Выставка «Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма»

 Выставка «Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма» - фото 117 мая 2016 года в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева (Москва, ул. Воздвиженка, д. 5/25) состоялось открытие выставки «Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма».

Лансере – род, происходящий от попавшего в плен офицера наполеоновской армии Поля (Пауля) Лансере и дочери вестфальского барона фон Таубе, на которой он женился в Риге. Так появился в России род Лансере. Внук Павла Лансере Евгений Александрович стал родоначальником династии скульпторов-архитекторов-художников. Он женился на Екатерине Николаевне Бенуа, внучке Альберта Кавоса (архитектора Большого и Мариинского театров) и дочери не менее знаменитого архитектора Николая Бенуа.
Николай Евгеньевич Лансере (1879—1942) русский архитектор и художник, профессор Академии Художеств, член общества «Мир Искусства». Младший сын Е. А. Лансере и Е. Н. Бенуа. Закончил Академию художеств (1904 г.). Был арестован (1920 и 1931 гг.), а позже осужден по обвинению в шпионаже в пользу Франции (1932). В заключении работал в Особом конструкторско-техническом бюро №12 (1931-1935). Погиб на пересылке во время войны. Реабилитирован посмертно (1957).
Выставка «Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма» впервые за долгие годы дает возможность познакомиться с многогранным талантом архитектора и художника Н.Е. Лансере и его богатым художественным наследием. Она включает более 150 экспонатов дореволюционного и советского периодов его творчества – архитектурные проекты, рисунки, акварели, письма, предметы интерьера.

 

 Выставка «Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма» - фото 2 Выставка «Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма» - фото 3 Выставка «Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма» - фото 4 Выставка «Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма» - фото 5 Выставка «Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма» - фото 6

В творчестве архитектора отразились все главенствующие стили его эпохи. Неоклассика и неорусский стиль повлияли на творческие поиски Лансере начала XX века. Таковы Дом Глушкова в Царском Селе (1907 г.) и интерьеры в особняке В.П. Кочубея в Царском Селе (1913-1914 гг).
Тенденции авангарда находят свое отражение с приходом новой эпохи. Классицистические трактовки уступают тенденциям конструктивизма и требованиям предельной функциональности, как, например, в конкурсном проекте доходного дома Акционерного общества «Аркос» в Москве (1923-1924 гг.). И даже под арестом в 1930-е гг., работая в Особом Конструкторско-техническом бюро № 12, Н.Е. Лансере создает уникальные проекты. Среди работ того периода - масштабный проект Всесоюзного Вакцинно-сывороточного института в Серебряном Бору в Москве (1935 г.).

 Выставка «Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма» - фото 7 Выставка «Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма» - фото 8 Выставка «Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма» - фото 9 Выставка «Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма» - фото 10 Выставка «Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма» - фото 11


Кроме архитектурных проектов на выставке представлены и акварельные зарисовки Н.Е. Лансере - пейзажи, памятники архитектуры, интерьеры. Они создавались архитектором на протяжении всей жизни, сопровождали его письма и путевые заметки.

Сергей Козлов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить