«ЭкоГрад» вынужден признаться, что знаменитое фаустовское «мир не был до меня и создан мной» несколько устарело и в контексте Новой экологической политики Москвы, цветущей и развивающейся на горе скептикам, уже не вбирает всё необъятное, о чём лет 150 назад ещё предупреждал Козьма Прутков. Так вот, экологические перформансы были всегда, и до рождения нашего журнала возникли московские выезды официальных экологов, с медиаподдержкой и статусом научного мероприятия, которые успешно становились экошоу и пользовались успехом у множества поклонников. В нынешнюю эпоху ретровейва, когда события не столько переоцениваются, сколько коллекционируются, пора вспомнить минувшие дни ― «и битвы, где вместе рубились они…».
Всему виной, как всегда в России, революция сверху. Ровно десять лет назад площадь Москвы увеличилась в два с половиной раза за счёт присоединения окрестных территорий, получивших название «Новая Москва». Это было самое крупное административное расширение границ столицы за всю ее историю ― добавленная площадь составила 148 тысяч гектаров, и бОльшую часть этой территории составили природные оазисы с большим количеством ООПТ.
Так в границы мегаполиса вошел участок земли в пойме реки Поляница. Именно здесь начала свою работу знаменитая орнитологическая школа Антона Кульбачевского — вместо уроков главный эколог Москвы выпускал птиц на волю. Каждый год, весной и осенью. Яркое зрелищное действо привлекло столичных журналистов, поэтому школа естественным путём трансформировалась в шоу. Экологический стендап на 37 километре Калужского шоссе (поворот на деревню Безобразово) известен многим репортерам, которых амплуа соучастников шоу привлекало чуть больше, чем роль пассивных зрителей.
Само действо, как правило, намечалось на полдень. Дождь ли, ветер, мировые катаклизмы или местные — всё равно главный эколог Москвы Антон Кульбачевский выпускает птиц. Этой осенью свободу получили 30 пернатых ― соколы, совы, ястребы, утки и чайка. Все эти птицы когда-то нуждались в помощи: одних москвичи находили в коллекторах и вентиляционных шахтах, других — просто ранеными на улице. После этого пернатые поступали в Центр передержки, где их лечили. И вот – финал, воля…
Выпуск каждой из птиц Антон Кульбачевский сопровождает рассказом о её индивидуальной судьбе и заодно об особенностях обитания вида в городских условиях. О том, например, что уток не стоит кормить хлебом ― для них наш хлеб равносилен яду.
На страницах журнала «ЭкоГрад» лекции от Антона Кульбачевского востребованы. И не только потому, что эколог демонстрирует вполне себе энциклопедический уровень знаний в теме. Тихим спокойным голосом Кульбачевский рассказывает простые, свободные от наукообразия и заумного теоретизирования, актуальные для каждого юзера природных угодий полезные вещи, не забывая акцентировать внимание на потенциальных помощи эти экоюзеров природе родного московского края.
Все действо, назовем его условно «шоу экошколы», длится не более полутора часов. Сначала выпускают хищников на опушке, а потом водоплавающих — в бывшую зону торфоразработок. Ну и, как всегда и везде, Антон Кульбачевский охотно отвечает на вопросы журналистов.
Журнал «ЭкоГрад» всегда принимает участие в «уроках школы». Мы торжественно обещаем продолжить наше повествование о чудесной новой московской традиции в Новой Москве.
Владимир ХЛУДОВ, фото и видео Игоря ПАНАРИНА.