времена академик часто выезжает за границу читать лекции и работать в научных центрах Германии, Чехословакии, Франции, Англии... Но учение о биосфере мало кто из его современников понимал в полном объеме, и многие работы ученого были изданы через много лет после его смерти.
После 30-х годов выезжать за границу становится все сложнее. В.И. Вернадский становится свидетелем того, как классическая научная теория постепенно вытесняется «новым варварством», однако сам продолжает свой труд, считая, что его знания могут спасти народ. Дочь ученого тем временем остается жить с мужем, археологом Н.П. Толле, в США, а сын становится профессором кафедры истории Йельского университета. Академик не принимал их приглашения уехать за границу. В те времена он развивал научную идею о ноосфере и размышлял над космическим развитием человечества... А в 40-х годах В.И. Вернадский работает над созданием ядерной программы (перспективность которой он понял еще несколько десятилетий назад, однако был услышан только сейчас, когда за разработку ядерного проекта взялась Америка).
Во время Второй мировой войны В.И. Вернадский с женой был эвакуирован в Казахстан, откуда они вернулись в Москву только в конце августа 1943 года. Владимир Иванович чувствует, что пришло время подводить итоги его земной жизни, и сосредотачивается на написании хроники своей жизни, истории зарождения и развития идей. 3-го февраля 1944 умирает спутница его жизни Наталья Егоровна.
Владимир Иванович Вернадский работает дальше, – работает до последнего дня. 6 января 1945 он скончался от кровоизлияния в мозг. Великий ученый был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Многие работы Владимира Ивановича не публиковались в полном объеме до 90-х годов ХХ века, а развивать идеи великого академика продолжают и сейчас. Его труды и сейчас имеют практическое значение – они были научным откровением, которое смогло понять человечество лишь через десятки лет.
Насколько же прав он был, когда говорил, что «в геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление»!
--
Геннадий Орешкин