1 сентября 2017 года в школе № 1534 (Москва, ул. Гримау, д. 11А, стр. 3) руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы А.О. Кульбачевский провел экологический урок для учеников 6 класса.
2017 год – Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий, в этом году исполняется 100 лет заповедной системе России. Москва – один из самых «зеленых» мегаполисов мира, в столице 120 особо охраняемых природных территорий, которые занимают площадь около 17 тысяч га.
Для учеников 6 класса школы № 1534 руководитель Департамента природопользования Москвы Антон Олегович Кульбачевский провел экологический урок «Заповедные острова Москвы», организованный при поддержке Городского методического центра Департамента образования Москвы.
На уроке школьники познакомились с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) Москвы, их растительным и животным миром, поделились своими впечатлениями от посещений парков, совершили познавательное интерактивное путешествие на ООПТ города, приняли участие в викторине «Красная книга Москвы» и обсудили правила поведения на природных территориях.
Как подчеркнул в своем выступлении А.О. Кульбачевский, ООПТ - это жизненно важные для города зоны, «легкие» мегаполиса и в то же время места отдыха горожан. Это нерукотворные уголки природы, которые нуждаются в бережном отношении. То, что делает Департамент, можно называть обустройством пространства, созданием условий для безопасного пребывания там посетителей. Это было бы не нужно, если бы эти территории не находились в мегаполисе, в котором живет по переписи 12 миллионов человек.
Особо охраняемые природные территории существуют в каждом из округов Москвы. Меньше всего их площадь в ЦАО - здесь есть только отдельные памятники природы, которые имеют статус планируемых к созданию ООПТ. Наиболее масштабные по площади ООПТ - природно-исторический парк «Битцевский лес» в ЮЗАО, природно-исторический парк «Москворецкий» - он находится в границах двух округов - ЗАО и ЮЗАО, природно-исторический парк «Измайлово» в ВАО и, конечно, национальный парк «Лосиный остров» в ВАО и СВАО, но он имеет статус ООПТ федерального значения.
Необходимо оставить заповедные зоны нетронутыми. Они со всех точек зрения важны для Москвы: для духовного и физического здоровья горожан и для климатического баланса. Они и температуру воздуха понижают, и влагу задерживают, и воздух очищают. Кроме того, необходимо оберегать места обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу, мы должны сохранить их для будущих поколений.
Часто из-за потребительских привычек, из-за некоего эгоизма теряется связь с природой. Люди перестают ощущать свою ответственность, а некоторым просто недостает знаний о природе, они не понимают, как вести себя, если, например, столкнулись в парке с лосем. Если человек думает только о себе, о том, чего он хочет, тогда и начинаются проблемы. Об этом нельзя забывать. Поэтому одна из основных функций Департамента - экологическое просвещение.
В ходе опроса школьники показали достаточно глубокие знания по вопросам экологии. В завершение урока О.А. Кульбачевский подарил ученикам книги Юрия Насимовича «Назовем по имени каждую травинку».
Затем состоялся пресс-подход, во время которого А.О. Кульбачевский ответил на вопросы журналистов о своих впечатлениях по поводу проведенного урока: «У нас есть законодательство. Оно довольно передовое и довольно жесткое, оно охраняет территории, о которых я сегодня рассказывал ребятам. Очень важно, чтобы они об этом знали и понимали их важность для самих себя. Им жить. Существование мегаполиса без таких территорий, если мы их потеряем, может создать очень много проблем. Их нужно охранять, ими нужно годиться, потому что Москва – единственный мегаполис, где есть ООПТ. У нас зелень занимает более 50% территории города, а в Пекине – только 3%. Они стараются всеми силами и средствами восстановить зеленые насаждения, но это уже невозможно. В этом смысле урок очень важен, чтобы дети это четко понимали, вырабатывали правила поведения.
1 сентября приятно проводить такие уроки, потому что дети после отдыха еще очень активные, позитивно настроенные и готовы к приему большого объема знаний. Поэтому 1 сентября выгодно отличается от других дней, когда мы эти уроки проводим. В рядовом учебном процессе активность уже не такая.
Мы, Общественный совет и представители Школы экологического просвещения в России выступаем за введение в учебную программу уроков экологии. Есть методисты, которые уже создали методики по предмету «Экология». Решение, о том вводить ли такой предмет или нет, должно приниматься на федеральном уровне - Министерством просвещения РФ. Экология охватывает практически все предметы: физику, химию, биологию и ОБЖ в том числе. Преподавателю сформулировать методические указания довольно сложно. Может быть, в качестве эксперимента, в некоторых школах такой предмет и появится в ближайшее время.
Экологические уроки у нас стали традиционными. Я сам их провожу раз в квартал. Их также проводят мои заместители и депутаты Мосгордумы. Методически у нас отработаны четыре темы. Сегодня была четвертая».
Сергей Козлов