
В библиотеке N 119, что вблизи метростанции "Авиамоторная", на днях состоялась конференция, посвященная А.И.Солженицыну в связи с его недавним 100-летием со дня рождения. Центровым было выступление историка и политолога Александра Колпакиди, главного редактора издательства "Алгоритм". Он уверен, что фимиамы, расточаемые в адрес Солженицына в РФ, обусловлены внутриполитической конъюнктурой. А также попыткой "доказать" Западу, что в нынешней России так же, как и на Западе, с пиететом относятся к антисоветскому диссидентству. Независимо от связей ряда его представителей с разведками стран Запада и Израиля.
По данным А.Колпакиди, Солженицына "своевременно - в начале 70-х и ранее - взяли на "вооружение" американские политтехнологи, прямо или косвенно связанные с ЦРУ и Агентством нацбезопасности (АНБ) США. Так, "когда он уезжал из СССР, то его архив вывез человек, который через 10 лет стал директором АНБ, а в тот момент был помощником военного атташе США в СССР. Эта сила очевидна, она его использовала, обеспечила и Нобелевскую премию. А вот вторая сила не столь явная, но вполне очевидная: это советская номенклатура, которая после Сталина постоянно хотела сделать то, что она сделала в 1991 году. А именно: конвертировать свою политическую власть во власть экономическую, под любыи флагами. Что ей полностью удалось". Чему вольно или невольно способствовал и Солженицын.
На заседании Политбюро ЦК по вопросу о Солженицыне (1974 г.), большинство членов было против его высылки за границу. Например, премьер-министр Косыгин предлагал ограничиться «отправкой в провинцию». Но Солженицына (и не только его !) высылают, чем оказали - намеренно - стратегическую услугу западным политикам и пропагандистам. Естественно, "идеологически пострадали западные коммунисты и социалисты, ибо они, после почти каждодневных антисоветских выступлений Солженицына по его прибытии по телевидению, стали резко терять влияние и популярность".
Кстати, Радио Пекина в передачах на русском в те годы не единожды утверждало, что известных на Западе советских диссидентов власти СССР специально высылают на Запад, чтобы ускорить дискредитацию советской власти и разрушение СССР.
Комментируя "непроельцинское"поведение Солженицына после возвращения, А.Колпакиди объясняет "разборками" внутри правящей - уже перекрасившейся экс-советской номенклатуры. А также стремлением Солженицына использовать, своего рода, русскую карту для популярности в широких массах. При этом Солженицын в своих выступлениях (особенно в Госдуме РФ) апеллировал к объективным фактам резкого, притом неуклонного ухудшения социально-экономического положения преобладающего большинства сограждан, прежде всего в российской "глубинке". И - к фактам её деградации. А соответствующие оценки Солженицына вряд ли импонировали властям и его западным друзьям.
Такие известные диссиденты, как Владимир Максимов и Александр Зиновьев по возвращении в постсоветскую Россию тоже смогли убедиться в реалиях, которых они, оказывается, не ождидали в постсоветский период. Но в отличие от них, Солженицын отнюдь не сделал переоценку своих прежних взглядов.
А вот "сенсационные" фальсификации в произведениях Солженицына постоянно набирали обороты. Это, по словам А.Колпакиди, и приводимые им данные о, якобы, 66 миллионах убитых за годы советской власти. И утверждения, что человека, который в СССР на улице пытался заговорить с иностранцем, якобы, тут же показательно избивали. "Саморекламой" является и то, что сам Солженицын, якобы, едва сводил концы с концамив 70-х. Судя по его гонорарам в тот период, он вовсе не бедствовал.
Естественно, среди некоторых участников конференции эти оценки вызвали дискуссию, но они, как я убедился, так и не были доказательно опровергнуты.
А.Чичкин