![](/templates/ag_ekograd/images/bg.jpg)
Любовь российских чиновников к роскоши за счёт казны, в сочетании недорасходованием средств местных бюджетов - явления, в принципе. совместимые. Ибо - кому (региону, ведомству), сколько и и в какой форме выделяют бюджетных средств - всё это сугубо индивидуально.
Как и прежде (см. http://ekogradmoscow.ru/novosti/anton-gett-izobretatelnost-chinovnikov-potryasaet; http://ekogradmoscow.ru/novosti/gajdarovskij-forum-vzglyad-v-budushchee;http://pronedra.ru/macroeconomics/2015/09/23/golikova-u-rossijskih-regionov-rastut-dolgi/ )
И, потом, уровень реального обесцениваия российских денег значительно выше, чем по официальным инфляционным выкладкам. И каждый "получатель", исходя из своих интересов и возможностей, желает распорядиться получаемыми средствами.
Финансовые чиновники предпочитают рассуждать, точнее - гадать об уровнях инфляции и о курсе рубля в ОТРЫВЕ от реальной экономики, от реальной платежеспособности предприятий, отраслей, регионов, как и от реальной платежно-покупательной способности национальных денег. По сути, это гадание, хотя и в весьма респектабельной форме, на всё той же, всё менее свежей кофейной гуще, .
А что касается регионов, там уже привыкли к всевозможным денежным секвестрам "сверху". Потому на протяжении почти всего года идет почти глобальная экономия средств, а в ноябре-декабре начинают "гнать" все неизрасходованные средства, закупая товары втридорога или вдруг "одаривая" повышенными пособиями, крупнозатратными льготами и т.п. Потому что если эти деньги не израсходовать, в будущем году выделят меньше. Порочность традиционности такой системы очевидна, и, когда ее опять осуждают - значит, опять лукавят. Потому что эта ситуация обусловлена давними сложившимися, - как говаривал А.Райкин - - специфическими взаимоотношениями "центра" и регионов. Сложившимися еще в советский период после 1953 года, в том числе между отраслями и предприятиями, с одной стороны, и главками, министерствами, Госпланом, Минфином СССР - с другой...
Неизрасходованное едва ли "отберут" в нынешних социально-экономических условиях в регионах, хотя какая-то часть неизрасходованного вполне может попасть в Антикризисный или другой госфонд. Но "центр", для сохранения элементарной управляемости, а то и выживамости регионов, окажет им некие встречные льготы. К тому же, внутренние и внешние долги большинства субъектов Федерации ставят их на грань банкротства. Совокупный внешний и внутренний госдолг субъектов Федерации к концу февраля с.г. почти достиг 2,2 трлн. рублей. А из госбюджета на погашение и/или рестурктуризацию этих долгов в 2015-м было выделено только 160 млрд. руб. Но сохранение действующей финансово-экономической системы и политики, похоже, постоянно воспроизводит остроту и этих долговых проблем, и, в целом, общероссийских финансово-экономических, а, значит, и социальных проблем?..
А. Чичкин