
Министерство юстиции России включило общественную благотворительную экологическую организацию «Зеленый мир» в реестр НКО — иностранных агентов. Об этом сообщается на сайте Минюста. Увы, репрессии такого рода против экологов уже стали нормой жизни. Недаром борьба с инакомыслием по-русски носит претентивный характер и поэтому начинается с самых лёгких вариантов, где получить международный резонанс не так-то просто.
«Факт соответствия организации признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, установлен в ходе проведения управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области внеплановой выездной проверки», — говорится в сообщении.
Ранее сообщалось, что некоммерческие организации из списка иностранных агентов могут лишить права выдвигаться в общественные наблюдательные комиссии, которые контролируют соблюдение прав заключенных.
КТО ОНИ ТАКИЕ
ЗЕЛЕНЫЙ МИР ЗМ – общественная благотворительная экологическая организация, член международной Коалиции Чистая Балтика и Международного Социально-Экологического Союза. ЗМ – единственная общественная экологическая организация, работающая в закрытой атомной зоне на южном берегу Финского залива (ЮБФЗ) Балтийского моря в 80 км к западу от Санкт-Петербурга. ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ЗМ: • вовлечение жителей и властей региона в процесс взаимодействия для обеспечения устойчивого, сбалансированного развития и воспроизводство Среды Обитания; • защита Прав Человека; • получение, анализ и распространение информации об экологической, ядерной безопасности, энергоэффективности, возобновляемой энергетике в регионе; • защита морской экосистемы Балтийского моря, уникальных природных комплексов южного берега Финского залива и традиционного уклада жизни малочисленных народов; • развитие сотрудничества с общественными экологическими организациями для защиты Среды Обитания. ЗАДАЧА ЗМ: – объединение интеллектуального и организационного потенциала своих членов для защиты природы и всех живущих существ, сохранения природного и культурного наследия человечества, физического и духовного здоровье людей, обеспечения сбалансированного развития. Адрес центрального офиса ЗМ: г. Сосновый Бор, Ленинградской области, ул. Солнечная 18, офис 12.
Сайт: http://www.greenworld.org.ru/?q=leningrad
КАК ПРЕССУЮТ ЭКОЛОГОВ
По результатам проверки, проведенной региональным управлением Министерства юстиции РФ, Иркутская региональная общественная организация «Байкальская экологическая волна» внесена в реестр объединений, «выполняющих функции иностранного агента». Проверка проходила в октябре 2015 года, в те дни, когда БЭВ отмечала 25-ю годовщину со дня основания.
По информации сопредседателя Байкальской экологической волны Марины Рихвановой, озвученной ею на пресс-конференции 17 ноября, БЭВ стала 102-й в списке российских некоммерческих организаций, внесенных в список иностранных агентов. Основанием для внесения в список стали семь пунктов, часть из которых говорит о получении грантов из международных и иностранных фондов, а большая часть описывает повседневную деятельность БЭВ.
В случае если Байкальская экологическая волна продолжит работать в статусе иностранного агентства, то на всей ее продукции (например, плакатах, настольных играх, в презентациях и любых исходящих письмах) должен быть указан этот статус. Все СМИ, упоминающие БЭВ в своих материалах, также обязаны указывать этот статус. Финансовые проверки, которые ранее проходили раз в год, теперь будут проводиться ежеквартально, а штраф за любое нарушение увеличивается в несколько раз. Государственным структурам рекомендовано не участвовать в мероприятиях, организованных иностранными агентами, и не отвечать на их запросы. Работать в таких условиях, конечно, невозможно. Поэтому сейчас у БЭВ есть 15 дней на подготовку возражений и отправку их в управление Минюста.
– Я считаю себя агентом Байкала, – сказала Марина Рихванова. – Работать с клеймом невозможно, поэтому мы будем бороться до последнего.
Интересно, что одновременно с Байкальской экологической волной в список Минюста был включен и экоцентр «Дронт» из Нижнего Новгорода, считающийся одной из старейших экологических организаций в России – он существует с конца 1980-х. Поводом для объявления центра иностранным агентом стал грант, полученный от Русской православной церкви: как оказалось, у РПЦ есть счета на Кипре, и это стало поводом для включения «Дронта» в список. Помимо иркутских и нижегородских организаций в списке Минюста теперь значатся «Экологическая вахта Сахалина» (за получение гранта от фонда Леонардо Ди Каприо), «Геблеровское экологическое общество» (организатор заказников и заповедников на Алтае), «Сибирский экологический центр», «Алтай XXI век» (пропаганда альтернативных источников энергии). Всего в списке иностранных агентов оказалось 20 экологических организаций, хотя в законе, на который ссылается Министерство юстиции, прямо сказано: деятельность в области защиты растительного и животного мира не относится к политической деятельности.
http://altairk.ru/new/policy/baikal_environmental_wave_is_recognized_as_a_foreign_agent
***
Экологические НКО признают иностранными агентами вопреки решению КС
Конституционный суд в прошлом году постановил, что ряд НКО в принципе нельзя отнести к иностранным агентам, в том числе и тех, кто защищает экологию. Однако сейчас к ним отнесли как минимум пять экологических организаций.
Чтобы стать «иностранным агентом», по закону нужно два условия: получать иностранное финансирование и заниматься политической деятельностью. Под это определение уже подпали многие известные правозащитные организации и исследовательские центры, но ими дело не ограничилось, и реестр стал пополняться экологами, которых обвиняют в участии в политической деятельности.
8 апреля прошлого года Конституционный суд (КС) вынес постановление № 10-П, поводом для которого стала в том числе жалоба бывшего тогда уполномоченным по правам человека Владимира Лукина. В решении говорится, что деятельность НКО в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, защиты материнства и детства, защиты растительного и животного мира, благотворительности и др. не относится к политической деятельности. Суд постановил, что работа НКО в этих сферах, «даже если она имеет целью воздействие на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику» не может считаться политикой, «но при условии, что эти цели не выходят за пределы (рамки) соответствующей области деятельности».
Несмотря на это, сейчас в реестре «иностранных агентов» значатся как минимум пять организаций, занимающихся проблемами окружающей среды. Всех их Минюст внес в список принудительно, получив такое право летом прошлого года. Схема как правило такая: Минюст проводит внеплановую проверку, устанавливает наличие нарушений, вносит НКО в реестр, составляет протокол об административном нарушении по статье 19.34 КоАП (нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента), и суд выносит решение об административной ответственности — это штраф от 300 тыс. до 500 тыс. руб. для юридических лиц. По словам Павла Чикова, председателя правозащитной ассоциации «Агора», которая занимается защитой многих НКО, попавших в реестр, в практике его юристов не было случая, чтобы Минюст объяснял, почему не берет во внимание постановление КС.
Опрошенные РБК экологи не собираются отказываться от иностранного финансирования, но отстаивают в судах, что не занимаются политикой.
Первой экологической НКО, попавшей в реестр, стала калининградская организация «Экозащита!-Женсовет» — Минюст принудительно включил ее в список «агентов» 21 июля прошлого года. «Минюст посчитал, что наша кампания против строительства Балтийской атомной станции, которую мы вели на протяжении семи лет, является политической деятельностью. Особенно они придрались к тому, что мы убеждали европейские банки и энергетические компании не инвестировать в эту АЭС и не сотрудничать с ней, потому что она не нужна региону и опасна. Также политикой Минюст посчитал наши публикации с призывами ратифицировать международные экологические конвенции», — рассказывает сопредседатель «Экозащиты» Владимир Сливяк.
Следующей экологической НКО в реестре в октябре прошлого года стала основанная в 1995 году саратовская благотворительная организация Ассоциация «Партнерство для развития», занимающаяся защитой общественных интересов преимущественно в экологической сфере. Сайт Минюста сообщает, что организация получала средства от посольства США в России, проводила публичные мероприятия и формировала общественное мнение, имея целью воздействовать на принятие решений госорганами. Летом прошлого года прокуратура пришла к выводу, что вся деятельность экологов из «Партнерства» носит «ярко выраженный политический характер, направленный на реализацию интересов иностранного государства и подрывает социальную стабильность, создавая политическую напряженность в регионе, и такая деятельность вступает в противоречие с интересами безопасности России».
В феврале этого года в список «агентов» попала новосибирская благотворительная общественная организация «Сибирский экологический центр». С 2000 года центра занимается проблемой сохранения сибирских лесов, защитой степных экосистем, противодействием контрабанде редких животных и т.д. «Минюст посчитал политической деятельностью опубликованное на сайте центра обращение к гражданам принять участие в акции против привлечения к уголовной ответственности активистов «Гринпис», которых хотели привлечь за протест на нефтяной платформе «Приразломная», статью с критикой решения Госдумы о внесении изменений в Налоговый кодекс, связанных с предоставлением льгот нефтедобывающим копаниям для разработки шельфа, а также тот факт, что директор центра подписала обращение к президенту об освобождении активистов «Гринпис», — говорит юрист организации Ильнур Шарапов.
Последняя экологическая НКО, внесенная в реестр «иностранных агентов», — это челябинское региональное экологическое общественное движение «За природу». Вместе с ним 6 марта 2015 года в реестр попал и одноименный фонд, финансирующий движение. По словам председателя движения Андрея Талевлина, политической деятельностью экологов Минюст счел их выступления на публичных слушаниях, размещение ими статей по природоохранной тематике, аналитические статьи по законодательству в сфере обращения с радиоактивными отходами. По его мнению, давление на движение связано с активным противодействием строительству Томинского горно-обогатительного комбината, которое, по мнению экологов, ухудшит положение без того загрязненного города.«Тому, чтобы включить нас в реестр, способствовало челябинское УФСБ — оно направило обращение в прокуратуру, хотя прокуратура нас проверяла много раз. ФСБ ранее пыталось возбудить в отношении нескольких участников нашего движения дела по статье «экстремизм» из-за нашей кампании против строительства комбината, но прокуратура отказалась. Возможно, поэтому они содействовали тому, чтобы нас признали агентами», — считает Талевлин.Также в реестр «иностранных агентов» может попасть самарский «Учебный Центр экологии» — на 19 марта назначен суд, на котором будет вынесено решение об административной ответственности. Политической деятельностью Минюст посчитал участие центра в научной конференции, организованной мэрией Самары в 2012 году, где экологи представили свой анализ рационального использования водных ресурсов.
Член президентского Совета по правам человека, руководитель ассоциации «Агора» Павел Чиков видит несколько причин «атаки» на экологов. «В России по сути нет четкой экологической политики. При этом острых проблем в этой сфере много, и власти чувствительно реагируют на принципиальную критику. В стране уже есть традиция преследования экологов в самых разных регионах. Кроме того, проблемы окружающей среды входят в глобальную повестку, есть большое число международных фондов, поддерживающих проекты. Экологические организации в России довольно влиятельны. На экологах Минюсту и прокуратуре удобно нарубить «агентских» палок, а заодно и исключить российских экологов из глобального сообщества», — говорит эксперт. По его словам, положение экологов осложняется еще и тем, что экологическим НКО редко удается найти финансирование в собственной стране. С ним согласен сопредседатель «Экозащиты» Сливяк: «Кампании экологов — это чаще всего истории, где общественный интерес сталкивается с государственным. В России сегодня нет ни одного источника финансирования, который бы давал деньги на борьбу за общественный интерес против государственного».
В ответе на письменный запрос РБК пресс-служба Минюста сообщила, что вышеперечисленные НКО «были включены в соответствующий реестр с соблюдением норм федерального законодательства и в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации». «Основаниями для включения названных организаций в соответствующий реестр послужило получение ими иностранного финансирования и осуществление на территории Российской Федерации политической деятельности, выходящей за рамки уставной (благотворительной и/или экологической)», — говорится в письме.
http://www.rbc.ru/politics/18/03/2015/550812909a79475f79d367cc