Некоторые свидетели говорят, что фельетон про похищение невесты назывался "Невеста для Шурика"!
Может, это было и не так - но на волне успеха "Операции "Ы" грех было не попытаться сделать продолжение: и сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской подали 15 июня 1965 года заявку в «Мосфильм» на съёмку нового фильма — продолжения приключений Шурика.
Сценарий нового фильма назывался «Шурик в горах» и состоял из двух частей: первая из них («Кавказская пленница») повествовала о студентке Нине, приехавшей к родственникам на Кавказ, где её похищает местный начальник Охохов,
Вторая часть — «Снежный человек и другие» — повествовала о научной экспедиции, ищущей в горах снежного человека, за которого выдавали себя Трус, Балбес и Бывалый с целью скрыться от милиции.
В итоге Шурик и Нина должны были их разоблачить.
Сказать, что первый вариант сценария был принят прохладно - ничего не сказать: все вертелось вокруг "троицы", а Моргунов и Никулин сходу отказались сниматься: сохранилась стенограмма обсуждения и заявление Гайдая: «Троицы не будет. Никулин сниматься отказался».
Никулин, прочитав сценарий, и вправду дал отказ - история про «снежного человека» его озадачила. Однако спустя два месяца Гайдай сумел уговорить Никулина - ведь снимать решили только сюжет о похищении невесты! И отказом от второй части немало обидели Михаила Ивановича Пуговкина, уже извещенного, что для него специально создается образ руководителя экспедиции!
Но ведь было много других интересных ролей!
Например, принято считать, что товарища Саахова с Джабраилом Гайдай нашел почти тут же: как бы не так - одним из любимых актеров и самого Гайдая и ,конечно, Никулина (еще и соседом по дому на Бронной) был Ростислав Плятт!
С Никулиным они шикарно отработали в "Деловых людях", когда-то Леонид Иович уговорил его участвовать в "Женихе с того света",позже начал снимать в роли Кисы Воробьянинова в паре с Белявским - но Киса выходил куда интересней Оси,а с Гомиашвили не мог сосуществовать в кадре ,и Плятт тогда озвучил закадровый текст.
Но и тут, перечитав сценарий, позвал Юрия Владимировича к себе - при нем позвонил режиссеру Гайдаю, объясняя, что это могут сыграть ,называя кучу имен, в том числе и Владимира Басова и Спартака Мишулина:
"Но они не кавказцы!" - пробубнил Гайдай:"А я?" - возразил Ростислав Янович :
"Ну ,Леонид, вам же не удастся получить на вашего бюрократа ,положим, Геловани : он не только Сталина играл,но и нет его уже с нами.."
Никулин вспоминал, что была идея позвать азербайджанского комика Исмаила Эфендиева, принимал участие в пробах директор картин Николай Гаро (его Гайдай много снимал в эпизодах - например, в "Кавказской пленнице" он рулил рефрижератором) - но блистательно сыграл Владимир Абрамович Этуш!
Без всякого сомнения это стало его звездной ролью..
Лишь один раз Этуш пытался спорить с режиссером - Этушу виделся образ серьезного закоренелого чинуши,Гайдаю более гротескный,- и вот даже эпизод с гвоздикой за ухом сняли в двух вариантах - наконец,Этуш признал правоту режиссера!
Кстати, это была едва не первая отснятая сцена!
Только-только на съемочной площадке появилась исполнительница Нины!
На роль красавицы-комсомолки Нины – долго подобрать не могли. И это при том, что перед взором Гайдая прошел почти весь цвет советского кинематографа женского пола – несколько сотен актрис-красавиц, в частности Наталья Кустинская, Анастасия Вертинская, Наталья Селезнева (это она сыграла роль Лиды в «Операции «Ы»), Жанна Болотова, за которую горячо ратовал всемогущий директор "Мосфильма" Пырьев, Лариса Голубкина, Раиса Недашковская, Наталья Фатеева.
Однако ни одна из этих актрис не устроила Гайдая.
И вот в тот момент, когда впору было уже впасть в панику (весь актерский ансамбль был давно подобран, а Нина никак не находилась), пришло спасение в лице ассистентки Гайдая, которая случайно оказалась в Одессе на съемках фильма «Формула радуги» Георгия Юнгвальда-Хилькевича.
Ассистентка и обратила внимание на 18-летнюю непрофессиональную киноактрису (она окончила Училище циркового и эстрадного искусства) Наталью Варлей, игравшую в фильме Юнгвальда-Хилькевича небольшую роль медсестры.
Стоит отметить, что первоначально режиссер планировал отдать Варлей главную роль, но худсовет с этим решением не согласился и утвердил другую актрису, более «раскрученную» – Раису Недашковскую. И вот теперь Варлей имела возможность взять реванш у Недашковской, поскольку Гайдай ее забраковал.
Когда Варлей вернулась со съемок из Одессы в Москву, дома ее уже ждала телеграмма с «Мосфильма» с просьбой явиться на пробы, которые состоялись 13 апреля 1966 года в павильоне № 9. Спустя несколько дней худсовет утвердил Наталью Варлей на роль Нины.
Эпизоды в доме Джабраила снимали в конце апреля в павильонах №№ 4 и 9 «Мосфильма». В последующие несколько дней были сняты и другие павильонные сцены: Балбес и Трус подсчитывают урон, нанесенный Ниной (три порции шашлыка выбросила в пропасть, три бутылки вина разбила и т. д.); Шурик и Эдик под видом врачей приезжают в «Орлиное гнездо», где троица держит в заточении Нину, с сообщением: «В районе эпидемия. Поголовные прививки. Ящур».
Троица послушно ложится на стол, чтобы им сделали прививки.
Первым под иглу попадает Трус, затем Балбес. Третьим – Бывалый, зад которого требовал особенной иглы.
О том, как проходили съемки этого эпизода, рассказывает исполнитель роли Бывалого Евгений Моргунов: «Сценку с моим уколом придумал Никулин. Он сказал: «Какой смысл делать третий маленький укол, если два уже сделали. Моргунову надо сделать большой». И принес из цирка красивый шприц с французским названием «жане» – вот, мол, его и будем колоть. Я сказал: «Нет, колоть не будем, у меня семья». Никулин говорит: «Не бойся, больно не будет».
Крупным планом снимали лицо, а сзади, между ног, установили табуретку, сняли с нее сиденье и положили обычную подушку. Саша Демьяненко брал шприц и втыкал (. – ).
Семь раз мы снимали этот кусочек, я его боялся как огня. Под табуреткой лежал Никулин, на руке у него была перчатка. Как только игла входила в подушку до упора, Никулин по команде Гайдая хватал ее рукой и держал. Это он поворачивал шприц то влево, то вправо, словно он покачивается. А все думали, что Моргунову пронзили его толстый зад».
Были и другие курьезы.
Например, 6 июня снимали эпизоды в Лучистом, где Нина должна была заразительно засмеяться, глядя на то, как Шурик пытается собрать спальный мешок. Однако заразительный смех у Варлей никак не получался.
Тогда, чтобы привести актрису в нужное состояние, один из членов съемочной группы задрал майку и показал ей свой живот, после чего девушка так расхохоталась, что ее после этого никак не могли остановить. Именно этот дубль потом и вошел в картину.
Места съемок приходилось постоянно менять.
Так, эпизод «улица у психбольницы» снимался в Симферополе, возле консервного завода имени 1 Мая, а сад больницы уже в Алуште. В Лучистом снимали эпизод, где троица несет мешок с Ниной (в мешке была не Варлей, а один из членов съемочной группы).
Эпизод с вращающейся головой Труса снимался так: Вицина снимали с бараньей шапкой на голове, затем перебивали планом Моргунова и Никулина.
Затем Вицина снимали сзади. Пиджак он надевал «задом наперед», из-за спины у него торчали чужие руки.
Пока в Крыму шли съемки, композитор фильма Александр Зацепин в Доме творчества в Иваново в поте лица писал музыку. Стоит отметить, что мелодии из ленты, которые сегодня знает каждый человек в нашей стране от мала до велика, пробивали себе дорогу с большим трудом.
За короткое время Зацепин сочинил четыре мелодии (пятая уже стала «Песней про султана» и была исполнена во время павильонных съемок), записал их на студии и отправил Гайдаю в Крым.
При этом на одной из мелодий сделал пометку, что она вполне может стать песней. Однако будущая песня Гайдаю не понравилась. Когда Зацепин узнал об этом, в нем взыграло самолюбие. Он заявил Гайдаю: если вам не нравится моя работа, то пригласите другого композитора – например, Арно Бабаджаняна. После этого Зацепин отправился к директору объединения Ивану Пырьеву, где написал заявление о своем уходе с картины.
Однако Пырьев остудил пыл композитора. На его глазах он порвал заявление и приказал ему срочно вылетать к Гайдаю в Алушту. Дескать, на месте во всем разберитесь.
Вместе с Зацепиным в Крым отправился и автор стихов к будущей песне Леонид Дербенев. Когда Зацепин и Дербенев приехали в Алушту и вошли в гостиничный холл, первыми, кто попался им на глаза, были Вицин, Никулин и Моргунов. Увидев гостей, те внезапно напели мелодию зацепинской песни. После чего бросились поздравлять композитора: дескать, очень запоминающаяся мелодия, очень нам нравится.
Однако Гайдай продолжал оставаться при своем мнении. Видимо, чтобы убедить композитора в своей правоте, он призвал к себе на помощь сценаристов Слободского и Костюковского, которые, как он знал, всегда старались его поддерживать в спорных ситуациях. Однако на этот раз все получилось иначе.
Прослушав музыку, оба сценариста стали горячо уверять Гайдая, что это именно то, что нужно: просто, но со вкусом. В итоге Гайдай обругал всех присутствующих и ушел из номера, громко хлопнув дверью. Затем, немного остыв, он все-таки разрешил Дербеневу написать слова на эту мелодию.
Когда в конце июля Гайдай приехал в Москву, чтобы послушать окончательный вариант, песня ему вновь не понравилась. Первые строчки были такими: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спину о земную ось». Гайдай возмутился: «При чем здесь мороз, если у нас действие фильма происходит летом? И вообще, такую песню никогда не будет петь народ».
Но что-либо изменить режиссер уже не смог: через несколько дней надо было возобновлять съемки, где Нине предстояло петь песню Шурику. Пришлось брать то, что было.
Впоследствии, когда «Песенка о медведях» станет всенародным шлягером, Гайдай признает свою ошибку, о чем публично сообщит и Зацепину, и Дербеневу.
Песню Нины снимали 2 августа в ореховой роще в окрестностях Лучистого. Кстати, это был последний день Евгения Моргунова в экспедиции – после этого фильм снимали без него.
Почему? Актер окончательно поссорился с Леонидом Гайдаем. Еще во время съемок «Самогонщиков» пять лет назад Моргунов испортил отношения с режиссером и отказался сниматься под его началом. И только после вмешательства Пырьева Моргунова удалось вернуть.
На «Операции «Ы» отношения актера с Гайдаем тоже складывались не лучшим образом, но тогда картину все-таки удалось завершить. А на «Пленнице» конфликт достиг своей кульминации.
Вот как вспоминал об этом сам Леонид Гайдай: «На съемках «Пленницы» случилось ЧП, которое и явилось завершающим аккордом совместной работы. Моргунов пришел на съемку с поклонницами. Я говорю директору группы: «Убрать всех посторонних с площадки!» Моргунов на меня чуть ли не с кулаками. Я взял режиссерский сценарий и на глазах Моргунова вычеркнул все сцены с ним. А было не снято еще довольно много. «Все, – говорю директору. – Отправляйте Моргунова в Москву. Сниматься он больше не будет». Так моя тройка распалась».
Кстати, на съемках Моргунов, который не имел никаких званий, получал самую низкую ставку в троице – 25 рублей за съемочный день. В то же время Никулин получал 50 рублей, Вицин – 40.
Эпизоды, где Шурик падает в речку в спальном мешке, а Нина его спасает, снимали во второй половине августа в Красной Поляне под Сочи, в горной речке Мзымта. Там едва не случилась беда: страховщики, которые должны были в определенном месте перехватить спальный мешок с Демьяненко, не сумели этого сделать, и поток понес актера дальше. Пришлось организовать погоню. К счастью, через несколько десятков метров спальный мешок с актером удалось поймать.
О том, как снимались эти эпизоды, вспоминает Юрий Никулин: «Несмотря на август, вода ледяная. Героиня фильма Нина должна прыгать в горную речку, спасая Шурика.
«Нет-нет! Наташа Варлей не полезет в воду! – говорит решительно Леонид Гайдай.
– Не будем рисковать актрисой. Впереди еще съемки. Сделаем так: оденем одного из ребят в костюм Нины, и пусть прыгает в воду.
На общем плане зритель не увидит подмены!». Один, два, три дубля.
Наташа решительно подходит к режиссеру: «Леонид Иович! В фильме я все делаю сама и прыгать буду тоже сама. Я не боюсь ни камней, ни холодной воды».
После некоторого раздумья Гайдай соглашается.
Теперь прыжок снимается более крупно. Зритель видит, что это прыгает именно Нина. Нырнув и проплыв метров тридцать, Наташа выходит (вернее пулей выскакивает) на берег. В кустах ее раздевает медсестра, растирает спиртом и укутывает в одеяло.
Наташа Варлей довольна. Раздается голос оператора Константина Бровина: «Придется переснять. На объектив камеры попали капли воды».
И снова дубль, и снова медсестра с растиранием (конечно, в картину вошел первый дубль!)».
Роль Нины поначалу озвучивала сама Наталья Варлей, но у нее это плохо получалось, поэтому вызвали профессиональную дублершу, популярную актрису Надежду Румянцеву. 21 октября она начала озвучивать роль Нины.
В эти же дни происходит ЧП: руководство «Мосфильма» требует от Гайдая изменить Саахову фамилию. Почему? Дело в том, что секретарем партийной организации киностудии одно время был человек со схожей фамилией – Сааков. Естественно, у многих могли возникнуть «неправильные» ассоциации, ведь Саахов в картине – персонаж отрицательный. Однако, чтобы переозвучить уже смонтированные куски, пришлось бы затратить уйму времени и средств.
Что делать?
Спас ситуацию Юрий Никулин.
В те дни он по своим цирковым делам пошел на прием к министру культуры Екатерине Фурцевой и рассказал ей об этой ситуации.
Фурцева встала на сторону Гайдая.
Тут же, в присутствии Никулина, позвонила директору киностудии и спросила грозным голосом: «Что это там у вас собираются переозвучивать?» Тот, видимо, испугавшись, заявил: «Нет-нет, что вы! Никакого переозвучания не будет!» Так разрешилась эта проблема.
16 ноября состоялся худсовет по картине.
По сути, это был настоящий разгром фильма – выпускать его «в таком виде» худсовет отказался.
Драматург Эмиль Брагинский, например, сказал, что «музыка хороша, кроме песни Никулина про султана, которая кажется пошловатой. А в троице лучше всех играет Никулин и хуже всех Вицин. Демьяненко вначале вял, вообще его можно несколько сократить». Драматурга поддержала критик Майя Туровская, которая сказала, что «троицу надо бы сократить» – на этот раз они все, включая и Никулина, перекривлялись».
Что говорил Эльдар Рязанов лучше и не вспоминать!
Иван Пырьев подвел итог собранию следующим заявлением: «Музыка в фильме неудачна. Она написана в стиле Таривердиева и кажется устаревшей, вторичной. Кроме того, музыка часто мешает действию и тормозит его. Так, погоню лучше сделать на шумах, а не на музыке.
Вывод таков: картина получилась, но это не лучший фильм Гайдая»
. В заключении по фильму члены худсовета записали следующее: «Художественный совет творческого объединения «Луч» не может принять картину «Кавказская пленница» в настоящем ее виде и рекомендует съемочной группе внести в фильм поправки в соответствии с замечаниями, изложенными в этом решении».
В течение двух последующих недель Гайдай сокращал картину, правда, ему хватило смелости учесть не все замечания, высказанные на худсовете. Поступи он иначе, фильм был бы загублен бесповоротно. Но Гайдай не зря считался гением монтажа.
30 ноября фильм был показан генеральной дирекции «Мосфильма», которая приняла его без поправок.
Однако с Госкино вышла «накладка». О том, что произошло, рассказывает Яков Костюковский: «Кавказская пленница» принималась вечером в пятницу, 23 декабря, одним большим начальником из Госкино. По тому, как он смотрел, уже было ясно, что ничего хорошего нас не ждет. Но когда зажегся свет, мы поняли: никаких замечаний, сокращений, переделок не будет. Большой начальник просто сказал: «Эта антисоветчина выйдет на экран только через мой труп».
В понедельник мы собрались для окончательной расправы. Естественно, сотрудники Госкино нас уже не узнают – зачем, если фильм кладут на полку. И вдруг большой начальник заглатывает меня своими объятиями и лепит такой мужской с засосом поцелуй. Чиновники быстро ориентируются и кричат: «Какое там совещание! Давайте высшую категорию!» Мы в шоке.
Но больше всего меня потряс самый большой начальник, который провозглашает: «Ну, что я вам говорил?» Конечно, если бы я был человеком принципиальным, я бы сказал: «Вы говорили, что фильм выйдет только через ваш труп». Но я молчу. Мы не просто теряемся в догадках, мы, повторяю, в шоке.
Потом выясняется: после нашего предварительного разгрома, поздно вечером в пятницу в Госкино позвонили от Брежнева и попросили на выходные «что-нибудь посмотреть».
Так «Кавказская пленница» попала на правительственные дачи, и кончилось это тем, что Брежнев позвонил в Госкино и поблагодарил за прекрасную комедию».
Стоит заметить, что таким образом Брежнев спас не только «Кавказскую пленницу», но и «Белое солнце пустыни», и еще немало других шедевров, которые без него могли попросту не попасть к широкому зрителю.
В январе 1967 года сценарно-редакционная коллегия Главного управления художественных фильмов разрешила выпустить картину на экран. 25 января 1967 года Леонид Гайдай и директор фильма Л. Фрейдин обратились к руководству киностудии с просьбой выплатить постановочное вознаграждение создателям картины.
В список тех, кому полагалось вознаграждение, попали 16 человек. Среди них были: Л. Гайдай (8000 рублей – общая сумма за фильм), К. Бровин (3000), Н. Варлей (450), В. Этуш (450), Ф. Мкртчян (200), Г. Вицин (450), Ю. Никулин (450). Как видим, из троицы в этом списке присутствуют только двое – фамилия Моргунова отсутствует.
Премьера «Кавказской пленницы» в Москве состоялась в понедельник, 3 апреля 1967 года. Фильм одновременно начал демонстрироваться в 53 столичных кинотеатрах. И везде был аншлаг. Картина принесла его создателю Леониду Гайдаю еще больший успех, чем любая из предыдущих лент, – фильм занял 1-е место в прокате, собрав на своих сеансах 76,54 миллиона зрителей. До этого ни одному советскому режиссеру не удавалось собрать на своих фильмах столько зрителей.
Фразы из фильма, пошедшие "в народ":
- Шляпу сними!
- Птичку жалко!
- Только без жертв!
- Так выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!
- Баранов – в стойло, холодильник – в дом.
- Будешь жарить шашлык из этого невеста, не забудь пригласить.
- Где у нас прокурор? – В шестой палате, где раньше Наполеон был.
- Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!
- Жить, как говорится, хорошо. – А хорошо жить – еще лучше.
- Как говорит наш замечательный сатирик Аркадий Райкин, женщина – друг человека.
- Бамбарбия. Киргуду. – Что он сказал? – Он говорит, если вы откажетесь, они вас зарежут. Шутка! – Шутка!
P.S.Была идея снять и третью часть: действие должно было проходить в тюрьме, где чалились Моргунов,Вицин и Никулин,но..- и снимать было некого! и некому! А снятый несколько лет назад римейк великой комедии только доказал правоту того полувековой давности решения!
--
Геннадий Орешкин