Тезисы выступления А.О.Кульбачевского
на заседании Коллегии Департамента природопользования и
охраны окружающей среды города Москвы
(23 марта 2016 года)
Приветствие.
Слайд 1.
Начну с главного. В изменяющихся экономических условиях экологическое развитие Москвы приостановлено не будет. Базовая стратегия развития природоохранной сферы Москвы может быть реализована без пересмотра большинства основных целевых показателей улучшения качества окружающей среды. Однако появится необходимость оперативного реагирования на существующие вызовы с учетом возможности сокращения бюджетного финансирования. При этом у нас есть полная уверенность, что поручения Мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина, жителей города о поддержании комфортного экологического баланса будут выполнены, несмотря даже на самые жесткие вызовы.
Аргумент понятный, глобальные изменения, коснувшиеся и нашей страны в целом, и Москвы в частности, естественным образом коснутся и экологического комплекса нашего города. Но мы всегда жили по средствам, в равной степени старались реагировать на оперативные проблемы, и не упускать из виду среднесрочные.
Слайд 2.
Результаты своей работы мы сверяем с самым широким экспертным мнением. Для этого используются самые авторитетные в мире площадки, в частности: Московский Урбанистический форум, Международная конференция мэров городов С40, Парижская климатическая конференция, наша ежегодная Научно-практическая конференция, Четвертый Съезд экологов, на котором мы презентовали проект «Новой Экологической политики», одобренный экологическим сообществом.
Московский урбанистический форум 2016 года объявил в качестве ключевых тезисов своей повестки «гибкость и адаптивность». Цитирую: «При управлении мегаполисами адаптивность и гибкость часто являются важными факторами успеха, а национальная политика может напрямую влиять на локальную стратегию». Форум состоится в июне. Наше видение «Гибкости и адаптивности» в сфере экологии, в самых первых результатах мы представим на форуме.
На нашей Коллегии присутствует известный урбанист, философ, наш общий друг Ян Гейл. Я благодарю его за включение в свой плотный график участие в Коллегии Департамента. Ян хорошо изучил Москву. В ходе совместной работы к нам пришло ясное понимание качества вызовов современного мегаполиса. Сегодня уже никто не спорит с тем, что современный мегаполис должен развиваться как единое пространство, призванное предоставлять жителям максимум выбора и степеней свободы. В любом документе можно почерпнуть, что разнообразие, доступность и гибкость должны проявляться во всех сферах городской жизни без исключения - экономике и архитектуре, культуре и образовании, градорегулировании и транспортной политике. Но лишь в самых последовательных и ответственных документах разговор начинается с экологии.
Процитирую один из таких документов. В марте 2016 года был опубликован доклад ВОЗ «Предупреждение заболеваний благодаря оздоровлению окружающей среды: глобальная оценка бремени заболеваний, вызванных экологическими рисками». По оценкам ВОЗ в мире около 12,6 миллионов смертей в год связаны с загрязнением окружающей среды.
Здесь собрались люди, объединенные общим пониманием значения охраны окружающей среды для повышения качества жизни и здоровья людей, обеспечения устойчивого развития. Я благодарю приехавших на нашу Коллегию представителей Минского комитета по охране окружающей среды. В свое время во многом благодаря минскому опыту Москвой было инициировано утверждение на федеральном уровне нормативов содержания мелких взвешенных частиц в атмосферном воздухе. Я также рад приветствовать сегодня нашего соседа – Московскую область и давних коллег из Санкт-Петербурга, Тверской области, Севастополя. И, конечно, членов Общественного Совета при Департаменте – наших уважаемых экспертов.
Я убежден, что экологические проблемы необходимо решать сообща, а для этого необходима консолидация всех сил и возможностей.
Теперь несколько слов о нашей практике
Слайд 3.
(Про краудсорсинг-проект Экологической стратегии)
Если следовать жанру «итоги года», «проектом года» я бы объявил краудсорсинг-проект Экологической стратегии Москвы до 2030 года. 32 эксперта в течение трех недель практически on-line вели прямой диалог почти с пятью тысячами москвичей, дискутировали, разъясняли острые вопросы развития города.
В числе приоритетных природоохранных мер, по мнению населения Москвы, должны быть ограничения в сфере автотранспорта, увеличение площади озелененных территорий, в том числе за счет реорганизации промышленных зон, озеленение улиц и дворов, борьба с шумом, внедрение раздельного сбора отходов, предложения по экологическому образованию.
Обсуждение проекта на площадке Открытого Правительства Москвы свидетельствует о внимании Правительства к экологической теме. По итогам обсуждения 2 декабря 2015 года на Пленарном заседании 7-го Московского гражданского форума Мэром Москвы было озвучено решение о принятии Экологической стратегии в 2016 году.
Слайд 4.
(Про рост экологического сознания)
Краудсорсинг проект показал высокую экологическую сознательность москвичей. Об этом также свидетельствует рост числа участников, вовлеченных в различного рода экологические мероприятия. Нами организовано и проведено более 7 тысяч эколого-просветительстких мероприятий. Самые крупные - «Час Земли», «День эколога», «День без автомобиля». Всего наши площадки посетило более шестиста (600) тысяч человек, это на сто (100) тысяч больше, чем в прошлом году. Одно из наших начинаний - акция «Разделяй и используй!». В этом году в акции участвовали более 5 тысяч человек, было собрано около 4-х тонн отходов. Это в 2 раза превышает результаты 14-го года.
Рост экологического сознания и вовлеченность людей в экологическую тематику не остается без внимания, в том числе, и во властных решениях. Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен в России Годом экологии. Теме экологии был посвящен один из шести круглых столов Гражданского форума Общественной палаты Москвы, а также крупные проекты – «Экология большого города», Невский Конгресс, «Морская столица Санкт-Петербург»». Громко прозвучали экологические инициативы Народного фронта.
(О взаимодействии с общественными организациями)
Департамент всегда уделяет внимание взаимодействию с общественными экологическими и природоохранными организациями и объединениями в Москве, уважает и прислушивается к мнению и оппонентов, и критиков. Мы имеем конструктивный контакт с сообществом экологов-активистов (порядка 4 тысяч человек), примерно ста (100) общественными организациями.
Слайд 5.
(Об акции «Миллион деревьев»)
В объективных условиях градостроительного развития Москвы многие годы существовала проблема дефицита свободных площадей для дополнительного озеленения. 3 года назад мы нашли формат, который, по сути, является инновационным. Это дополнительное озеленение в шаговой доступности – озеленение дворовых территорий по упрощенному порядку. Жители сами выбирают породный состав высаживаемых деревьев и кустарников с использованием портала «Активный гражданин».
И мы по праву этим гордимся. Год от года мы наращиваем объем посадок. Уже высажено более одного миллиона ста пятидесяти тысяч деревьев и кустарников. С 2015 года акция распространилась на территории социальных объектов – образовательных учреждений, больниц, других учреждений социальной сферы. Также в прошлом году принята важная поправка, согласно которой взамен вырубленного сухостойного либо аварийного дерева на то же место должно быть высажено новое.
Решаем задачу повышения приживаемости, в том числе, при создании механизма «народного контроля» с использованием возможностей Портала «Наш город».
(Об улучшение качества атмосферного воздуха, воды в поверхностных водных объектах)
Слайд 6.
Воздух в Москве в минувшем году стал чище. По сравнению с 2014 годом на 15% снизились среднегодовые концентрации взвешенных веществ (РМ10), на 9% снизились среднегодовые концентрации диоксида азота. В среднем на 10% в год снижаются концентрации оксида азота, на 15% - оксида углерода.
В этом году мы столкнулись с тем, что ряд частных лиц и компаний стали создавать интернет-ресурсы и мобильные приложения для информирования о качестве воздуха в Москве. Мы не против, хотя надо отметить, что для предоставления экологической информации требуется соответствующая лицензия и соблюдение специальных методик обработки данных мониторинга. Достоверные данные, рассчитанные на основании утвержденных в России правил, можно свободно получить на сайте Мосэкомониторинга. У нас в планах его модернизация, хотим сделать его более дружественным для посетителей.
Улучшение качества воздуха связано, в том числе, с последовательной политикой Правительства Москвы в области снижения выбросов автотранспорта и промышленных предприятий.
Слайд 7.
С 2010 года ежегодное возрастание доли легкового автопарка 4 и 5 экологических классов - примерно 5 %. Сейчас она составляет 52,3 %. С января 2016 года мы перешли на реализацию топлива 5 экологического класса. Парк городского общественного транспорта обновлялся автобусами 5 экологического класса. Сейчас 58% парка ГУП «Мосгортранс» - это автобусы 4 и 5 экологических классов. Планомерно проводится работа по развитию транспортной системы города. За истекший год построено около 90 км дорог, в том числе, новые развязки. Все это снижает перепробег транспортных средств, и выброс загрязняющих веществ.
Слайд 8.
Продолжается реализация крупных природоохранных инвестиционных проектов на Московском нефтеперерабатывающем заводе, Курьяновских и Люберецких очистных сооружениях. Станциями экологического мониторинга зафиксирован положительный эффект от реализованных мероприятий.
Слайд 9.
На жилых территориях, находящихся под воздействием Курьяновских очистных сооружений суммарная продолжительность превышений нормативов по сероводороду снизилась в 1,6 раза, Люберецких очистных сооружений в 2 раза.
Слайд 10.
Масштабная реконструкция городских очистных сооружений уже позволила существенно снизить сбросы аммонийных соединений в реку Москву. Содержание иона аммония в створе ниже КОС впервые снизилось на 13 %. В 2015 году улучшилось и качество малых рек Москвы.
На завершающей стадии в Департаменте подготовка рекомендаций по ограничению применения методов реабилитации водоемов, губительных для водной и околоводной флоры и фауны.
В этом году стартует трехлетний проект по инвентаризации, оценке экологического состояния и юридическому оформлению в собственность города водоемов на присоединенных территориях, многие из которых много лет использовались для сбросов отходов, и находятся в плачевном состоянии.
В обеспечении экологической безопасности города Москвы важную роль играет Государственный экологический надзор. В 15-м году инспекторским составом Департамента было проведено 530 плановых проверок по фактам загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почв, нарушения режима особо охраняемых природных территорий и т.д. Всего контрольно-надзорных мероприятий – более двух тысяч. Общая сумма наложенных штрафных санкций составила более трехсот тридцати (330) миллионов рублей, взыскано 175 миллионов рублей. Расширяется число природоохранных нарушений, работа по которым проводится на основании сообщений жителей через портал «Наш город».
Основной задачей на перспективу является наведение порядка на территориях промышленных зон, где сегодня систематически нарушается природоохранное законодательство, выявляются и пресекаются нарушения, связанные со сжиганием твердых коммунальных отходов.
(Про ООПТ)
Слайд 11.
В 2015 году Правительством Москвы принято постановление об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения «Ботанический сад «Сад имени П.И. Травникова». За подведомственным Департаменту учреждением «Мосприрода» закреплены новые территории природного комплекса общей площадью более 200 га. Практика показывает, что соблюдение требований о кадастровом учете природных территорий является надежным и наилучшим механизмом их сохранности.
Слайд 12.
(Про Некрасовку)
На местах бывших свалок создаются парки. Пример - молодой район Некрасовка, где принято решение о создании озелененной парковой территории. Публичные слушания по этому вопросу прошли в конце года, при единодушном одобрении жителей.
Слайд 13.
(Про открытие экоцентра «Кусково»)
В прошедшем году в День эколога Мэр Москвы открыл новый современный центр экологического образования в парке «Кусково». Это уже 7-й экоцентр в Москве. Новые кружки, программы, занятия экологической направленности, в том числе, которые были выбраны жителями на портале «Активный гражданин», уже начали свою работу.
Разработан проект, и планируется к вводу в эксплуатацию плавучий эколого-просветительский центр – музей Москвы-реки.
Слайд 14.
(Охрана животного мира)
Растет оборот незаконной торговли дикими животными в сети Интернет. Как грибы после дождя появляются частные контактные зоопарки, где животные содержатся исключительно в целях экспонирования, в плохих условиях.
В 2015 году Департаментом всего было проведено более 15 тысяч контрольно-надзорных мероприятий, в том числе по борьбе с нелегальным оборотом редких животных - более 40. Это мониторинг зоомагазинов, предприятий общественного питания, дельфинариев, фотостудий, тематических выставок, контактных зоопарков.
В своей работе мы столкнулись с тем, что законодательство в этой сфере имеет серьезные пробелы: не регулируется содержание диких животных в неволе, нет необходимых норм под цель ограничения изъятия диких животных из естественной среды обитания. При Департаменте создана Рабочая группа, целью которой является разработка Закона города Москвы об охране диких животных и при необходимости поправок в федеральное законодательство.
Слайд 15.
(Другие события 2015 года)
Из других важных событий 2015 года – принятие территориальной схемы развития присоединенных территорий. Представители Москомархитектуры расскажут об этом.
Мы активно участвовали в разработке федеральных законопроектов и подзаконных к ним актов – двести девятнадцатом (219-ФЗ) и четыреста пятьдесят восьмом (458-ФЗ). Желаем, чтобы они заработали.
Продолжали реализацию переданных Росприроднадзором полномочий. Ряд новых полномочий переданы законодательно, и начато их исполнение: это полномочия по определению зон затопления и подтопления, в области недропользования, установление нормативов образования отходов.
Происходит перераспределение полномочий также между органами власти в Москве. Так, принято решение о передаче администрирования состава «парковка на газоне» Департаменту транспорта. Мы это решение поддерживаем, поскольку это позволит выявлять правонарушения с применением средств специальной видеофиксации, в том числе, жителями при бесплатном распространении сертифицированных мобильных приложений.
Слайд 16.
(Заключение)
Все наши действия в 2015 году и планы на 2016 год соответствуют приоритетам и целям выработанной экологической политики Москвы, которая изложена в проекте Экологической стратегии Москвы до 2030 года. Мы последовательно движемся по выбранному пути.