3 сентября в 16 часов в экоцентре «Кусково» открылись классы для детей и подростков от 10 до 16 лет, которые мечтают о кинокарьере и неравнодушны к будущему нашей планеты.
Организаторами выступают ГПБУ «Мосприрода» Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы и Детская социальная киностудия.
Ученики киношколы под руководством режиссеров, операторов, художников, педагогов по актерскому мастерству создадут 3 настоящих «зеленых» фильма. Что же получится у ребят? Разбирается журнал «ЭкоГрад».
В Кусково все спокойно. Будний день, дождик. По-прежнему мишка на плакате интересуется, хорошо ли он получился. Захожу в Экошколу. Народа совсем немного. Методисты, знакомые нам еще по Дню открытия Экошколы, да небольшая группа ребят. Первая мысль, что мероприятие отменилось. Но затишье оказалось временное. Ждут группу в 26 человек. А пока методисты устраивают зашедшим школьникам (и мне тоже) небольшую экскурсию. Пользуясь тем, что почти никого нет, могу хотя бы потрогать сенсорные экспонаты. Благополучно проиграв в викторине мама с ребенком, «погружаюсь» в видеопутешествие в их знаменитом интерактивном зале с подушками-камнями. Если в тот раз была Камчатка, то сегодня — пещера под подмосковным Подольском и Карелия. Но вот уже слышно: пришли. Скоро начнется. Занимаю место в кинозале. Кстати, хочу отметить, к креслам очень удобно пристроены выдвижные столики: прекрасные условия для работы.
Зал заполнило человек сорок детей разного возраста, не меньше. Некоторые — с родителями. А на сцене сразу же появились люди. Готовые ввести молодежь в мир кино: представители «Детской социальной киностудии». Общалась с ребятами художественный руководитель студии, Мария Сопова. Она начала с того, что к юбилею Департамента природопользования создается «Зеленая киношкола», и в октябре месяце, как раз к юбилейным торжествам, состоится Фестиваль детского зеленого кино и анимации. И на нем будут показаны три фильма: те фильмы, которые снимут дети, собравшиеся в студии.
А дальше началось самое интересное: Мария попыталась выяснить, что же подрастающее поколение знает о кино и его производстве.
Первый, самый безобидный вопрос: что такое кино?
Громче всех звучали такие ответы:
Ну, это по интернету смотришь.
Развлекаешься.
Видеофайлы.
И многие другие в том же духе. Надо сказать, были и версии, близкие к правде: часть ребят сразу настроилась серьезно. «Это выражение мысли режиссера». «Вид визуального искусства». Ну, так отвечали, конечно, ребята постарше.
Гораздо лучше дело пошло с вопросом, а что же нужно, чтобы создать кино? Идея. Творческий состав. Аппаратура. Средства. Освещение. И многое-многое другое. Начали разбираться дальше.
Насчет идеи у ребят четкое представление: она бывает или у сценариста, или у заказчика фильма. А еще есть экранизация, это когда фильм по книге.
После идеи пишется сценарий. Но вот здесь уже начинаются сложности. Нужен еще и режиссерский сценарий, с раскадровкой. И, лишь когда он готов, следует приглашать (не «нанимать», а именно «приглашать»!) актеров. Организовать поиск места для съемок. В кино вообще много премудростей. Мария вместе с ребятами выяснила, что за камерой недостаточно одного человека. Помимо оператора, нужен и звукооператор, мастера по свету, гримеры. А ведь кино бывает разных жанров. Если снимают экшен (как требовал молодой кинодеятель Артем с первого ряда), то потребуются каскадеры. Если в фильме участвуют животные — то дрессировщики. И — один из самых необходимых на съемках человек: ассистент кинорежиссера с хлопушкой. Хлопушка, оказывается, дает сигнал для синхронизации видео и звукового сигнала.
А что же после съемок? «Реклама» - сразу отвечают несколько будущих продюсеров. Да, реклама — двигатель торговли, знает и непрофессионал. Но выпускать фильм нельзя, в первую очередь, без других вещей: монтажа, озвучки. И титры, конечно, нужны: а то как мир узнает, кто отвечает за это самое, что появилось перед ним на экране? Или — кто создатели нового киношедевра?
Потом стали распределять роли на съемочной площадке. Мария начала опрос у собравшихся. Подавляющее большинство собралось стать режиссерами. Причем один — с гениальной формулировкой: «Потому что он самый главный и на всех орет». Напрасно Мария пыталась разубедить юного любителя показать свою власть. Иногда собравшаяся аудитория вела себя так, что Мария сама едва удерживалась, чтобы не повысить голос. Многие выбрали профессию актера (в основном актрисы). Один молодой человек совершенно четко заявил, что собирается быть видеооператором, и никакой другой карьеры не мыслит. Нашлись и продюсеры, и даже один кинокритик. После распределения ролей Мария напомнила собравшимся, что фильм должен быть «зеленый», «экологический». Энтузиазм собравшихся начал заметно гаснуть. Они, похоже, представили себе скучные ролики на тему «Бросать мусор плохо» и т.д. Однако Мария успокоила: экологический — не значит скучный. Полет фантазии здесь может быть не менее высоким, чем у любой другой тематики. И сразу же доказательство: фильмы, снятые «Детской социальной киностудией».
Первый - «Сказочки на ночь». Вампирски-замогильным голосом. Сюжеты сказочек можно сравнить с садистскими стишками про мальчика, наподобие:
Маленький мальчик на вишенку влез,
Дед Епифан зарядил свой обрез.
Выстрел раздался. Вырвался крик.
«Двадцать второй!» - улыбнулся старик.
В таком вот духе — шесть экологических историй. Типа мальчик любил обрывать у деревьев сучья, и вдруг решил залезть на сосну. «Долго снимал его дядя-лесник». Или еще один «ребенок-индиго» поклеил модель — и бодро вылил остатки клея в окно. А потом (внимание!) пошел под это же окно (!) играть. Конец оказался немного предсказуем: любителя полезного досуга весь двор отдирал от асфальта. Впрочем, все шесть мини-историй прозвучали бодро и садистски-весело, донося нехитрую, но полезную мораль: мусор нужно убирать за собой, и убирать правильно.
А вот следующий фильм — совершенно другой направленности. «В поисках друга». Начало не предвещает интриги: девочка весело играет с небольшим рыжим псом. Кушает мороженое. Одно, другое, третье... В общем, девочка лежит в больнице с чем-то остро-простудным. Скучно в больнице, хорошо, хоть порисовать можно. И рисует она, конечно, своего рыжего лохматого друга. А тот — что бы вы подумали? Заскакивает на мотоцикл к проезжающему мимо байкеру и так добирается до больницы! И все бы хорошо, да рядом дежурят живодеры. Правда, враги природы не страдают избытком интеллекта. Нередко ловят себя сами, так что Рыжик уходит от них довольно уверенно. В итоге подманили колбаской... Фургон. Клетка. Десяток собак, уже знающих свою участь. Но вот то ли заперли Рыжика плохо, то ли он Пес-супермен (вернее, Суперпес), да только он раскрыл свой замок и освободил остальных. Живодер-интеллектуал, естественно, полез посмотреть, что за шум в фургоне. И вот — один из самых сильных кадров маленького фильма: освобожденные собаки буквально сминают живодера. Рыжик со всех ног бежит к девочке, но изуверы из всех собак выбрали своей жертвой его и бросились в погоню. Что дальше? Тетка торгует у лотка разной разностью. Рыжик сминает лоток и, теперь уже с красной тряпкой на шее, несется дальше. За ним — живодеры, и теперь уже тетка. Дальше на полянке — съезд любителей комиксов, несколько десятков Суперменов разного возраста. Рыжик проносится сквозь них. У него на груди оказывается синий кусок материи. Да еще и красный «плащ» - да, Рыжик и вправду Суперпес. Погоня близка, но собака стремительно врывается на двор больницы. Девочка слышит друга, и, несмотря на постельный режим, вылетает из палаты прямо к нему. Медсестра настроена подержать ее еще пару деньков «для профилактики», но доктор увидел девочку с Рыжиком и все понял: «Готовим к выписке». А живодеры, кстати, вполне заслуженно оказались за решеткой, чего и мы от души желаем людям, нарушающим закон о жестоком обращении с животными.
Конечно, «Детская социальная студия» снимает фильмы и меньшего объема. Вот ролик старших воспитанников «Дорога к Байкалу». Еще к тому Байкалу, не знавшему беды. Величавому и спокойному, дававшему новые силы, очищавшему и освобождавшему дух. Байкалу, который теперь нужно спасти...
И еще один ролик — музыкальный. На мотив песни «Ветер перемен» из кинофильма «Мэри Поппинс». О том, что даже у обычного человека могут вырасти крылья — если он будет чувствовать за собой поддержку.
Зал оживился. В числе поющих в музыкальном ролике ребята узнали Арину Данилову, маленькую звезду шоу «Голос. Дети». Ту самую «девочку со стаканчиком», у которой теперь есть личный фанат — Пелагея. И очень-очень много поклонников по всей стране. Да вот и она сама! Арину просят на сцену. И сотрудники «Детской социальной киностудии» берут у нее интервью. Все как и положено. Как у взрослых.
Арина, расскажи, пожалуйста, с чего все начиналось?
Я с семи лет занималась в музыкальной школе. Потом, когда стал меняться голос, я стала работать с профессиональными людьми, и у меня в мечтах никогда не было вот так вот сидеть и рассказывать о себе. А без музыки я не могу, она течет у меня по венам.
Арина, какие твои любимые песни?
Их очень много. Под настроение.
А как выбирали песни для шоу «Голос»?
Конечно, мне помогала мама. Нам дали очень большой список, из которого можно было выбирать. Выбирали более легкие. И, как мне кажется, выбор был удачным.
А у тебя уже есть опыт в кино?
Первый опыт — короткометражка «За день до успеха», кстати, скоро будет ее премьера. А еще я снималась в сериале «Женская консультация», он выйдет в следующем году.
Арина, расскажи, пожалуйста, в чем твой секрет успешного человека?
Ну вы прямо сказали! Как будто я взрослый успешный человек! Я очень сильно благодарна моей маме, она сейчас здесь, она всегда меня поддерживает! В первый раз я появилась в кадре в пять лет, в шоу типа «Детские шалости». А уверенность пришла после «Голоса». И все-таки, главное — это то, что меня поддерживает мама. Она у меня визажист, стилист, парикмахер, и педагог. Она разрабатывает мой стиль. Недавно придумала совершенно новый фрик-стайл, с огромной юбкой, очками в пол-лица.
Мы знаем, как нелегко дается успех. Ты занимаешься каждый день?
Да, каждый день. В этом мне помогает мама, оперная певица. А скоро я снова буду ходить в музыкальную школу.
Вопрос с намеком — помогла ли тебе «Детская социальная киностудия»?
Конечно, очень! Я научилась многому новому. Я никогда не делала саундтреки. У меня появился опыт озвучивания. Спасибо киностудии! Здесь отличные, позитивные люди. И без «Детской социальной киностудии» у детишек, которым она помогает не было бы столько счастья.
Ты бы хотела бы попробовать себя в кино и в какой роли?
Да, я хотела бы быть режиссером, или сценаристом. Я хочу получить серьезную профессию, поэтому пойду в институт. Скорее всего, на режиссера.
А какой фильм ты бы хотела снять?
Мелодраму. Или ужастик. Вообще, такой, где можно и поплакать, и посмеяться.
Какие твои любимые актеры и фильмы?
Актеры? Из наших — Гурченко. Нравится Джим Керри, он и смешной, и серьезный. Ди Каприо. А фильмы - «Один плюс один», «Чарли и шоколадная фабрика», «Алиса в стране чудес».
После интервью многие хотели сфотографироваться с Ариной, но ведь еще надо было разделиться на команды. Фильмов-то будет три, значит, и команд тоже три. Вечное «Ура, мы вместе!» и «Фу, я не хочу, можно мне в другую команду?» Но Мария не шла на поводу а терпеливо объясняла, что в кино приходится «сыгрываться» в один коллектив самым разным людям. И умение «сработаться» всегда в жизни пригодится.
Распределились. Записываемся. «Имя?» - «Артем Попов». - «Подожди, мне пока не нужна фамилия, скажи имя!» - «Артем Попов» - «Да ты скажешь, наконец, свое имя?» - «Я же сказал, Артем Попов!» Вот так-то. Это мы сейчас смеемся. А лет через 20, скажем, Артем Попов, звезда российского кино, получит приглашение от голливудского режиссера (у Михалкова он уже сняться успел) и будет вальяжно раздавать автографы, прикидывая, поможет ли в данный момент его имиджу новый роман, или нет.
Команды поутихли. Мария объяснила, что роли распределятся в процессе, а пока главное — создать идею. Идею такого экологического фильма, чтобы самим было интересно. С участниками кинопроекта будут проводиться мастер-классы: сценаристский, режиссерский, операторский, художественный (художник-постановщик), звукооператорский. Оборудование на мастер-классы будет привлечено настоящее, и объяснять будут не на уровне «два притопа — три прихлопа», а со всеми киношными тонкостями. Особенно, говорят, нравятся мастер-классы у звукорежиссера. Он делает там такое! Но я не знаю какое... Но вот эти ребята узнают.
Снимать будут на территории парка «Кусково»: он весь в распоряжении трех юных кинобригад. Конечно же, присмотр взрослых будет обеспечен. Но в данном случае — это не столько взрослые, сколько профессионалы мира кино, которые помогут и поддержат.
Что получится из интересного киноэксперимента? Увидим в октябре. Пока, пусть это звучит крайне неэкологично, с помощью киношколы удастся «убить» сразу нескольких зайцев. Во-первых, кино любят. Крайне затруднительно встретить человека, который относился бы отрицательно ко всему киноискусству вообще, хоть бы к комедиям Гайдая или документалистике. Значит, дети станут приучаться любить природу — через интересное. Через то, что они уже любят. Во-вторых, «кинопрофессии» при некоторой переквалификации вполне востребованы в реальной жизни. Работа с видео, звуком, организаторская работа и др. А в-третьих, научиться работать в команде, сплотиться, где-то переступить через себя, а где-то и настоять на своем: в жизни пригодится. Ну что ж, ждем три премьеры в октябре!