«Экологическая сфера Москвы требует незамедлительной выработки качественно новой стратегии развития. Для звучности предлагаю назвать ее НЭПом, или Новой экологической политикой. Кстати, задача составления объективной формулы современной экологии в стране поставлена президентом России Владимиром Путиным, объявившим 2013 год — годом экологии, а в Москве мэром Сергеем Собяниным, — заявил руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский в ходе IV Всероссийский съезда по охране окружающей среды. По его словам, в связи с новыми экологическими вызовами и задачами, стоящими перед столицей, мэром Москвы дано поручение департаменту природопользования разработать новую экологическую доктрину города Москвы до 2025 года».
Как отметил Кульбачевский, в будущем Москва, безусловно, сохранит функцию культурно-образовательного центра страны, но вот представление о городе как о промышленном центре или транспортно-пересадочном узле стоит оставить в прошлом. При этом главный стержень новой экологической политики заключается в сочетании "Экономика+Экология". Новая планировка столицы, включающая озеленение центра и новое распределение транспортных потоков, позволит в разы сократить загрязнение Москвы.
Названные меры не относятся к особенно дорогим, но, как показывают расчеты, они позволят значительно сократить загрязнение Москвы, увеличить инвестиционную и туристическую привлекательность города, позволят существенно увеличить поступление денежных средств в региональный бюджет за счет роста налогов и гарантировано улучшат экологическую обстановку в городе, — сказал он в ходе IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды.
По словам Антона Кульбаческого, было бы рационально развивать Москву в пределах Садового кольца как историко-рекреационную зону с максимальным выводом торгово-офисных комплексов, запретом строительства многоэтажных домов и максимальным переводом территории под сносимыми домами в парковую зону. "Между третьим транспортным кольцом и Садовым кольцом создать торгово-деловую зону. Все крупные складские площадки и логистические центры разместить за пределами МКАД, например, около транспортно-пересадочных узлов на базе московских аэропортов. Туда же могут быть выведены московские железнодорожные вокзалы, которые вошли в черту города после его расширения в 40-х годах", — добавил Кульбачевский.
Кроме того, в пределах МКАД можно было бы создать альтернативу автомобильным перевозкам путем объединения в одну структуру всего рельсового хозяйства и транспорта Москвы. Таким образом, можно получить массовый экологически чистый, а главное дешевый способ доставки людей в дневное время и грузов в ночное время в районы Москвы в пределах МКАД.
Новая Москва станет площадкой для внедрения "зеленых" городских технологий, заявил руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский в ходе IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды. Мы рассчитываем, что основной площадкой для внедрения технологий с применением возобновляемых источников энергии станет Новая Москва, где есть возможности для развития ветровой и солнечной энергетики. В то же время Москва, как крупный мегаполис, имеет большой потенциал для развития систем переработки и утилизации отходов для получения новых источников энергии", - заявил Кульбачевский.
По его словам, отдельная ставка делается на "зеленые" дома, пассивные и активные, которые могут составить значимую долю зданий и сооружений Новой Москвы. По его словам, это приведет к снижению потерь тепловой энергии и повышению общей капитализации районов застройки.
"В домах, построенных по "зеленым" стандартам, заболеваемость людей на 60-70% меньше, чем в аналогичных строениях обычного типа. Для офисов, это значительное увеличение производительности труда, для жилья - повышение уровня комфортности. Меняются нормы строительства. Если прежде, для справки, уровень допустимых потерь составлял 100 ватт на квадратный метр, то сегодня этот норматив уменьшился в два раза, а в пассивных домах в три раза", - добавил Кульбачевский.
Как отметил Кульбачевский, в будущем Москва, безусловно, сохранит функцию культурно-образовательного центра страны, но вот представление о городе как о промышленном центре или транспортно-пересадочном узле стоит оставить в прошлом. При этом главный стержень новой экологической политики заключается в сочетании "Экономика+Экология".
В озелененных и экологически благоустроенных городских кварталах стоимость квадратного метра недвижимости, как правило, в разы выше, чем в соседних неблагоустроенных районах. Новая экологическая политика - это не чертик из табакерки. Она призвана максимально учесть накопленный опыт, рекомендации экспертов, лучшие примеры экологической практики в мире", - добавил Кульбачевский.
Председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике, участник съезда Вера Степаненко считает, что Москва постепенно отходит от советской градостроительной политики, когда жилье и «промзоны» строились рядом, что резко ухудшало экологическую ситуацию. Сейчас «промзоны» выводятся, и это правильно. К тому же, по ее мнению, город нужно рассредоточивать, снижая плотность застройки на «старых» территориях и постепенно осваивая новые. Москва должна стать более зеленым мегаполисом.
На форуме будут обсуждаться экологические проблемы в России. В повестке дня обсуждение таких вопросов, как развитие правовых институтов, оценивающих воздействие на окружающую среду, работа государственной экологической экспертизы, изменения климата и охраны озонового слоя Земли, внедрения "зеленых" стандартов в современном строительстве. В последний раз подобное мероприятие проводилось 10 лет назад.
За 3 дня работы съезда должно состояться около 30 мероприятий: это конференции, "круглые столы", рабочие сессии. Также в рамках съезда запланировано проведение первого Молодежного экологического форума, состоится вручение премии за достижение в области "зеленых" технологий, журналистский конкурс.
Обозреватель журнала «Экоград» Александр Перепечко