В РГГУ обсудили практическую психологию и новую реальность

21-22 февраля 2025 года в Российском государственном гуманитарном университете состоялась ежегодная Международная научно-практическая конференция, включающая фестиваль психологических практик «Практическая психология и новая реальность», подготовленная и проведенная Институтом Психологии им. Л.С. Выготского. В рамках конференции прошли сессии с пленарными докладами, круглый стол, секция с актуальными научными докладами и 18 мастер-классов ведущих специалистов-практиков

В РГГУ обсудили практическую психологию и новую реальность - фото 1

Конференция собрала специалистов из России: Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Рязани, Самары, Воронежа, Греции (дистанционно). Всего ней приняли участие более 100 человек.

Пленарное заседание было открыто деканом факультета психологии образования Петрушихиной Еленой Борисовной, которая в приветственном слове участникам отметила, что взаимодействие между практической и академической психологией является важнейшей задачей в условиях сложных отношений и экзистенциальных выборов в современном мире. «Люди ждут нашей помощи, нашего понимания, поэтому нам важно найти ответы на вопросы о том, как обрести опору в жизни, как не растерять силы в борьбе с повседневной рутиной и как реализовать себя для помощи будущим поколениям. Эта конференция важна в разных аспектах, в первую очередь, как инструмент личностного и профессионального развития участников, их коллективного интеллекта», – подчеркнула Елена Борисовна Петрушихина.

Пленарное заседание в форме панельной дискуссии открылось обсуждением важной современной темы «Психологическая топология жизненного пути», исследования развертывания бытия в философии, психологии, антропологии, социальной практике, медицине. Поднимались темы поворотов жизни и кризисных состояний, осмысления путей развития цивилизации и сохранения человека в современном мире, развития психологии будущего, разработки методологии, теории и практики, новых подходов в практической психологии.

Первым выступил доцент кафедры современных проблем философии (РГГУ) Лызлов Алексей Васильевич, доклад которого касался стадий на жизненном пути как этапов экзистенциальной зрелости человека.  Обращаясь к мыслям С. Кьеркегора, докладчик показал, как возрастание человека позволяет ему научаться делать усилия и выборы, совершая «прыжок веры», удерживаться в «стоянии быть собой».

Второй доклад пленарного заседания доктора псих. наук, заведующий кафедрой общей психологии ИП им. Л.С. Выготского РГГУ, профессора кафедры развития человеческого капитала Финансового университета при правительстве РФ Каширского Дмитрия Валерьевича был связан с топологией ценностного мира личности. Докладчик представил исследования ценностей российской молодежи на протяжении практически 30 лет: с 1995 по 2023 года, и показал, что круг ценностей, конечно же, меняется, но основополагающие жизненный ценности остаются неизменными.

Екатерина Юрьевна Патяева, доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова представила доклад о культурно-исторической терапии Л.С. Выготского, явлении практически неизвестном. Опора на письма, написанные ученикам великим учителем и его рекомендации, свидетельствуют об определенном складывающимся подходе, который не был известен современной психологии. Где суть рекомендаций — это обращение в терапии к целостному человеку, побеждающему «свою природу» силой личности, а позиция психолога — это позиция философа, который выращивает «картину мира» человека.

Валуев Олег Сергеевич, ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики образования Института психологии им. Л.С. Выготского (РГГУ),  ст. преподаватель кафедры социальной психологии Московского Института Психологии (МИП),  показал многоаспектность поиска «своего места» для человека, который и составляет психологию жизненного пути. Обращаясь к размышлениям М.К. Мамардашвили, митр. Антония (Сурожского), Н.А. Бердяева, С.Л. Рубинштейна, Р. Мэя, докладчик показал, что векторы пути человека могут располагаться по «горизонтали» и «вертикали», но требуют усилий, чтобы оставаться «живым», но если же человек не находит в себе «мужества быть, то он терят «свое бытие».

В заключении пленарного заседания прозвучал доклад профессора Геннадия Григорьевича Кравцова, директора Института Психологии им. Л.С. Выготского о категории развитии в психологии, в котором он отметил  необходимость развития культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, необходимость ставить перед собой методологические вопросы,  важность изучения человека как личности, а не раздробленных или отвлеченных его характеристик, изучения всего духовно-нравственного его строя и звучания.

Большую вовлеченность участников Конференции вызвала работа Круглого стола,  модератором которого была Кригер Евгения Эвальдовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики образования Института психологии им. Л.С. Выготского (РГГУ), где обсуждались вопросы актуальности и необходимости изучения психологической типологии жизненного пути; методологические принципы  исследования  жизненного пути человека и его места в жизни. Выступления Шевеленковой Татьяны Дмитриевна, Симаковой Татьяны Александровны вызвали горячий отклик у студентов и аспирантов, участников конференции. Были подняты вопросы меняющегося образа человека в реальности, в противовес человеку виртуализированному, гуманистического и духовного в психологии и в образовании.

По традиции Пленарное заседание и круглый стол завершилось выступлением Большого детского хора им. В.С. Попова, который не только порадовал участников прекрасным исполнением, но где ярко прозвучала метафора связи бытия и света, детства и расцветания жизни, классики и современности, психологии и искусства, теории и практики.

Секция научных докладов под руководством профессоров РГГУ Мишиной Марины Михайловны и Воробьевой Ксении Андреевны, которые зачастую воспринимаются немного оторвано от жизни, в этот раз познакомили с научными исследованиями, с найденными интересными закономерностями, открытиями и полезными изобретениями в области психологии. С докладами выступили психологи, медики, педагоги: К.А. Воробьева, Т.Д. Шевеленкова, Е.Е. Полоскина, Т.В. Баласи, А.А. Немцов, С.В. Персиянцева, Н.В. Сабельникова. Е.В. Канаева, Е.Б. Поднебесная, Т.А. Соколовская, О.В Армашевская, Ю.С. Журавлева, Е.В. Бахадова.

Фестивальная программа воплотилась 19-ю мастер-классами, где были представлены следующие авторские разработки специалистов-практиков:

  • в методе системных расстановок Кригер Е.Э. были затронуты темы глубинных топологий в родовых отношениях;
  • возможности опыта терапии поэзией с помощью культурно-исторической психологии показала Патяева Е.Ю.;
  • взгляд на ресурсы личности перед лицом новой реальности с позиции духовно-ориентированной христианской психологии представила Инина Н.В.;
  • в нарративном подходе обсуждали ценность семьи в жизни человека, нахождении своего индивидуального места в семейной системе под руководством Чижовой К.И., а также деконструкцию жизненного пути под руководством Коваленко П.Е. и Крысько М.Д.
  • метод психодрамы в поисках ресурсов устойчивости, позволяющих обрести иммунитет к отрицательным воздействиям со стороны окружения, представили Симакова Т.А., Башарина Ю.В.;
  • погружение в метод внутренних семейных систем IFS, концепцию осознанного поведения и внутреннего вопрошанию человека к самому себе участники конференции смогли совершить под руководством Чужиковой Е.В.;
  • компьютерные технологии в практике психолога и психотерапевта, которые можно использовать школьному и медицинскому психологу, в том числе как психотехнологии реабилитации участников СВО, были продемонстрированы Кучиновым А.И.
  • танцевально-двигательные практики как способы исследования личных границ и инструмент избавления от стресса, перенапряжения, хронической усталости были использованы в работе Волковой А. П., Лаврентьевой В.А.;
  • мир арт-терапии в авторских разработках был представлен Колягиной В.Г., Садко Е.А., Сабельниковой Н.В., Сальниковой В.Н, Пчелинцевой О.А., как и мультимодальная творческая мастерская в развитии художественного восприятия Леухиным А.А.;
  • метод ОРКТ в сочетании с использованием метафорических карт позволил участникам увидеть «координаты» своего пути, наметить шаги к будущему под руководством Немировой С.А.;
  • метод терапии привязанности позволил поисследовать отношениях с близкими, понять причины некоторых проблем и найти пути их решения на мастер-классе Барабанова Р.Е. и Бондаревой М.И.
  • звуковая терапия в исцелении «разума и тела», в работе с тревожностью и стрессами с помощью поющих тибетских чаш осуществлялась Бондаренко А.Ю. и Проскуриной А.А.
  • поэтические эксперименты в развитие возможностей личностного поиска и утверждения своего пути в работе с жизненными проблемами и экзистенциальными преградами были представлены в авторской методике Валуева О.С.;

В заключение конференции, по сложившейся традиции завершать научно-практический труд творческим событием, состоялось театральное действо  «Я в предлагаемых обстоятельствах», ведущим которого стал Фастовский Александр Улленович выпускник ВТУ им М.С. Щепкина, Института Современного Искусства, Нью-Йоркской театральной школы «Circle in the Square», режиссер, ведущий артист, мастер сцены Московского театра «Поколение», магистрант РГГУ.

Кригер Е.Э., Бахадова Е.В.

В РГГУ обсудили практическую психологию и новую реальность - фото 2

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить