Эксперты подвели итоги 2024 года в сфере охраны окружающей среды по своим направлениям

Эксперты подвели итоги 2024 года в сфере охраны окружающей среды по своим направлениям - фото 1АНО «Центр содействия природоохранным инициативам «Экология» второй год подряд подводит общественные итоги года в сфере экологического развития России. Эксперты, которые приняли участие в проекте, оценили, как обстояли дела в 2024 году в той сфере, на которой они специализируются. В частности, они отвечали на два основных вопроса по своей области компетенций: какие важные для окружающей среды России события произошли в 2024 году и какие события или решения, способные улучшить состояние окружающей среды в стране, ожидаются в 2025 году

Эксперты подвели итоги в сфере охраны окружающей среды по своим направлениям:

международное сотрудничество в сфере экологии
новый нацпроект «Экологическое благополучие»
климатическая повестка
ESG и зеленые финансы
циклическая экономика
мусорная реформа и РОП
сохранение водных ресурсов
чистый воздух
экологическое образование
и т. д.

Уходящий 2024 год показал, что, несмотря на недостаточно позитивные глобальные экономические и политические настроения, следование по пути реализации повестки устойчивого развития продолжается.

Главным событием 2024 года стала, безусловно, трансформация нацпроекта «Экология», который заканчивает свое действие в текущем году, в нацпроект «Экологическое благополучие», стартующий со следующего года. Именно в такой формулировке — экологическое благополучие — прозвучала одна из национальных целей, которые поставил президент РФ В.В. Путин в майском указе №309. Это означает, что охрана окружающей среды остается по-прежнему в приоритете у государства. В течение последних лет в инфраструктуру масштабно вкладывались, но бюджет на 2025 год принят довольно жесткий. Теперь слово за бизнесом. «На каждый бюджетный рубль мы должны привлекать внебюджетные средства», — заявляет новый куратор экологии в Правительстве РФ вице-премьер Дмитрий Патрушев.

Этот год был особенным с точки зрения обсуждения ключевых экологических вызовов на международном уровне. В этом году состоялись сразу три конференций сторон — участников глобальных конвенций ООН: о биологическом разнообразии, об изменении климата, по борьбе с опустыниванием. Эти встречи призваны дать дополнительный импульс для решения проблем, стоящих перед всем человечеством, связанных с антропогенным влиянием на планету.

Важным событием стало то, что страны БРИКС смогли договориться о партнёрстве по углеродным рынкам. Стоит отметить положительную динамику по реализации климатических проектов. По состоянию на начало декабря 2024 года, их уже 41, а общий объем единиц в обращении — 32,7 млн (по данным национального реестра углеродных единиц). Кроме того, в ноябре состоялась первая сделка с участием зарубежного покупателя.

Значимая тема — оценка климатических рисков. Результаты проведенного Банком России стресс-тестирования показали, что изменение климата и меры стран по борьбе с ним могут оказать значительное влияние на реальный сектор и устойчивость финансовых институтов. Однако проблемой по-прежнему остается дефицит качественных климатических данных.

Что касается ESG-повестки, в России в 2024 году на фоне вступивших в силу международных требований по обязательному раскрытию нефинансовой информации в этом вопросе сохранялся подход на основе мягкого регулирования. Однако в конце года Мосбиржей было объявлено о введении требования по обязательному раскрытию эмитентами, акции которых входят в I или II уровень листинга, ESG-отчета, начиная с отчетности за 2024 год. Это означает, что переход к системному раскрытию нефинансовой информации неизбежен. Кроме того, на волне поиска суверенности во всех сферах, ФНС России активно продолжает работу над рейтингом ответственного бизнеса на основе собственных данных, получивший аббревиатуру ЭКГ — экология, кадры, государство. Он призван стать альтернативой рейтингованию компаний по внедрению принципов ESG, правда, ключевым отличием стал более выраженный акцент на социальной ответственности компаний.

Для бизнеса испытанием стала подготовка и получение КЭР (комплексных экологических разрешений). Ранее сроки получения КЭР неоднократно переносились. После 1 января 2025 года для предприятий, которые не успели получить разрешительную документацию, предусмотрены штрафные санкции. Несмотря на то, что Правительство приняло ряд мер для упрощения процедур, часть компаний не справились с задачей.

Важным событием для развития циклической экономики стало утверждение Правительством ряда нормативно-правовых актов, которые позволяют вовлекать вторичное сырье в хозяйственный оборот.

В 2024 году в России начала действовать система сертификации происхождения электроэнергии. В мире такие системы уже имеют более 150 стран и отдельных юрисдикций. Теперь и Россия тоже не исключение. Большой интерес к этому событию проявили простые граждане. Аналогичный процесс наблюдается в сфере зеленых облигаций. Это говорит о том, что обычные люди хотят внести свой вклад в общие усилия по сохранению здоровой окружающей среды и по борьбе с изменением климата.

Исследования показывают, что люди всё чаще интересуются ответственным потреблением и выбирают товары компаний, придерживающихся экологических стандартов. Ритейл активно реагирует на интерес потребителей внедрением собственных инициатив. При этом растущий интерес потребителей и ритейла к экологическим продуктам побуждает компании развивать экологический маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности. Однако вместе с этим на первый план выходит проблема гринвошинга — вводящих в заблуждение заявлений об экологичности.

К однозначным провалам экосообщество отнесло проблемы в реализации федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Сохранение озера Байкал». Относительно нового федерального проекта «Вода России», который вошел в нацпроект «Экологическое благополучие», было отмечено, что он вновь коснется только региональных столиц и крупнейших российских городов. В связи с этим необходимо в наступающем году решить проблему проектирования и строительства очистных сооружений в малых городах и сельских населенных пунктах, большинство из которых расположено на берегах малых рек, являющихся притоками второго порядка крупнейших российских рек.

К концу года особенной критике подверглась мусорная реформа, в частности, из-за неготовности инфраструктуры. Решить проблемы обращения с ТКО и опасными отходами пока не удается. По данным Счетной палаты, за пять лет реформы создано только 30% мощностей для утилизации ТКО и 50% — для их обработки. В части регионов подобные объекты пока есть только в планах, а сроки работы полигонов постоянно продлеваются.

Несмотря на то, что федеральный проект «Чистый воздух» реализуется уже в 41 городе, снижение выбросов загрязняющих веществ до настоящего времени не обеспечивает отсутствие недопустимых аэрогенных рисков для здоровья населения. Эксперты считают, что к этому вопросу необходимо активнее подключаться Роспотребнадзору.

Конечно, своим вниманием эксперты не обошли важное событие последних дней уходящего 2024 года — нефтеразлив в Керченском проливе, который сплотил власть, бизнес и общество над решением общей задачи — спасением биоразнообразия черноморского побережья и ликвидации последствий экологической катастрофы.

К важным задачам 2025 года эксперты отнесли интеграцию новых регионов в российское правовое поле. Также, по их мнению, в 2025 году важно обратить усиленное внимание на национальный проект «Кадры». Природоохранная отрасль нуждается в профессиональных междисциплинарных специалистах.

Экологи сходятся во мнении, что очень важно не останавливаться и продолжать сохранять природу, вносить вклад в адаптацию к изменениям климата, проводить экопросветительские мероприятия.

В ПРОЕКТЕ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ:

Рыбаков Сергей Васильевич, генеральный директор фонда «Природа и люди»
Епифанова Яна Викторовна, вице-президент Ассоциации банков России
Радченко Татьяна Алексеевна, первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок
Максименко Юрий Леонидович, заместитель Председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию
Баркин Олег Геннадьевич, член Правления Ассоциации НП «Совет рынка», генеральный директор «Центра энергосертификации»
Чупров Владимир Алексеевич, исполнительный директор Ассоциации «Охрана природы»
Грачева Юлия Александровна, директор Экологического союза
Федоров Дмитрий Васильевич, директор АНО «Ресурсно-экологический центр «Зелёная цивилизация»
Гафарова Светлана Анатольевна, президент Национальной ассоциации водоснабжения и водоотведения

Рыбаков
Сергей
Васильевич

Генеральный директор фонда «Природа и люди»

Этот год был особенным с точки зрения обсуждения ключевых экологических вызовов на международном уровне: например, по итогам XVI саммита БРИКС была принята Казанская декларация. В рамках председательства Российской Федерации в подготовке предложений в Декларацию участвовали представители гражданского общества всех стран БРИКС, объединившиеся в девять рабочих групп. Мы выступили сопредседателем рабочей группы «Цели справедливого развития», и в подготовке основных положений позиционного документа Рабочей группы принимали активное участие сотрудники и эксперты Фонда. Наши предложения нашли свое отражение в Декларации. Документ уделяет большое внимание таким вопросам, как развитие Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, а также подчеркивается важность вопросов изменения климата и сохранения биоразнообразия.

Также в этом году состоялись сразу три конференции сторон — участников глобальных конвенций ООН: о биологическом разнообразии, об изменении климата, по борьбе с опустыниванием. Эти встречи призваны дать дополнительный импульс для решения проблем, стоящих перед всем человечеством, связанных с антропогенным влиянием на планету. Эксперты фонда «Природа и люди» принимали участие во всех этих трех мероприятиях.

Мы как природоохранный фонд успели в этом году очень многое: выпустили единовременно 50 редких соколов-балобанов в дикую природу; совместно с Московским зоопарком и Росприроднадзором разработали и провели несколько семинаров-тренингов по предотвращению и решению конфликтных ситуаций между человеком и белым медведем; провели три экспедиции по изучению охотоморской популяции гренландского кита и одну — по изучению редкого млекопитающего калана; организовали SOS-экспедицию по подкормке голубого песца на острове Медный; провели волонтерские акции по очистке мест обитания русской выхухоли от мусора; провели мониторинг редкого журавля-красавки во время миграции и снежного барса — в нескольких регионах его обитания и многое-многое другое. Обо всех наших проектах можно подробно прочитать на нашем сайте.

Что касается 2025 года, что отмечу, что очень важно не останавливаться, и продолжать сохранять природу, вносить вклад в адаптацию к изменениям климата, проводить экопросветительские мероприятия — при этом вовлекать в этот процесс междисциплинарных экспертов, профессиональное сообщество, включая международное, государство, НКО, и немаловажно — бизнес. Фонд «Природа и люди» продолжит развивать свои проекты и выполнять свою главную цель: объединять экспертов, ответственный бизнес и неравнодушных людей, чтобы вместе сохранять природу нашей страны.

Также в 2025 году важно обратить усиленное внимание на национальный проект «Кадры». Природоохранная отрасль нуждается в профессиональных междисциплинарных специалистах. Сегодняшняя молодёжь будет проверять реализацию целей 2050 года, и уже сейчас пора готовить кадры, которые через несколько лет будут занимать лидирующие позиции. По данному треку эксперты Фонда готовы работать с ведущими образовательными учреждениями нашей страны. Нынешние лица, принимающие решения, также должны осознавать важность природоохранной повестки — сегодня практически невозможно строить долгосрочные планы, не учитывая последствий изменений климата, сокращения биоразнообразия и деградации земель.

Епифанова
Яна
Викторовна

Вице-президент Ассоциации банков России

Уходящий 2024 год показал, что, несмотря на недостаточно позитивные глобальные экономические и политические настроения, следование по пути реализации повестки устойчивого развития продолжается.

Мы постепенно движемся к систематизации практики раскрытия нефинансовой информации, стимулируя ответственное ведение бизнеса. В текущем году Минэкономразвития разработал проект первого российского стандарта нефинансовой отчетности, призванный не только отражать достижения бизнеса в сфере устойчивого развития, но и его вклад в достижение национальных целей России. В России в 2024 г. на фоне вступивших в силу международных требований по обязательному раскрытию нефинансовой информации в этом вопросе сохранялся подход на основе мягкого регулирования. Однако в конце года Мосбиржей было объявлено о введении требования по обязательному раскрытию эмитентами, акции которых входят в I или II уровень листинга, ESG-отчета, начиная с отчетности за 2024 год. Банк России также начал обсуждение с рынком возможности введения обязательной публикации отчетности в области устойчивого развития. Это означает, что переход к системному раскрытию нефинансовой информации неизбежен.

Для реализации обозначенной банковским сообществом потребности на создание стимулов для финансирования проектов устойчивого развития в течение года велась работа по определению параметров стимулирующего регулирования, итогом которой стало издание Банком России проекта нормативного акта, предусматривающего льготы при расчете нормативов достаточности капитала для кредитов и облигаций, направленных на финансирование проектов устойчивого развития.

Важная тема — оценка климатических рисков. Результаты проведенного Банком России стресс-тестирования показали, что изменение климата и меры стран по борьбе с ним могут оказать значительное влияние на реальный сектор и устойчивость финансовых институтов. Участниками финансового рынка на основе рекомендаций регулятора проводится важная работа по выработке подходов к управлению климатическими рисками. Однако, одной из проблем для оценки климатических рисков, а также сдерживающим фактором для финансирования климатических проектов является дефицит качественных климатических данных. Минэкономразвития реализует масштабный проект по созданию единой национальной системы мониторинга климатически активных веществ, которая должна стать основой для проведения анализа и прогнозирования воздействия изменения климата на экономику. Однако, сроки реализации данного проекта достаточно длительные, в связи с чем Ассоциацией совместно с профильными ведомствами прорабатывает вопрос о возможности поэтапного раскрытия этой информации.

Радченко
Татьяна
Алексеевна

Первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок

В области климатической политики и политики по ограничению выбросов парниковых газов 2024 год заполнится нам, во-первых, завершением первого этапа реализации Российской системы климатического мониторинга, которая объединила более 50 научных российских институтов. В рамках проекта были созданы уникальные модели, позволяющие более точно прогнозировать изменение климата и его разных сегментов, расширена наблюдательная сеть, проведены натурные измерения и как результат — обновлённая методология расчета Национального кадастра выбросов и поглощений парниковых газов.

Во-вторых, страны БРИКС договорились о партнёрстве по углеродным рынкам.

В-третьих, стоит отметить положительную динамику по выводу климатических проектов в рамках национального реестра углеродных единиц. По состоянию на начало декабря 2024 года их уже 41, а общий объем единиц в обращении — 32,7 млн. Кроме того, в ноябре состоялась первая сделка с участием зарубежного покупателя.

В 2025 году в сфере климатической политики в широком смысле я бы ожидала четыре ключевых события:

Первый шаги к институционализации общего рынка углеродных единиц БРИКС;
Первую кампанию по оценке результатов квотирования выбросов на Сахалине;
Российские регионы и отраслевые органы власти будут обновлять свои планы адаптации к изменению климата с более тщательной оценкой своих выгод и ущербов от его изменения;
Вероятно, Россия сможет определиться с новой целью по своему вкладу в общее снижение выбросов парниковых газов до 2035 года.

Максименко
Юрий
Леонидович

Заместитель Председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию

В 2024 году большинство компаний-членов Комитета РСПП по экологии и природопользованию завершили подготовку и получили на 7 лет комплексные экологические разрешения на ведение хозяйственной деятельности (вместо раздельных разрешений на воздействия на атмосферный воздух, водные объекты, обращение с отходами).

Также была завершена работа по подготовке акта Правительства РФ по вопросам особенностей внедрения систем автоматического контроля выбросов на квотируемых объектах (постановление Правительства РФ от 22.01.2024 г. № 39).

Основные результаты:

приемлемое число источников выбросов, подпадающих под требование об оснащении «датчиками»;
право предприятий самостоятельно определять набор оснащаемых источников выбросов;
спектр контролируемых веществ ограничен номенклатурой веществ из постановления Правительства РФ от 13.03.2019 г. № 262.

Были подготовлены и направлены два доклада Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга своевременной реализации мер по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на квотируемых объектах в 12 городах — участниках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология».

Промышленникам удалось удержать рост базовых ставок экологического сбора за утилизацию товаров и упаковки на 2025 год в пределах инфляции. Не допущен запрет на использование ключевых видов упаковки и клея для этикетки.

Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2024 № 2330-р утверждены перечни видов продукции и видов работ, которые производятся или проводятся с обязательным использованием определенной доли вторичного сырья. Это позволит вовлекать вторичное сырье (в первую очередь, крупнотоннажное) в хозяйственный оборот.

В 2025 году мы будем стараться держать «руку на пульсе» всевозможных изменений природоохранного законодательства.

Баркин
Олег
Геннадьевич

Член Правления Ассоциации НП «Совет рынка», генеральный директор «Центра энергосертификации»

В 2024 году в России начала действовать система сертификации происхождения электроэнергии. В мире такие системы уже имеют более 150 стран и отдельных юрисдикций. Теперь и Россия тоже не исключение.

В основе системы — электронный реестр атрибутов генерации. Его ведение, а также квалификацию электростанций и выдачу сертификатов происхождения электроэнергии обеспечивает Центр энергосертификации (ЦЭС, www.green-e-track.ru), учрежденный Ассоциацией «НП Совет рынка».

Подводя итоги года, можно уверенно сказать, что система востребована производителями, потребителями и другими участниками рынка «зеленой» электроэнергии. Количество генерирующих объектов, зарегистрированных в реестре, уже приблизилось к 200. Их суммарная установленная мощность — около 30 ГВт, то есть более 30% мощности всей возобновляемой и низкоуглеродной энергетики страны. Представлены все основные виды ВИЭ — солнечная, ветряная и биогазовая, а также гидро- и атомные электростанции.

С помощью нашей системы уже свыше 200 организаций и граждан обеспечивают свое энергопотребление низкоуглеродным электричеством. И их количество растет. При этом число граждан-участников превысило 100 человек. Последний факт говорит о том, что обычные люди хотят внести свой вклад в общие усилия по сохранению здоровой окружающей среды, по борьбе с изменением климата и готовы к «озеленению» своего потребления электроэнергии.

Важным направлением развития системы стало ее продвижение на международных площадках, повышение информированности и доверия со стороны государственных органов и бизнес-сообществ других стран, что особенно важно с учетом введения трансграничного углеродного регулирования в некоторых странах. В рамках этой работы система была представлена широкому международному сообществу на 29-й Конференции Сторон РКИК ООН в городе Баку в ноябре 2024 года.

Мы придаем большое значение развитию сотрудничества в сфере сертификации происхождения электроэнергии между Россией и нашим стратегическим партнером — КНР. Международное признание «зеленых» сертификатов двух стран нашло отражение в протоколе 21-го заседания Межправительственной Российско-Китайской комиссии по энергетическому сотрудничеству, подписанном 23 июля 2024 года в Москве.

Мы с оптимизмом смотрим в 2025 год. Уверены, что национальная система сертификации в России, как и во многих других странах мира, станет необходимой и привычной частью инфраструктуры рынка. А объемы торговли «зеленой» электроэнергией будут только расти, отражая наше общее стремление защитить среду обитания ради жизни сегодняшнего и будущих поколений.

Чупров
Владимир
Алексеевич

Исполнительный директор Ассоциации «Охрана природы»

Хотел бы обратить внимание на то, что вопросы охраны окружающей среды продолжают оставаться в центре внимания государственной политики. И это не только принятие национального проекта «Экологическое благополучие», но и продолжение работы вокруг комплексных экологических разрешений, развитие возобновляемой энергетики.

2025 год продолжит эстафету с непростой ситуацией вокруг закона о Байкале, законодательным оформлением понятия «экологический туризм», дальнейшим развитием дискуссии вокруг концепции экономики замкнутого цикла.

Дадут ли будущие законы и правоприменительная практика в следующем году надежду на позитивные новости, зависит от многих факторов. Среди этих факторов я бы особое внимание обратил на общественное мнение, где наши граждане, к счастью, продолжают придавать вопросам экологии довольно высокое значение.

Согласно социологическим данным, полученным в этом году, почти каждый второй россиянин готов снизить потребление продукции или вовсе отказаться от неё, если узнает, что производитель негативно влияет на окружающую сред, а внимание на экологичное — это новый тренд, которому очень активно следует молодежь. И то, как граждане отреагировали на события в Керченском проливе, лишь подтверждает, что приверженность защите окружающей среды — одна из доминирующих установок нашего общества.

Что касается самой ситуации в связи с нефтеразливом в Черном море, надеюсь, что произошедшее подтолкнет к решению проблем, которые выявила катастрофа, среди которых скорость реагирования, достаточность сил и средств для ликвидации нефтеразливов такого уровня.

Грачева
Юлия
Александровна

Директор Экологического союза

Экологический союз уже более 20 лет сосредоточен на вопросах ответственного производства и потребления, а также экологической маркировке. 2024 год стал значимым для этой сферы и запомнился несколькими важными событиями.

Исследования показывают, что люди всё чаще интересуются ответственным потреблением и выбирают товары компаний, придерживающихся экологических стандартов. Среди ключевых стоит отметить исследования E+ и Better «Отношение российских потребителей̆ к социально ответственному бизнесу, его товарам и услугам», Сколково об отношении молодежи к экологическим вопросам и аналитику АРИР.

Ритейл активно реагирует на интерес потребителей внедрением собственных инициатив. Так, торговая сеть «Магнит» прошла сертификацию двух своих магазинов по стандарту «Листок жизни», а «Лемана ПРО» вдвое увеличила долю продаж товаров с экомаркировками в общем обороте «зеленой» продукции.

Растущий интерес потребителей и ритейла к экологическим продуктам побуждает компании развивать экологический маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности. Однако вместе с этим на первый план выходит проблема гринвошинга — вводящих в заблуждение заявлений об экологичности. В 2024 году борьба с этим явлением стала важной частью повестки как для гражданского общества, так и для государственных органов:

Экологический союз инициировал рабочую группу по разработке критериев надёжных экологических сертификаций для борьбы с псевдосертификатами — отдельным видом гринвошинга.
Были заключены стратегические соглашения с ключевыми игроками рынка: Экологический союз — Роскачество и Экологический союз — ООО «Ответственное управление лесами» (экомаркировка «Лесной эталон»). Эти соглашения подтвердили, что надёжная экосертификация — лучший способ донесения экологических характеристик продукции до потребителя. Ключевые признаки надёжной сертификации — публичные стандарты и аккредитация органа по сертификации в Федеральной службе по аккредитации.
Совет по профилактике гринвошинга выпустил Критерии экологически ответственных маркетинговых коммуникаций.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила рекомендации по недопущению гринвошинга в маркетинговой коммуникации.
Экологические преимущества своей продукции и услуг с помощью экомаркировки «Листок жизни подтвердили крупнейшие компании, среди которых АО «Апатит» (кластер группы «ФосАгро»), ТС «Магнит», Корпорация «Технониколь», АО «Таркетт», ООО «Юнилевер Русь», ООО «Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания», ООО «Сплат Глобал», ООО «Синергетик» и другие.

Одной из важнейших задач остаётся оценка реального эффекта экологических стандартов для окружающей среды. В 2024 году Экологический союз провёл расчёты, демонстрирующие, как стандарты экомаркировки позволяют снижать выбросы летучих органических веществ, сокращать потребление ресурсов и уменьшать эвтрофикацию, и опубликовал их в годовом отчете.

В 2025 году мы будем способствовать закреплению критериев надёжных экосертификаций на государственном уровне и созданию единого реестра экосертификатов. Такой инструмент будет полезен как потребителям, так и закупщикам и государственным структурам. Кроме того, мы планируем внести вклад в усиление контроля за недобросовестными органами по сертификации и сокращение количества гринвошинга, чтобы инвестиции в экологию приносили реальные результаты и были экономически выгодными. По-прежнему существенный ресурс Экологического союза будет направлен на развитие инструмента ответственного потребления — экомаркировки «Листок жизни» — с целью повышения мотивации ответственных производителей проходить экосертификацию и вносить вклад в решение экологических проблем.

Федоров
Дмитрий
Васильевич

Директор АНО «Ресурсно-экологический центр «Зелёная цивилизация»

В этом году в 41 городе в рамках федерального проекта «Чистый воздух» продолжилась реализация экологических мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух. Жители Норильска, Красноярска, Магнитогорска и ряда других городов из списка уже ощущают существенное улучшение качества атмосферного воздуха.

Вместе с тем, декларируемое хозяйствующими субъектами в городах-участниках федерального проекта «Чистый воздух» снижение выбросов загрязняющих веществ до настоящего времени не обеспечивает отсутствие недопустимых аэрогенных рисков для здоровья населения. Достижение приемлемого риска должно подкрепляться эпидемиологическими данными на территории и результатами углубленных медико-биологических исследований. Необходимо сформировать надежную доказательную базу отсутствия или сохранения вреда здоровью населения в условиях сокращения выбросов до целевого уровня, установленного экологическим нормами.

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей нужно активнее включиться в деятельность по федеральному проекту «Чистый воздух» по каждому субъекту, включенному в эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу, четко отслеживать показатели санитарно-гигиенического мониторинга.

Также в 2024 году важнейшей задачей было восстановление водных объектов и обеспечение субъектов РФ водными ресурсами в условиях засушливого периода, особенно в южных регионах России. Проблемы с нехваткой атмосферных осадков в бассейне Кубани, на Дону и Волге потребовали принятия оперативных мер для обеспечения судоходства, а также водоснабжения агропромышленного комплекса. Активно шла реализация федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов», в рамках которого расчищено 600 километров рек и 24 тысячи гектаров мелководий водных объектов.

Что касается планов на 2025 год, то в новом федеральном проекте «Вода России» все показатели снова направлены лишь на снижение сброса загрязненных сточных вод в водные объекты, на строительство и модернизацию очистных сооружений, а также на проведение мероприятий просветительского характера, в том числе по очистке от мусора берегов водных объектов. Но это снова касается системы ЖКХ только региональных столиц и крупнейших российских городов. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит механизмов прямого действия по реализации полномочий по организации водоотведения и водоочистки в границах городских поселений и сельских населенных пунктов.

Необходимо в наступающем году решить проблему проектирования и строительства очистных сооружений в тысячах малых городов, рабочих поселков и сельских населенных пунктах, большинство из которых расположено на берегах малых рек, являющихся притоками второго порядка крупнейших российских рек.

Гафарова
Светлана
Анатольевна

Президент Национальной ассоциации водоснабжения и водоотведения

Что хотелось бы отметить по глобальным российским событиям — в первую очередь провал реализации федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Сохранение озера Байкал».

Пожелания на 25-й год, конечно же, таковы, чтобы в новых государственных программах, вошедших в федеральный проект «Вода России» были учтены все ошибки, проработаны все вопросы по проектированию и достижению проектных показателей, скорректировано взаимодействие федеральных и региональных органов власти.

Второе пожелание — внесение всех запланированных поправок в российское экологическое законодательство, в особенности тех, которые касаются водоснабжения и водоотведения, обращения с отходами производства и потребления, интеграции новых регионов в российское правовое поле.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить