
Вопрос далеко не праздный, и сколько не отвечай на него, все равно он будет возникать время от времени, оставаясь актуальным, потому что «все течет, все изменяется» не только в философско-фигуральном смысле, но и в прямом. Меняется экология и растут угрозы загрязнения, изобретаются новые технологии очистки и обеззараживания (эффективные в той или иной степени), возникают кризисы (сокращается финансирование)... Все это проблемы, проблемы...
От знания вопроса зависит многое. Например: покупать или не покупать дополнительный фильтр для очистки питьевой воды в квартиру? Не уподобляться же беспечным гражданам, уверенным, что лишнее – никогда не помешает, – такая уверенность противоречит логике здравого смысла, потому что: во-первых, нужно потратиться на установку, а потом на обслуживание и замену компонентов; во-вторых, дополнительное фильтрование может быть избыточно и убить полезные свойства воды. Или вот другой способ преодоления проблемы: отказаться от воды из-под крана и пользоваться только бутилированной. Но и тут свои сложности. Кто поручится, что вода взята из чистого источника, как написано на этикетке? Проверяют, лицензируют ? Да, конечно, это аргумент весомый, но, увы, не достаточный. Разве производство спиртных напитков не подлежит лицензированию, разве не проверяется технология их производства? Однако в прошлом году СМИ сообщали о массовых отравлениях «шотландским» виски! Да и опять же таки лишние затраты и хлопоты.
Так что как ни изобретай, а всё же от вопроса чистоты питьевой воды из-под крана не уйти. Только давайте уж разбираться вместе, сообща будет и легче и честней.
Для того чтобы оказаться под вентилем наших кранов, воде необходимо осилить немалое расстояние. И на этом пути преодолеть ряд искусственных барьеров.
Централизованное водоснабжение столицы производится в основном из поверхностных водоисточников. Это Москворецко-Вазузская и Волжская водные системы, в которые входят 15 водохранилищ и тракты подачи воды – Москва-река с притоками и Канал имени Москвы.
До стандарта питьевого качества воду доводят на четырех московских станциях: Северной, Восточной, Рублевской и Западной. Цепочка водоподготовки такова: сначала решетки, за ними сетки, затем химикаты (коагулянт), отстойники и песчаная фильтрация, после чего очистка озоном и углем, и наконец обеззараживание гипохлоритом натрия с добавлением аммиаксодержащего реагента. Словом, никакая грязь и зараза не проскочит через заслоны Мосводоканала. Во всяком случае, в опасном количестве. Заметим, что жидкий хлор, оставляющий после себя вредные вещества, больше не применяется в этом процессе, как это было еще несколько лет назад.
В конце прошлого года Мосводоканал, снабжающий Москву и область питьевой водой и отвечающий за её качество, рапортовал, что «работа системы централизованного водоснабжения Москвы позволяет надежно обеспечивать жителей столицы питьевой водой, качество которой соответствует государственным нормативным требованиям». Надо полагать, что положение дел находится на уровне мировых стандартов, применяются самые современные технологии. Московская водоподготовка, например, типична для таких крупных городов мира, как Париж, Лондон, Токио.
Не надо думать, что после наших кухонь, ванн и туалетов, вода снова, пройдя очистку, попадает в наши дома. Процесс водоснабжения не является замкнутым циклом. И говорить, что мы пользуемся тем, что побывало в канализации, как сетуют некоторые горожане (а, случается, и журналисты), – значит, выказать своё невежество. Питьевая вода поступает в город через станции водоподготовки, а выводится, будучи использованной, через мощные очистные сооружения и попадает снова в реку, но в местах, находящихся значительно ниже по течению от источника водоснабжения.
Мосводоканал – крупная организация. Огромный оборот денежных средств, колоссальная материальная база, стабильное финансирование – открывают большие возможности для деятельности. У Мосводоканала – длинная история, сами его работники относят её начало к созданию проекта первого водопровода из Мытищ, построенного в 1804 году. А если есть история, имеется и преемственность, что оказывает вместе с масштабностью деятельности организации влияние и на престиж предприятия, а стало быть и на ответственность сотрудников за свою работу. Вот почему мы можем доверять специалистам Мосводоканала. Правда, в 2012 году предприятие было преобразовано из государственного унитарного в открытое акционерное общество. Отношение же к организациям с подобной формой собственности – будем откровенны – у нас традиционно настороженное. Что ж, тут мы можем взять в расчет то обстоятельство, что единственным акционером Мосводоканала является город Москва в лице Департамента городского имущества. Этот факт должен все-таки склонить стрелку весов нашего доверия в сторону положительной чаши.
Специалисты Мосводоканала утверждают, что система водоснабжения на состояние здоровья населения влияет положительно.Поясняется, что это доказано многолетней практикой. И действительно, за длительный период времени в Москве не зафиксировано заболеваний, связанных с водопроводной водой.
Отвечая на вопрос «можно ли пить московскую воду?», специалисты всё той же организации ответственно заявляют: «Для повседневного использования холодной водопроводной воды, подаваемой в дома москвичей, нет никаких ограничений. Она безопасна, безвредна и полностью пригодна для питья. Её дополнительная очистка не требуется».
Несмотря на доверие к высопрофессиональным специалистам Мосводоканала,
все-таки успокоится выводами только одной инстанции, пусть даже авторитетной, мы не можем. Что же делать? А вот что.
Проверить, подтвердить или опровергнуть выводы Мосводоканала компетентно может только Роспотребнадзор. Вот мы и обратимся к специалистам этой организации за помощью.
Юрий Андрийчук
(продолжение следует)