Заседание Экспертного совета
1 декабря 2015 года в зале 830 ГД РФ (Москва, Георгиевский пер., д. 2) прошло заседание Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству на тему: «Совершенствование института саморегулирования в сфере градостроительства».
Вел заседание Председатель Экспертного совета Владимир Иосифович Ресин.
В ходе заседания были заслушаны следующие доклады и выступления:
- Основные направления совершенствования системы саморегулирования в строительной отрасли. Докладчик – президент Национального объединения проектировщиков и изыскателей Михаил Михайлович Посохин.
- О правоприменительной практике Федерального закона от 24.11.2014 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях». Докладчик - вице-президент Национального объединения строителей Николай Петрович Маркин.
- Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере саморегулирования. Законопроект, подготовленный Ростехнадзором (№ 938845-6). Докладчик – начальник Управления государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическомк и атомному надзору Марианна Алексеевна Климова.
- Совершенствование законодательства в области градостроительного регулирования. Выступающий - председатель Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов» (Москомэкспертиза) Валерий Владимирович Леонов.
- О роли национальных объединений саморегулируемых организаций в нормативно-техническом регулировании. Выступающая – заместитель председателя Комитета по предпринимательству в сфере строительства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Лариса Степановна Баринова.
- Возможности саморегулирования для управления компетенциями в сфере градостроительства. Выступающий – Управляющий директор Федерального центра проектного финансирования Илья Вадимович Пономарев.
- Перспективы развития института саморегулирования по оценке профессионального сообщества. Выступающий – ректор Института Проблем Саморегулирования Владимир Александрович Аверченко.
- Саморегулирование в строительной отрасли. Аналитическая справка. Выступающий – генеральный директор ООО «Рейтинговое агентство строительного комплекса» («РАСК») Николай Николаевич Алексеенко.
В своем докладе М.М. Посохин сообщил: «В Российской Федерации зарегистрировано около 218 тыс организаций и предприятий строительной отрасли, из них 214 тыс являются частными. В саморегулируемых организациях состоит около 160 тыс членов, то есть около 73%. Совокупная численность работающих в отрасли составляет около 5 млн человек. По состоянию на 1 ноября 2015 года в государственном реестре саморегулируемых организаций строительной сферы было зарегистрировано 511 организация, из них 40 - основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, 194 - осуществляющих подготовку проектной документации и 277 - осуществляющих строительство.
Институт саморегулирования в строительной сфере состоялся, реально работает в экономике страны более пяти лет и как любая система требует постоянного совершенствования.
Некоторые функции и полномочия, предоставленные саморегулируемым организациям, реализуются не в полной мере, а с другой стороны, отдельных полномочий не хватает или они излишне забюрократизированы. Например, забюрократизировано исключение из членов СРО, а применение мер ответственности к руководителям СРО и конкретным нарушителям отсутствуют.
Анализ функционирования института саморегулирования в строительной сфере выявил следующие позитивные моменты, вот, например, некоторые из них:
- сформирована система допуска на рынок организаций, осуществляющих изыскательские, проектные и строительные работы на объектах капитального строительства, проводится работа по обеспечению информационной открытости саморегулируемых организаций и их членов;
- в рамках национальных объединений на федеральном и региональных уровнях, а также на уровне СРО созданы площадки для профессионального обсуждения отраслевых проблем, а также система непосредственного участия строительного сообщества в совершенствовании строительного законодательства и документов технического регулирования;
- обеспечивается представительство и предпринимаются усилия по защите общественных интересов саморегулируемых организаций и их членов. Авторитет профессионального сообщества проявляется в приглашении его представителей для участия в общественных советах при Минстрое России и Ростехнадзоре, при проведении совещаний в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, палатах Федерального Собрания Российской Федерации, органах представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- обеспечивается взаимодействие национальных объединений, саморегулируемых организаций и их членов с общественными организациями (РСС, РСПП, ТПП РФ, Деловая Россия, Опора России и др.);
- создана система, при которой на площадках национальных объединений организации могут представить свои успехи и достижения (конкурсы проектов, мастер-классы, презентационные материалы, конкурсы профессионального мастерства и др.).
Проблемы саморегулирования:
-проблема с профессиональными кадрами (в том числе в отраслевой науке), в решении которой институт саморегулирования в настоящее время не участвует, прекращен выпуск архитекторов и инженеров, не совершенна система замены квалифицированных кадров, выбывающих из отрасли по разным причинам (через два-три года возникнет дефицит специалистов, а в результате проектные решения по сложным объектам будут принимать бакалавры, выигравшие конкурс за счет демпинга);
- повторяющиеся попытки органов государственного регулирования решать проблемы отрасли без участия профессионального сообщества в лице института саморегулирования (пример два года ушло на подготовку оптимизации 87 постановления без участия пользователей, в результате проект забракован НОПРИЗ, сейчас подобным способом готовятся решения по ценообразованию и техническому регулированию и опять без участия профессионалов). При этом следует заметить, что институт саморегулирования достиг необходимого уровня, при котором он сам может решать государственные задачи на профессиональном уровне, если они будут ему своевременно поставлены;
-недостатки в организации работы внутри института саморегулирования, в том числе излишний либерализм по отношению к компаниям, допустившим нарушения законодательства, необходимость более решительного самоочищения рынка проектных и изыскательских услуг;
-недостаточность мер государственной поддержки по защите и сохранению компенсационных фондов СРО.
Основные задачи по дальнейшему развитию системы саморегулирования:
- саморазвитие профессионального сообщества и максимизация использования имеющихся полномочий;
- формирование и повышение репутации института саморегулирования. Для этого всем СРО необходимо повысить ответственность и контроль, развить самодисциплину;
-совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, создание стимулов для профессионального роста, а также формирование системы аттестации бакалавров и магистров для допуска их на рынок в качестве архитекторов и инженеров; введение законодательных требований к квалификации руководителей исполнительного органа саморегулируемых организаций (наличии у него профильного высшего образования и стажа работы в отрасли не менее 10 лет);
-обеспечение постепенного перехода системы регулирования от государственных органов к институту саморегулирования, включая техническое регулирование, ценообразование, экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, сертификацию и контроль качества продукции;
-установление порядка реорганизации саморегулируемых организаций при сокращении числа его членов ниже минимально установленного законодательством предела, включая добровольное объединение саморегулируемых организаций в целях повышения уровня имущественной ответственности».
О деятельности НОСРОЙ по очищению рядов от недобросовестных организаций рассказал Н.П. Маркин: «НОСТРОЙ были направлены в Ростехнадзор шесть заключений о возможности исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций. По четырем заключениям Ростехнадзор принял решение об исключении сведений. Три СРО не согласившись, подали в суд на решение Ростехнадзора».
О законопроекте, разрабатываемом Ростехнадзором, сообщила М.А. Климова.
Законопроект предусматривает:
- установление запрета на уплату взноса в компенсационный фонд СРО в рассрочку, а также третьими лицами;
- уточнение условий членства и прекращения членства в СРО (в связи с исполнением/неисполнением в установленный срок условий для получения свидетельства о допуске; в связи с прекращением юридического лица/физического лица);
- введение обязанности рассмотрения саморегулируемой организацией жалоб и обращений на действия своих членов (сейчас установлено право рассмотрения таких жалоб, что приводит к игнорированию СРО возложенных на них функций в части контроля за деятельностью своих членов);
- уточнение отдельных положений в части разделения полномочий по ведению Ростехнадзором государственного реестра СРО и Национальными объединениями саморегулируемых организаций по ведению единого реестра членов СРО;
- установление административной ответственности СРО и их должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в установленном порядке определенных законодательством документов и сведений, необходимых для внесения в государственный реестр СРО, или представление сведений, содержащих заведомо недостоверную информацию.
Большой интерес у собравшихся вызвало выступление Н.Н. Алексеенко. В своей презентации он сообщил о результатах трехлетнего мониторинга строительной отрасли.
По данным РАСК в строительной отрасли работают и включены в систему саморегулирования 133 543 компании, что составляет 56% от всех предприятий отрасли.
Выдано допусков на строительство, проектирование и инженерные изыскания - 174 740, в том числе инженерные изыскания — 10 571 допуск; архитектурно-строительное проектирование — 39 732 допуска; строительство — 123 837 допусков.
При этом 2 862 компании — имеют допуски только на изыскания и проектирование; 707 компаний - имеют допуски только на изыскания и строительство; 18 342 компании - имеют допуски только на проектирование и строительство; 2 776 компаний - имеют допуски, как на изыскания, так и на проектирование и строительство.
Более 90% компаний от общего числа компаний, имеющих действующий допуск, представлены микро и малым бизнесом.
С момента опубликования Приказа Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 года № 803 РАСК на непрерывной основе проводило мониторинг информационной открытости СРО на предмет соответствия требованиям данного приказа. С 2014 года число информационно закрытых СРО снизилось с 52 до 0 (ноябрь 2015 года).
Всего 179 СРО имеют стабильный состав членов (изменение реестра менее 50%).
В Москве и Санкт-Петербурге зарегистрированы 283 СРО, что составляет 56% от их общего количества.
«Существует 12 СРО, которые не имеют в своих реестрах компаний, зарегистрированных не только в субъекте РФ, но и в Федеральном округе регистрации данных СРО. Непонятно, каким образом они осуществляют контроль за своими членами. На мой взгляд, они просто продают допуски», - заявил Н.Н. Алексеенко.
Проведенный аналитиками РАСК анализ веб-порталов СРО показал, что деятельность по разработке сводов правил, стандартов и предложений по изменению законодательства осуществляет лишь малая часть СРО. Доля СРО, принимающих участие в техническом регулировании отрасли, составляет: 13% у изыскателей, 17% у проектировщиков и 25% у строителей. Абсолютное большинство СРО слабо принимает участие в техническом регулировании строительной отрасли и не решает проблем своих членов.
Завершая презентацию, Н.Н. Алексеенко озвучил основные выводы:
- Сохраняется низкая информационная открытость компаний, имеющих допуски.
- Огромный оборот допусков (порядка 85 тыс, из них 43 – новые). Без учета ранее информационно-закрытых 52 СРО – около 60 тыс допусков.
- Допуск по-прежнему можно приобрести не обладая реальными производственными мощностями. По мнению РАСК, до половины допусков на рынке выдано таким компаниям.
- Необходима дальнейшая деятельность по борьбе с коммерциализацией.
Комментируя презентацию, заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Юрий Угович Рейлян сказал: «Так называемые «проектные компании» создаются под один проект, потом разбегаются, и заказчик, и подрядчик в том числе. Это факт. Мы предлагаем радикальное сокращение видов допусков, приближаясь к одному – генподряду. Мы предложим радикально увеличить платежи за право стать генподрядчиком. Это серьезно укрупнит рынок.
Маленькие компании, с точки зрения регулирования допусками, нам не нужны. Пусть они работают. Появится добровольное саморегулирование. Потому что, регулировать организации, в которых состоит пять человек невозможно из одного места».
Далее он объявил, что в течение 2015 года должен был персонифицирован весь инженерно-технический состав, работающий на стройке. Этого не произошло. Он попросил нац. объединения завершить эту работу. Так же не были посчитаны компенсационные фонды. Принято решение о проведении в 2016 году первого Госсовета о состоянии строительной отрасли.
Так же Ю.У. Рейлян поблагодарил НОПРИЗ и НОСТРОЙ за активную работу.
Подводя итоги заседания, В.И. Ресин отметил: «Я стоял у истоков создания саморегулирования в Москве. В восторге я не был. Ну, создали систему саморегулирования, поломав систему выдачи лицензий. Хватит все время ломать. Создали, теперь надо ее усиливать, критиковать, где надо, где надо, побольше хвалить. Нужно идти вперед и улучшать, улучшать… Нужно базироваться на системе саморегулирования. Отказ от этой системы отбросит нас на десять лет назад».
Сергей Козлов
- Подробности
-
Категория: Новости со всего света
-
Опубликовано 02.12.2015 17:55
-
Просмотров: 931
Добавить комментарий