Ушёл Победитель недр. Памяти великого современника Николая Лавёрова

27 ноября не стало академика Николая Лавёрова - Ломоносова наших дней, друга и наставника экологов, нашего общего учителя.

Ушёл Победитель недр. Памяти великого современника Николая Лавёрова - фото 1

В это почти невозможно поверить - настолько этот титан казался вечным. В нём изумляло всё - огромная физическая сила и нереальная выносливость, феноменальная память, беспощадная точность формулировок -  и эмоциональная скупость как признак действительно свободного человека. Масштаб личности Николая Павловича был уникален - сочетание естествоиспытателя, первопроходца с блестящим исследователем и не менее талантливым администратором. Такие самородки действительно встречались только в Сибири и на Русском Севере, откуда - с Архангельской земли, как и Михаил Ломоносов, помор и крестьянский сын - он был родом.

Академик Лавёров - это колоссальная ошибка природы, когда нереальный, сверхчеловеческий потенциал достаётся одному человеку, и не только сами способности с задатками, но и возможность их разрабатывать и использовать. Участник геологических экспедиций с ранних лет, он прошёл тернистую дорогу испытаний, где равно требовались недюжинные физическая сила и интеллект. Фантастический роман "Победители недр" Григория Адамова - это как про него и таких, как он. Но внушительные спортивные успехи Николая Лавёрова меркнут по сравнению с его научным подвигом. Выдающийся геолог, специалист в области геохимии урана, поисков, разведки и освоения полезных ископаемых, он внес огромный вклад в изучение топливных ресурсов для ядерной и углеводородной энергетики, став лидером отечественных школ геологии и геохимии рудных месторождений, радиогеологии и радиоэкологии; его исследования позволили создать крупнейшую в мире минерально-сырьевую базу для промышленности. Масштабы и значение этих свершений смогут оценить только потомки - после безуспешных попыток что-либо подобное повторить хотя бы на одной из стадий.

Николай Павлович прошёл жёсткую школу советского ВПК, сверхсекретной, с беспрекословной дисциплиной, сферы разработки ядерного оружия, поисков и добычи стратегического атомного сырья. Он отлично знал цену словам и оценкам, никогда ими не злоупотреблял, и поэтому наряду с научной карьерой сделал более чем блестящую правительственную, став перед распадом СССР заместителем премьер-министра Союза и главой Государственного комитета по науке и технике. Но время блестящих советских профи стремительно уходило, на авансцену выдвигались политически ангажированные будущие "эффективные менеджеры", а эта стая академику Лавёрову была генетически чужда. Скинув грязь политиканства, в постсоветской России Николай Павлович вернулся к научному академическому администрированию, с которым он, впрочем, никогда полностью и не рвал. Но слава гналась за ним по пятам, и до конца своих дней академик Лавёров был востребован высшим руководством страны как уникальный специалист. Он курировал взаимодействие РАН по научно-исследовательским работам оборонного направления с Советом Безопасности России, Министерством обороны России, Росатомом, ФСБ и СВР, возглавлял научный совет РАН по проблемам обороны. Статус кавалера ордена "За заслуги перед Отечеством" говорит о многом, хотя, видимо, отмечена небольшая часть реальных заслуг Николая Павловича.

Универсальность личности академика Лавёрова была особой - ближе к Ломоносову, чем к Леонардо да Винчи. Прежде всего он был естествоиспытателем и строил свою гносеологическую, а затем и онтологическую модель, исходя из опыта освоения недр. Тут был его окоп, его отправная точка. И в экологию академик Лавёров двигался тем же трудным путём, "опасным как военная тропа". Но, в отличие от множества энтузиастов-покорителей, он видел намного дальше и чувствовал глубинную опасность технократической расправы над природой. В его обязанности и интересы, помимо всего что связано с атомной сферой, входили глобальные изменения климата и природной среды, исследования Арктики и Антарктики, Земли и природных ресурсов из космоса, Мирового океана. И без академика Лавёрова не было бы движения защитников Байкала - он поддержал энтузиастов в самую трудную минуту. И не только их - и не только тогда.

Атлант выполнил свою исполинскую миссию и ушёл. Но на смену никто не вышел. Опоры шатаются, лилипуты дружно валят в страхе, остаётся только молить Творца о ниспослании новой ошибки природы. А пока - привал.

Игорь ПАНАРИН, главный редактор "ЭкоГрада".

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить