Состояние окружающей среды в городе Москве

 Состояние окружающей среды в городе Москве  - фото 102 марта 2015 года в комплексе зданий Правительства Москвы (ул. Новый Арбат, 36/9) прошло заседание Коллегии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по вопросу: «О состоянии окружающей среды в городе Москве в 2014 году и задачах на 2015 год».
 
 
 
Модератором заседания был заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Сергей Александрович Мельников. Открывая заседание, он сообщил, что из двадцати членов Коллегии на заседании присутствуют девятнадцать человек. На заседание приглашено 320 гостей: депутаты ГД РФ и Мосгордумы, представители федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, департаментов Правительства Москвы и другие. Впервые на заседании присутствуют представители Севастополя.    
С приветственными словами к участникам заседания обратились:
- Гизатулин Ринат Ринатович - заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
- Шингаркин    Максим    Андреевич    -    заместитель    председателя    Комитета
Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии;
- Чернин Сергей Яковлевич, председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Российской Федерации.
«Прошлый год для нашего министерства прошел под знаком впервые заключенного соглашения о делегировании части полномочий в сфере охраны окружающей среды. Работа по подготовке этого документа была не простой, и реализация этого документа так же идет не просто. Сталкиваемся с ошибками, с проблемами. Мы понимаем, что не зря выбрали Москву площадкой для того, чтобы посмотреть, каким образом полномочия Росприроднадзора могут быть реализованы регионами РФ. Анализ работы за 2014 год мы проведем до конца 1 квартала. Выйдем на новый текст соглашения, на новые полномочия, которые передадим Москве, и будем дальше смотреть, как реализуется это соглашение. У нас есть поручение Правительства о подобном делегировании полномочий другим субъектам РФ. 
Вторым немаловажным аспектом работы, который нам вместе предстоит реализовывать в 2015 году – это принятие поправок к закону «Об отходах производства и потребления». Реализация этого закона в Москве, в том числе в контексте того эксперимента, который проводит Москва, является на наш взгляд важным направлением в работе. 
И, наконец, третье. В прошлом году был принят закон «О нормировании», который поэтапно вступает в силу. Нам предстоит вместе сделать новые нормативы, нам предстоит вместе разбираться с теми нормативами, которые существуют в Москве сейчас. Предстоит сокращать перечень нормированных веществ. 
Это три главных приоритета в работе на этот год. Я думаю, что мы с вами с этим справимся», - заявил Р.Р. Гизатулин.
Приветственный акт от Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии зачитал М.А. Шингаркин: «Комитет Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии приветствует всех участников Коллегии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и поздравляет с пятнадцатилетием со дня образования Департамента!
К рубежам пятнадцатилетней деятельности Департамент подошел с результатами, доказывающими всю эффективность и высокую инициативность проведенной работы, что особенно впечатляет, если учесть, какими непростыми для нашей страны были последние годы. Эта дата обращает нас к истории, побуждает отметить главное: все прошедшие годы были посвящены деятельности важной для сохранения благоприятной окружающей среды в городе Москве. Выделяя актуальные вопросы развития, нерешенные проблемы и задачи, вы находили нужные, правильные решения и воплощали их в жизнь. За прошедшие годы Департаментом была проделана поистине колоссальная работа, направленная на улучшение состояния атмосферного воздуха, качества водных объектов, почв, сохранения природных территорий и биологического разнообразия. В результате условия проживания для граждан стали еще более комфортными.     
На заседании Коллегии мы подводим итоги работы в 2014 году. В прошлом году вам передали ряд полномочий в области государственного экологического надзора и нормирования негативного воздействия на окружающую среду, а так же в области недропользования. Это позволит повысить эффективность управление в области охраны окружающей среды и обеспечить экологическую безопасность на территории города Москвы. 
Мы уверены, что накопленный опыт, детальное знание своего дела, профессионализм и ответственное отношение к службе, будут как и прежде способствовать достижению гармоничного и устойчивого развития столичного мегаполиса. 
Председатель комитета Владимир Иванович Кашин». 
От себя  М.А. Шингаркин добавил: «Главная функция, которую выполняет  Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы – это функция всероссийского полигона. Когда Российская Федерация отрабатывает вопросы особого управления, передачи полномочий, каких-то иных сложных задач в области охраны окружающей среды, в области экологии, всегда, в первую очередь, у нас на повестке дня стоит инструментарный полигон – город Москва. Нужно понимать, все эти эксперименты у нас имеют положительный знак, положительный вектор. Те отдельные сбои, наоборот, позволяют закладывать в будущие функции органов регионального управления еще более правильные решения. 
Коллегиальное управление Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы – это система обратной связи, как по принимаемым решениям на уровне исполнительной власти, так и для будущих решений в законодательной области».       
В своем кратком приветствии С.Я. Чернин отметил: «При взаимодействии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и Общественной палаты идет большая и конструктивная работа. Москва может быть примером по очень многим вещам, в том числе по аппаратным методам контроля, экомониторингу, переработке вторичных ресурсов». 
С основным докладом заседания: «О состоянии окружающей среды в городе Москве в 2014 году и задачах Департамента на 2015 год» выступил руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Олегович Кульбачевский: «Сегодня мы с Вами проводим пятую расширенную коллегию Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы. Пятую – можно сказать, юбилейную. Давайте вспомним, как всё это было. На первой коллегии в 2011 году мы знакомились. 2012-й стал годом полемики. В 2013 году наш Департамент на коллегии выступил с инициативой о коренных преобразованиях в работе. В 2014 году был взят курс на Новую Экологическую политику НЭП. Коллегия 2015 посвящена итогам 2014 года и планам на 2015 год. Для того, чтобы выстраданная нами НЭП не осталась простой декларацией, необходимы конкретные программы в рамках этой политики и их ресурсное обеспечение.  
Коротко о наиболее важном в 2014 году. Было принято постановление Правительства Москвы «Об основных положениях новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года». Это наша с Вами общая победа. Я поздравляю вас с нею. Тем более, что НЭП – это не только концепты и абстрактные идеи, это практические задачи и конкретные результаты.
Среди прочего с реализацией НЭП предусматривается до 2030 года достичь следующих показателей: 
– снижения загрязнения атмосферного воздуха на 30% возле автотрасс;
– снижения выбросов так называемых «дурнопахнущих веществ» на 70%;
– повышения класса качества поверхностных водных объектов Москвы; 
– сокращения водопотерь на 20-25%;
– увеличения площади зеленых насаждений в границах Старой Москвы с 54% до 61%;
– снижения объема захораниваемых отходов на 35% при направлении соответствующей доли раздельно собранных и отсортированных бытовых отходов на вторичную переработку.
Уже сегодня положения НЭП нашли свою реализацию, но, повторюсь, наш с вами НЭП только в начале пути. 
В 2014 году появились новые пункты раздельного сбора мусора, в том числе благодаря тому, что в контрактах на вывоз ТБО устанавливались целевые показатели выделения вторичного сырья. В Северном административном округе Москвы в результате проведения эксперимента удалось снизить объем захораниваемых отходов до 20%.
Лидируют по этому показателю районы Таганский и Замоскворечье Центрального административного округа Москвы. Там показатель эффективности доходит до 30%.
Сегодня в Москве работают 24 пункта раздельного сбора отходов и более 100 пунктов приема вторсырья.
Мероприятия по популяризации раздельного сбора отходов в 2014 году хочется без излишней скромности назвать и образцовыми, и показательными. Напомню, в октябре 2014 года Департаментом был организована экологическая акция по раздельному сбору отходов «Разделяй и используй!». Она продлилась неделю, было собрано около 2,5 тонн отходов. Параллельно проводилось голосование на портале «Активный гражданин»,и выяснилось, что более 90% респондентов одобряют инициативы Правительства Москвы в области раздельного сбора отходов и готовы сортировать отходы при наличии соответствующей инфраструктуры.
Не отставали от популяризаторов и законотворцы. 2014 год стал годом принципиального реформирования системы обращения с отходами производства и потребления на законодательном уровне. 
Так, новая редакция Федерального закона «Об отходах производства и потребления», вступившая в силу с 1 февраля, вводит основополагающий принцип – «производитель платит». Главный вопрос НЭПа о накопленном экологическом ущербе получил перспективу разрешения, причем на уровне лучших образцов и накопленного опыта разных стран мира. Отныне субъекты Российской Федерации несут ответственность за организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) отходов на всех этапах жизненного цикла (сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение).
С 1 января 2017 года законом запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. 
Особая наша гордость – акция «Миллион деревьев». Напомню, акция была объявлена Мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным осенью 2013 года. Цель акции – провести дополнительное озеленение столичных дворов. 
Сегодня я без всяких натяжек могу сказать, что акция стала популярной в Москве. В решении задачи озеленения власть и горожане отыскали эффективную формулу взаимодействия. 
Схемы озеленения, породный состав деревьев и кустарников выбирают жители. Заявки на озеленение принимаются через управы, через сайт Департамента природопользования. Посадочный материал и инвентарь предоставляется Департаментом природопользования, в высадке деревьев в своих дворах принимают участие жители. Одновременно с практической работой налажена линия обратной связи. На портале «Активный гражданин» происходит голосование за озеленение дворов. Результатом обсуждения становится польза – для жителей, для города в целом, для экологии.
В 2013 году на территории Москвы всего было высажено около 66 тыс. деревьев и 296 тыс. кустарников.
В 2014 году было высажено более 80 тысяч деревьев и около 443 тыс. кустарников. 
Всего с начала акции «Миллион деревьев» озеленено 4 330 дворов, где посажено около 25 тысяч деревьев и более 360 тысяч кустарников. На весну 2015 года уже поступили заявки от жителей на озеленение более 2 500 дворов. 
В 2014 году принят ряд важных поправок в действующее законодательство, согласно которым программа «Миллион деревьев» будет распространена на объекты социальной сферы – там, где на эти цели не было достаточного финансирования и где некому было уделять этому внимание. 
Согласно предварительным результатом реализации программы, состояние зеленых насаждений характеризуется как удовлетворительное, доля деревьев с устойчивой жизнеспособностью составляет около 85%. Также взамен утраченных во дворах аварийных и больных деревьев на том же месте гарантированно будут высажены новые деревья (так называемая программа «лунка в лунку»). 
В реализации практических задач Департамент опирается на самые современные научные исследования. Так в 2014-м году Департаментом была выполнена научно-исследовательская работа, направленная на разработку научно-методического обоснования воссоздания природно-экологического каркаса Москвы и Московской агломерации. Целью работы была реализация задачи по максимальному сохранению зеленых насаждений на территории Новой Москвы. Проанализировали непростую с точки зрения земельно-правовых отношений ситуацию, и определили территории в ТиНАО, обязательные для включения в экологический каркас. 
По информации НИиПИ Генплана Москвы, имеется возможность для учета результатов работы при планировании развития городских территорий
В 2014 году был проведен комплекс работ по лесоустройству и природообустройству на особо охраняемых природных территориях Москвы. В том числе проведены мероприятия по восстановлению численности редких животных и растений на ООПТ.
Руководствуясь принципами Новой экологической политики, мы стараемся не забывать, что человек – это часть природы и равноправный участник экосферы. 
На особо охраняемых природных территориях создаются объекты для досуга и экологического просвещения населения – спортивные и детские площадки, велодорожки, экологические тропы. Многие объекты приспособлены для людей с ограниченными физическими возможностями. Вместе с тем организация соцкультобъектов позволяет концентрировать рекреационную нагрузку в четко выделенных рекреационных зонах ООПТ. Эти зоны выполняют роль «буферных», снижают нагрузку на заповедные участки территорий.
Напомню, рекреационная функция ООПТ прямо предусмотрена федеральным законодательством. Востребованность рекреационной функции ООПТ подтверждают соцопросы, например, опрос, который проводился на портале «Активный гражданин», показал, что большая часть москвичей выступает именно за то, чтобы рекреационные зоны ООПТ были благоустроены – отремонтированы дорожки, установлены беседки, скамейки, урны, контейнеры для раздельного сбора мусора. Люди хотят, чтобы было больше лыжных трасс, велодорожек, спортивных площадок, ориентированных на разные возрасты. Впрочем, полемика о целесообразности обустройства рекреационных зон на ООПТ не закрыта. И мы слышим аргументы оппонентов. 
А пока продолжаем очищать особо охраняемые природные территории от мусора. За последние 2-3 года московские ООПТ стали намного чище. И чем мы особенно довольны – чище стала и московская часть территории национального парка «Лосиный остров», которая находится в ведении Минприроды России. В соответствии с подписанным ранее Соглашением между Правительством Москвы и Минприроды РФ для уборки территории «Лосиного острова» от мусора Правительством Москвы ежегодно выделяются средства из бюджета города в размере 50 млн. рублей. В 2014 году с территории парка убрано и вывезено более 8000 тонн мусора, в том числе крупногабаритного.С 2014 года аналогичные работы проводятся на территории Тимирязевской академии.
Про роль экологического образования и просвещения я уже упоминал. Но тема стоит того, чтобы к ней можно было бы возвращаться даже в рамках одного доклада.
Принципами НЭП экопросвещение условно разделено на теоретическую и практическую части. В рамках решения практических задач на особо охраняемых природных территориях Москвы обустраиваются экологические тропы, работают 6 эколого-просветительских центров, причём специфика каждого экоцентра уникальная и не повторяется. В этом году мы планируем открыть еще один новый экологический центр в «Кусково».
Мероприятия по экопросвещению не ограничиваются пределами ООПТ. В ежегодных городских экологических акциях принимают участие тысяч москвичей. Акции «Час Земли», «День эколога», «Экофест», «День без автомобиля» стали важной частью культурного пространства города.  
В 2014 году впервые была проведена Эко-резиденция волонтеров и городских активистов. Надеюсь, что сотрудничество с волонтерами станет плодотворным и полезным для города. Формирование экологического мировоззрения – преддверие завтрашнего дня. Волонтеры сегодня – это последовательные и убежденные экологи завтра. Задача формирования экологического мировоззрения в Москве возложена в том числе на журнал «ЭкоГрад» учрежденный департаментом. Однако, экологическое мировоззрение требуется не только сформировать. Необходимо научиться и научить применять его на практике.   
Перейду к болевым точкам московского экологического пространства. Это, в первую очередь, Мневниковская пойма.
Вокруг проекта развернулась бурная полемика. Оппоненты демонстрируют непримиримую и бескомпромиссную позицию. При этом вместо аргументов в ход полемики запускаются не всегда корректные формулировки из дежурного набора «вымысел, замысел, домысел». Департамент, дабы исключить разного рода спекуляции, предлагает договориться о терминах.
Итак, де-юре территория является ООПТ, по факту исключена из жизни города, потому что замусорена и, я бы даже сказал, является депрессивной. Здесь расположены 36 несанкционированных свалок, состоящих в основном из строительных и бытовых отходов. Общий объем мусора – более 800 тыс. куб. м. На части территории расположены коммунально-складские и торговые объекты, а также объекты незаконных сторонних пользователей.
Что предлагается? В северной части Мневниковской поймы, на заасфальтированной в настоящее время территории, планируется строительство Парламентского центра – для размещения Совета Федерации и Государственной Думы. 
Будет произведена полноценная экологическая реабилитация территории и русла Москвы-реки, включая вывоз мусора, восстановление почвенного слоя, ликвидацию временных и заброшенных строений, а также вредных и опасных производств. В планах также – создание здесь единой зеленой зоны. В нее войдут территории Филевского, Мневниковского и Крылатского парков, их соединят вело-пешеходными мостами. В итоге в Мневниковской пойме будет создан крупнейший парковый кластер Москвы внутри МКАД общей площадью порядка 650 га. 
Мы поддержали этот проект, поскольку единственной реальной альтернативой ему было «заморозить» территорию в ее фактическом депрессивном состоянии.
Далее – атмосферные выбросы. В 2014-м году в Москве случилась череда так называемых эпизодов высокого загрязнения атмосферного воздуха. Они наблюдались в конце осени – начале зимы и сопровождались запахом гари в периоды неблагоприятных метеоусловий, появлением неприятных запахов в микрорайонах, прилегающих к Московскому НПЗ и Люберецким очистным сооружениям, а по факту выброса 10 ноября было возбуждено уголовное дело. Но нет худа без добра, и эти происшествия выдвинули на первый план вопросы экологической безопасности.
В январе 2015 года этот пакет вопросов обсуждался при активном участии департамента на заседаниях Общественной палаты РФ, Комиссии Мосгордумы по экологии и, конечно же, в рамках Общественного совета при Департаменте природопользования. 
Это был прагматичный разговор всех заинтересованных участников, ключевой темойкоторого стала необходимость модернизации производств, а также установка датчиков на трубах предприятий, которые бы позволили бы отслеживать выбросы в режиме он-лайн. Участие в разговоре приняли и представители промышленных предприятий – ОАО «Газпромнефть-МНПЗ», Мосводоканала, Мосэнерго. Диалог, по нашему общему мнению, получился конструктивным. 
В рамках плана реконструкции ОАО «Газпромнефть-МНПЗ» предусматривается инвестирование в модернизацию предприятия свыше 150 миллиардов рублей, из них уже вложены 60 млрд. В последние годы была закончена рекультивация очистных сооружений и механических отстойников, реконструкция битумной установки. Благодаря реализации реабилитационного проекта на месте шламовых площадок появились зелёные поля. В рамках реализации экологической программы МНПЗ запустил в эксплуатацию закрытые очистные сооружения.
В результате в 2015 году суммарное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу должно составить 48%, а по сероводороду — 96%. Надеюсь, так мы победим назойливые запахи. 
 
На МНПЗ проведена установка системы измерения промышленных выбросов для того, чтобы информация в режиме реального времени не реже одного раза в 20 минут поступала на сервер ГПБУ «Мосэкомониторинг». В настоящее время в целях обеспечения открытости экологической информации на 8 наиболее крупных источниках МНПЗ созданы системы автоматического контроля выбросов. В январе 2015 года начаты приемочные испытания систем. Планируемый срок окончания испытаний – апрель 2015 года. 
И еще о запахах. АО «Мосводоканал» реализует специальную «Программу по удалению запахов от сооружений канализации», в рамках которой осуществляется перекрытие открытых технологических емкостей с организацией систем газоочистки. 
На Курьяновских очистных сооружениях работы по реконструкции и ремонту проводятся с 2011 года. К настоящему моменту отремонтировано около 30% мощностей. По итогам мероприятий суммарная продолжительность превышения гигиенических нормативов по сероводороду на прилегающих жилых территориях снизилась в 1,6 раза.
На Люберецких очистных сооружениях аналогичные работы были начаты в 2014 году. С апреля прошлого года отмечается тенденция к снижению показателей атмосферного загрязнения сероводородом – продолжительность превышения гигиенических нормативов снизилась в 2 раза, кратность превышений – в 1,4 раза.
По итогам реализации программы АО «Мосводоканал» в 14-ти районах города будет снята проблема загрязнения воздуха сероводородом, который, несмотря на отсутствие воздействия на здоровье, влечет существенный дискомфорт для проживания.
Увы, загрязнение воздуха не знает административных границ. Приграничные территории Москвы и Московской области находятся под совокупным воздействием промышленных предприятий, что требует объединения усилий обоих регионов для улучшения качества жизни. Задача эта трансграничная, поскольку в рамках одного региона задача по очистке воздуха приграничных территорий не решается. Мы со своей стороны делаем шаги в этом направлении. В первую очередь, это реконструкция граничащих с Московской областью производств. Также это плотная и системная работа по выявлению и пресечению незаконной деятельности мелких производств, прежде всего связанной с незаконным складированием и сжиганием отходов.
Мы также оказываем содействие Московской области во внедрении экологичных технологий удаления порубочных остатков. В качестве метода, альтернативного сжиганию, предложен вывоз отходов с последующей их переработкой в ликвидный продукт, также проработан перечень необходимой для этих работ техники.
В прошлом году мэр Москвы Сергей Семенович Собянин особо выделил такие проекты, как закрытие завода «Эколог» и стартап проекта по рекультивации свалки в районе Некрасовка.
По заводу «Эколог». Завод был предназначен для сжигания опасных биологических отходов в районе Некрасовка. Напомню, жители района собрали подписи за закрытие завода и обратились к Мэру Москвы с просьбой закрыть завод. Сергей Собянин поддержал москвичей. 
Сергей Семенович также поручил рекультивировать свалку в районе Некрасовка, рядом с жилой застройкой, и создать на ее месте всесезонный парк с рекреационной и спортивной зоной для отдыха жителей. Рекультивация начата в январе 2015 года. Она будет проведена по новейшим технологиям. Через 2 года на месте свалки появится всесезонный рекреационный объект для прогулок и занятий спортом москвичей.
Влияние транспортного комплекса на экологическую ситуацию в Москве остается приоритетной природоохранной задачей. 
Департамент проводит ряд научно-исследовательских работ, посвященных разработке сценариев снижения негативного воздействия транспортных потоков на окружающую среду, прогнозных оценок изменения ситуации. 
Системная политика Правительства Москвы по реформированию транспортной системы города – особо важными направлениями здесь я бы назвал повышение комфортности общественного транспорта, которое должно предварять ограничительные меры для личного автотранспорта, и оптимизация дорожного движения, – очевидно, имеет значимый положительный экологический эффект в перспективе. 
Департаментом ведется постоянная инспекционная работа по контролю качества моторного топлива. В 2014 году по нарушениям, связанным с реализацией моторных топлив, не соответствующих экологическим требованиям, вынесено 24 постановления о назначении административного наказания на сумму более 10 млн. рублей. В «черный список» было занесено 18 АЗС.
И, наконец, обратная связь с москвичами. В 2014 году выросло количество внеплановых проверок, проводимых по жалобам жителей. 
За прошедший год государственными инспекторами города Москвы по охране природы рассмотрено более 18 тысяч обращений, из них около 7 тысяч поступило на «горячую линию» Департамента.
Инспекторским составом Департамента наибольшее внимание уделялось, уделяется, и, я надеюсь, будет уделяться рассмотрению обращений, связанных:
– с содержанием дворовых территорий;
– применением противогололедных реагентов;
– уборкой листвы в осенний период, покосом травы.
Общая сумма штрафных санкций, примененных к подрядным организациям, составила более 54 млн. рублей.
На портале Правительства Москвы «Наш город» организована возможность для жителей столицы информировать власти о фактах природоохранных нарушений.
Проводились проверки деятельности организаций, использующих объекты животного мира в коммерческих целях. В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий было выявлено недопустимое использование более 30 животных, таких как леопард, лев, медведь, волк, лори, хамелеоны, птицы семейства ястребиных, совы.
С учетом увеличенной для юридических лиц суммы штрафов (с июля 2013 г. штраф по ст. 8.35 КоАП РФ составляет до 1 млн. руб.), введением уголовной ответственности за нарушение порядка оборота объектов животного мира, их частей и дериватов (ст. 258.1 УК РФ) незаконный оборот животных посредством открытой продажи и иных видов недопустимого использования снизился. Однако наряду с этим произошла активизация сделок по продаже и приобретению объектов животного мира с использованием Интернета. И сейчас можно констатировать, что существует потребность законодательного регулирования вопросов охраны животного мира.
Один из основных результатов проделанной работы – это улучшение состояния природных сред. 
По итогам 2014 года мы можем сказать, что среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превышают нормативов качества атмосферного воздуха. Исключение составляют около 10 дней в прошедшем году, когда были нештатные ситуации, связанные со сжиганием порубочных остатков, выбросами сероводорода. Отрадно, что, несмотря на рост автопарка, отсутствует рост концентраций оксида азота.
Благодаря рекомендациям членов нашего общественного совета и особенно профессора Алексея Владимировича Яблокова, мы существенно расширили количество анализируемых показателей, включая такие опасные вещества, как бутадиен. При каждом экологическом обследовании территории пробы воздуха анализируются на содержание 50-60 веществ.
В 2015 году будет продолжен контроль содержания в атмосферном воздухе особо токсичных соединений, в частности диоксинов и диоксиноподобных соединений, стойких органических соединений. Конечно, нельзя объять необъятное. Мы понимаем, что не контролируем все сотни тысяч химических соединений, которые представлены в справочниках промышленных выбросов, но, с другой стороны, мы фиксируем все реперные и индикаторные соединения, характерные для выбросов предприятий Москвы, и подавляющее большинство соединений, опасных для здоровья населения. Регулярно мы ведем работы по поиску новых неизвестных соединений в пробах природных сред.
Качество воды в реке Москве соответствует культурно-бытовым нормативам. Произошло улучшение качества водных объектов за счет очистки берегов от мусора, модернизации очистных сооружений.
Благодаря эффективному функционированию системы утилизации загрязненного снега отсутствует рост содержания хлоридов в поверхностных водах. По большинству показателей имеется положительная динамика улучшения качества воды Москвы-реки и ее притоков. 
В черте города устойчиво снижается содержание нефтепродуктов (среднегодовая концентрация в сравнении с предыдущим 2013 годом снизилась на 10% и в течение последних 5 лет снижается в среднем на 13% ежегодно), взвешенных веществ (городом в 2014 году сброшено в 1,5 раза меньше) и металлов (в основных водотоках не зафиксированы превышения по среднегодовым концентрациям). Сегодня 7 малых рек, находящихся под контролем Департамента, уже имеют класс качества «условно чистая», тогда как, например, в 2008 году их было только две.
Государственное регулирования вопросов окружающей среды в Москве осуществляется более чем 15 органами власти, из которых 9 – федеральные. При этом на высоком уровне принят ряд решений, общая логика которых выражается в делегировании более широкого круга полномочий субъектам Российской Федерации. 
В 2014 году в рамках соглашений, подписанных между Правительством Москвы и Росприроднадзором, Правительством Москвы и Роснедраминаш Департамент получил новые полномочия по выдаче разрешений:
– на выбросы в атмосферный воздух; 
– на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
– на администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду. 
Осуществление полномочий на региональном уровне позволит:
– повысить эффективность управления городским хозяйством;
– оптимизировать поступление денежных средств в бюджет;
– улучшить экологическую ситуацию в столице. 
В 2014 году сумма платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджете города Москвы превысила более 270 миллионов рублей, что составляет 121,5% от запланированного. Размер поступлений в бюджет от штрафов за экологические правонарушения за прошедший год составил более 156 миллионов рублей. То есть на 1 рубль бюджетных расходов на деятельность Департамента в 2014 году в бюджет города Москвы поступило 1,7 рубля.
На повестке дня вопрос передачи на региональный уровень полномочий по государственному экологическому надзору, что не попало в предмет заключенных Соглашений, но тем не менее крайне важно. И принципиальное решение про это есть (протокол Козака).
В заключение сформулирую основные планы на текущий год.
В 2015 году мы продолжим работать над совершенствованием природоохранного законодательства, в том числе в русле положений 219-го Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ», принятого в июле 2014-го. Закон призван реализовать концепцию постоянного снижения негативного воздействия на природные среды до минимальных уровней, создаваемых наилучшими доступными технологиями. Мы готовы принимать активное экспертное участие в разработке подзаконных правовых актов.
В планах по законодательной работе – также проработка вопросов о регулировании недропользования и охраны животного мира на уровне региональных законов.
В рамках многочисленных обсуждений вопроса экологической безопасности промышленных предприятий требуется подготовка поправок в федеральные законы, касающихся вопросов радиационной безопасности, страхования ответственности за нарушение состояния окружающей среды.
Также необходимо создать в Москве систему, аналогичную европейской АПЕЛЛ, которая содержит ряд простых мер по повышению информированности и подготовленности населения к чрезвычайным ситуациям на местном уровне, координации действий органов власти в таких случаях. Это предложила на заседании нашего общественного совета профессор Татьяна Валериановна Гусева.
В соответствии с новым 89-м законом «Об отходах производства и потребления» ключевой задачей на текущий год станет разработка совместно с Департаментом ЖКХи благоустройства реализации региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Как я уже сказал, масштаб программ по озеленению столицы возрастает за счет дополнительного озеленения территорий возле социальных объектов – школ и детских садов, больниц. Кроме того, в 2015 году, в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, в Москве и в разных субъектах Российской Федерации пройдут посадки деревьев в честь погибших воинов. Эта акция проводится совместно с Министерством природных ресурсов и экологии России, с экологической организацией «Зеленая Россия». Также мы традиционно проведем акцию «Дерево Победы» в Серебряном бору, вместе с жителями высадим деревья во дворах, на улицах и на особо охраняемых природных территориях. 
В ближайшее время будет подписано Соглашение о сотрудничестве между Минэкономразвития России и Правительством Москвы, в рамках которого город Москва будет выступать в качестве пилотного проекта с проработкой эффективного механизма сокращения выбросов парниковых газов.
И, конечно же, в этом году должна быть принята «Экологическая стратегия Москвы до 2030 года» после общественного обсуждения с помощью краудсорсингового проекта, которое должно состояться в ближайшее время.
Это не все, но главное.
В завершение хочу напомнить, что в этом году исполняется 15 лет работы Департамента природопользования Москвы. К этой дате мы планируем приурочить масштабный пятидневный Экологический Форум вместо нашей однодневной конференции, который пройдет в начале октября. Приглашаю вас всех принять в нем участие, и мы готовы поддержать ваши предложения по формированию его программы».
Далее с докладами выступили:
- Шомахов Анзор Блюевич - Министр экологии и природопользования Московской области. «Направление совместного планирования: отходы, модернизация промышленных предприятий на границе областей».
-Самсонов Александр Михайлович - первый заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. «О результатах эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимся в многоквартирных домах, развитие системы раздельного сбора отходов, содержание городских территорий».
-Пронин   Дмитрий   Валентинович  заместитель руководителя  Департамента
транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. «О развитии транспортной системы Москвы».
- Дураев Марат Рашидович - Межрайонный природоохранный прокурор города Москвы. «О соблюдении природоохранного законодательства в Москве».
- Захаров Владимир Михайлович - член-корреспондент РАН, руководитель Центра экологической политики России. «Устойчивое развитие города Москвы: постановка проблемы».
-Федоров Александр Вячеславович - директор «Зеленого креста». «Об открытости экологической информации и качестве данных о состоянии окружающей среды».
-Недре Андрей Юрьевич - директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды». «О перспективных направлениях развития методологического и правового обеспечения природоохранной деятельности. О необходимости реализации проектов сохранения биоразнообразия».
-Гусева Татьяна Валериановна - главный ученый секретарь Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, д.т.н, профессор. «Наилучшие доступные технологии и развитие социальной ответственности предприятий».
-Честин Игорь Евгеньевич - директор Всемирного фонда дикой природы России, к.т.н. «Приоритетные направления развития экологической политики с целью уменьшения экологического следа».
-Блоков Иван Павлович - директор по программам Гринпис России, к.т.н.
«Экспертная оценка позитивных и негативных процессов в области охраны окружающей среды».
- Петросян Валерий Самсонович - доктор химических наук, заслуженный профессор МГУ, председатель Общественного экологического совета. «Критерии экологической безопасности должны быть приоритетными».
 Состояние окружающей среды в городе Москве  - фото 2 Состояние окружающей среды в городе Москве  - фото 3 Состояние окружающей среды в городе Москве  - фото 4 Состояние окружающей среды в городе Москве  - фото 5 Состояние окружающей среды в городе Москве  - фото 6 Состояние окружающей среды в городе Москве  - фото 7 Состояние окружающей среды в городе Москве  - фото 8 Состояние окружающей среды в городе Москве  - фото 9 Состояние окружающей среды в городе Москве  - фото 10 Состояние окружающей среды в городе Москве  - фото 11 Состояние окружающей среды в городе Москве  - фото 12 Состояние окружающей среды в городе Москве  - фото 13
Состоялся пресс-подход, во время которого А.О. Кульбачевский ответил на многочисленные вопросы журналистов. 
 
Сергей Козлов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить