Родители Аристарха Ливанова встретились в военном 44-ом году, в Киеве. Его отец Евгений попал в военный госпиталь с ранением, где и повстречал свою любовь в лице энергичной девушки Нины, лейтенанта медицинской службы и специалиста по реабилитации раненых с помощью спортивной гимнастики. После войны они получили крохотную комнатку 9м2 в нежилом полуподвале, где 17 марта 1947 года у них родился сын Аристарх, а 6.5 лет спустя - Игорь.
В день рождения старшего сына в город прилетели грачи и родители сочли это светлым знамением. Так же они восприняли и предсказание незнакомой женщины, встреченной на улице, и внимательно всмотревшейся в небольшое красное пятнышко на лбу у младенца. "Он будет очень известным человеком, его будут любить очень многие", - сказала она.
Маленький Арик получил своё имя в честь деда по отцу, священника, протоиерея Аристарха Павловича Ливанова, расстрелянного по ложному доносу в 1938 году за "антисоветскую деятельность".
Другой же его дед Тимофей Егорович Новожилов наоборот, был большевиком с 1905 года и занимал высокий пост по партийной линии, работая даже с самим Фрунзе. Таким образом, любовь причудливо соединила два враждующих "клана", что, как показывает история, не впервой даёт самые необычные и интересные плоды.
С детства Арик проводил почти всё время с родителями, работавшими в детских садах, пионерских лагерях, в кружках и кукольном театре при дворце пионеров. Там же он стал делать первые актерские шаги по стопам своего отца Евгения Аристарховича, до войны бывшего артистом Саратовской драмы.
Начав с роли Зайчика в новогоднем представлении, к пятому классу мальчик уже твердо уверился, что обязательно станет актером. Так оно и вышло. По окончании школы, Аристарх, по совету своего преподавателя драматический студии Юрия Сергеевича Лаврова (отца Кирилла Лаврова), поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Чуть позже туда поступил и его младший брат - Игорь Ливанов.
Обучение в ЛГИТМиКе проходило очень ярко и интересно, молодой Аристарх обучался у великих педагогов, которых вспоминает с большой благодарностью до сих пор. Тогда же он впервые женился, на своей юной сокурснице. Но брак продлился не больше двух лет.
Окончив в 1969 году Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, Аристарх Ливанов с фактически полным составом своего курса попал по распределению в г.Волгоград. Некоторое время он работал в ТЮЗе и Волгоградском драматическом театре. В том же 1969 году состоялся дебют Ливанова в кино. Он сыграл Костю в молодежной комедии "Эти невинные забавы" по повести Анатолия Рыбакова "Каникулы Кроша". А чуть позже Ливанов снялся в одной из ролей в школьном приключенческом фильме "Зеленые цепочки".
В 1971 году Аристарх снова женился и через год стал отцом сына Жени, однако и этому браку не суждено было долго продлиться, супруги вскоре расстались.
В 1973 году молодой артист попал в судьбоносный ТЮЗ Ростова-на-Дону, а позже - в Театр ростовской Драмы, где удивительно сыграл Гришку Мелехова в "Тихом Доне", за что получил Государственную премию. Параллельно Аристарх также играл роль в Таганрогской Драме, работая таким образом одновременно в трех театрах. Роль Мелехова, а также оглушительные успехи других ростовских спектаклей с участием Ливанова, заставили центральные театры обратить внимание на перспективного артиста. И он получил приглашение в Москву. Так, в 1977 году Аристарх Ливанов был принят в театр им. Моссовета, навсегда покинув Ростов со своей молодой супругой Ларисой, помощницей режиссера того самого ТЮЗа. И в том же 1977 году, уже в Москве, родилась их дочь Нина.
Работа в Театре имени Моссовета была насыщенной, роли интересными. Публика скоро полюбила молодого фактурного артиста, стали появляться поклонники, поступать всё новые предложения о работе. Через 3 года жизни в крохотной комнатке общежития театра, семья Ливановых переехала в двухкомнатную квартиру. Первый большой успех в кино к Аристарху Ливанову пришел после выхода на экраны телевизионного сериала "Государственная граница" (1980), где он блестяще сыграл роль белого офицера Сержа Алексеева.
Эта картина принесла актеру широкую известность, премию ВЧК КГБ и закрепило за ним амплуа аристократа. В последующие годы Ливанов много снимался в самых разных картинах. Нередко ему доводилось играть белых офицеров или иностранцев всех мастей (как, например, помощник Вэлша в детективе "ТАСС уполномочен заявить").
Сам же актер среди самых важных своих кинематографических работ того периода, помимо "Государственной границы" называет фильмы Виталия Четверикова: драму "Затишье" по одноименной повести И.С. Тургенева, и трагическую притчу "Сад". Что касается театральной деятельности, то в 1986 году Аристарх Ливанов покинул театр им. Моссовета и перешел в Центральный Академический Театр Советской Армии, чтобы блестяще сыграть там роль своей мечты - Князя Мышкина. Однако уже на следующий год он получил предложение от Т.Дорониной, стать ведущим актером "молодого" МХАТа им. М.Горького, и принял это предложение. Именно на сцене МХАТа он сыграл классических Гаева, Тузенбаха и Плюшкина.
В первой половине 90-х Аристарх Ливанов продолжал активно сниматься в кино, преимущественно в остросюжетных фильмах. Одну из самых ярких ролей того периода - Капитана Воронова - он сыграл в боевике Виктора Доценко "Тридцатого - уничтожить!".
Главную положительную роль в этой картине исполнил младший брат Аристарха Игорь Ливанов. Как правило, в эти годы Аристарху доставались исключительно отрицательные персонажи, только сутенера ему довелось сыграть трижды. Аристарх Ливанов в одном из интервью так оценивал эту ситуацию: "Так сложилось, что я все время играл подлецов, хотя я - человек очень добрый. Один режиссер сказал мне, что мне удается играть негодяев, потому что сам я такую породу людей ненавижу"
Новый виток популярности пришел к Аристарху Ливанову после 2000 года, когда в нашем кино пришло время сериалов. В изменившихся социальных условиях Ливанову, сыгравшему множество белогвардейцев-негодяев, солдат, офицеров, врачей, борцов с мафией, сутенеров, стали предлагать новых персонажей.
В 2002 году в мелодраме "Письма к Эльзе" он впервые предстал перед зрителем в образе олигарха. Правда роль оказалась небольшой - уже на 29-й минуте сценария герой Ливанова погибает от руки киллера. Впоследствии актера не раз приглашали на роли олигархов, а затем и на роли генералов ФСБ.
Среди наиболее заметных работ актера последних лет - роли в сериалах "Оперативный псевдоним", "Другая жизнь", "Сармат", "Исцеление любовью".
С большим успехом по городам России, Европы и Америки гастролирует антреприза "Императрица", где Ливанов в паре с Людмилой Чурсиной играет Князя Потёмкина. Также артист работает еще в двух антрепризах, и репетирует четвертую.
В июле 2005 года Аристарх Ливанов, стараниями дочери Нины, стал счастливым дедом. Теперь он работает над новыми ролями, переполненный свежим энтузиазмом, подаренным маленькой внучкой Катенькой.
С ЮБИЛЕЕМ!
--
Геннадий Орешкин