Ярославия: есть что вызволить из забвения...

         "Забытые" уроки экономической  истории региона востребованы и сегодня 
    Ярославская область  в середине  1940-х - второй половине  1950-х была одним из "центров"  возделывания со второй половины 30-х в СССР кок-сагыза и его производных (тау-сагыз, гваюла,  ваточник)  - растений из семейства одуванчиковых, стебли и особенно корни которых содержали каучуковый  сок. Его содержание в промышленных сортах  было не  меньше, чем в тропической гевее (традиционное каучуковое сырье). А производимые  изделия (шины, резина, гуттаперча и т.п.) едва ли уступали по своей эксплуатационной прочности и  долговечности  традиционным аналогам - нефтехимическим и  из  сока гевеи.  В марте 1947-го правительство СССР предписало ускорить развитие этой комплексной  отрасли.


    Она, наряду с льноводством и молочным  животноводством были, можно сказать, среди определяющих экономического  профиля региона едва ли меньше ста лет. Но "переброс" советской агрополитики  с конца  1950-х в обширные  целинные районы Северного Казахстана, Алтая и Приуралья, с последующим "дополнением" в виде реализованной   в Нечерноземье РСФСР в 70-х - середине 80-х программы сселения/ликвидации так называемых "неперспективных деревень",  не  могли не привести сперва к стагнации, а затем  -  к  середине  1980-х - к системному кризису в этих и многих других отраслях Ярославщины, да и в целом  российского Нечерноземья. 
    Достаточно   сказать, что, по официальным данным,  посевные площади подо льном в области только  за 1990-2016 гг. сократились более чем в 6 раз, а по большинству других областей ЦФО - минимум   в 7 раз. В сравнении же  с первой половиной  1950-х этот разрыв превышает, в среднем, 15 раз !..   
  
 Соответственно, закрылось подавляющее большинство льноперерабатывающих предприятий в регионе  нынешнего ЦФО, а принятые в начале  2000-х и позже областные программы по возделыванию и комплексной  переработке льна традиционно недосчитываются обещанных  финансирования, современной техники, высококачественных семян, надлежащих закупочных цен и т.п. И неудивительно, что РФ уже  который год ввозит  крупные объемы  разнообразных льноизделий, изготовленных, в том числе, из российского сырья, включая ярославское.
   Что же  касается кок-сагыза,  его возделывание было директивно прекращено в РСФСР в середине-конце 1950-х. Во-первых,   связи с рекордными темпами замены площадей техкультур и даже плодово-ягодных культур  на кукурузные. Хотя тот кукурузно-нечерноземный проект, напомним,  фактически "провалился" уже ко второй половине 1960-х...  А во-вторых -  ввиду роста производства высококачественного нефтехимического каучука с меньшей  себестоимостью. Но в результате, на Ярославщине и в других областях российского Нечерноземья стали расти площади неиспользуемых/деградирующих  сельхозземель, что поныне остаётся  среди важнейших социально-экономических и, тем более,  экологических проблем региона. 
   Между тем, возделывание и комплексная переработка семейства кок-сагыза в последние  годы с прямой/косвенной господдержкой восстанавливаются, например, в КНР и Швеции, США и Канаде, Голландии и Германии, Казахстане и  Японии.  Для сокращения нефтепотребления и снижения воздействия нефтепереработки/нефтехимии на биосферу. Как и для предотвращения роста неиспользуемых сельхозплощадей. А всё это способствует  ещё и сокращению безработицы в этих и ряде других стран.
   В данном  контексте, весьма примечательна публикация "Юного натуралиста" (М., 1978, N 5,  стр. 12) о юннатах Ярославщины:
"...В 1939 году в СССР открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка — предшественница нынешней ВДНХ. Для журнала ВСХВ была бесценным источником интересных материалов, особенно об экспонатах и экспонентах Павильона юннатов.
  Ученые  давно  привлекали юннатов к изучению «белых пятен» в природе, руководя со страниц журнала их работой. А в 1940 году через журнал обратилась к юннатам Всесоюзная сельхозакадемия имени  Ленина
.
    
Ученые страны в те годы искали отечественные каучуконосы. Их, в "диком" виде, оказалось довольно много, хотя процент каучука был в них ничтожно мал. Но вот одна из экспедиций нашла в горах Тянь-Шаня 
 (в начале  1930-х. Прим. А.Ч.) каучуконосный одуванчик — кок-сагыз. Корни его были тонкие и маленькие, но его имело смысл культивировать. Этим и  занялась ВАСХНИЛ. И через журнал привлекла юннатов к выращиванию крупных корней кок-сагыза. Из номера в номер печатались тогда статьи о биологии тянь-шаньского одуванчика, практические советы по его выращиванию, а его семена рассылала ребятам сама академия.          
 Юннаты взялись за работу рьяно, хоть была она очень нелегкой. Но ребята не отступали, и вот результат: юннаты школы села Рыбницы Ярославской области вырастили корень кок-сагыза в 187,5 грамма — второй по весу и содержанию каучукового сока после выращенного в самой академии 
(выделено  А.Ч.).
   Это были уже настоящие исследователи природы, и некоторые из них так и остались ими на всю жизнь".

 

Ярославия: есть что вызволить из забвения... - фото 1

плакат КНР (2015 г.), рекламирующий возделывание и переработку кок-сагыза и его производных: 
 
Ярославия: есть что вызволить из забвения... - фото 2
 
А.Чичкин


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить