Бунтарь без причины. Скончался великий сатирик Владимир Войнович

27 июля в возрасте 85 лет от сердечного приступа скончался классик русской антисоветской литературы, диссидент и великий сатирик Владимир Войнович, автор эпопеи про солдата Ивана Чонкина и гениальной антиутопии «Москва 2042».

Бунтарь без причины. Скончался великий сатирик Владимир Войнович - фото 1

С Владимира Войновича начинался день любого советского антисоветского человека. Точнее, сутки, потому что вечер и начало ночи этот самый человек проводил за шатанием настройки своего радиоприёмника в КВ-диапазоне, пытаясь естественным модулятором – ухом – отделить дикторский текст «Радио Свободы» или «Немецкой волны» от шума глушилок. Советский антисоветский человек был в своей вечерней консистенции способен на всё и с этой немудрёной задачей обычно справлялся, но такая какофония с младых лет воспитывала в нём ныне модную клиповость мышления. Какие-то куски «Москвы 2042» пропустил, какие-то прослушал чуть ли не трижды, цитаты восхитили и попали в мемориз, а чем там всё закончилось – хрен поймёшь, короче, доживём до светлого коммунистического краха, тогда и узнаем. В итоге, конечно, дожили, но Владимир Войнович так и остался гением выдранных из глушащего контекста убойных цитат, а его главный герой – Гениалиссимус – теперь напоминает кучу народу сразу, и больше всего совсем не Путина, а другого полковника ФСБ – экс-военрука ДНР.

Зато сам облик писателя-бунтаря дорисовывался во всей красе. Такой квинтэссенции диссидентской удачи невозможно было и придумать. Классик, знаменитый также своей вопиющей принципиальностью, бескомпромиссностью и подчёркнуто бойцовским «открытым забралом», пережил всех своих врагов и недоброжелателей, трупы которых медленно проплывали перед его взором. Скончался протопип Сим Симыча Карнавалова, умер Тот Самый Иванько, пытавшийся увести из-под носа писателя крутую кооперативную квартиру в «черняховско-аэропортовских» хоромах, чему мир обязан творческим успехом – бурлескной «Иванькиадой», померли все, кто когда-то выгонял Войновича из СССР, а классик пережил их всех. И сделал это с виртуозностью аристократа, мачо и мажора вместе взятых.

Но великий литературный бунтарь знаменит не только выброшенными на помойку совковыми корытами. Весь пафос его антисоветской публицистики (в том числе в умирающем СССР начиная ещё с сенсационного коллективного комментария (перевода с французского, кстати) в «Московских новостях» 29 марта 1987 года «Пусть Горбачёв предъявит нам доказательства») – это гордость прямой спины и плохо замаскированное, а вообще-то открытое презрение к тем, у кого она оказалась даже чуть согнутой. Познать сладость борьбы во имя бунта без причины и пронести это послевкусие через все свои 85 лет – это подвиг без пафоса. А то, что бунт был во имя свободы без какой-либо русской или колбасной начинки, делает уход классика вообще фальшивым. Просто закончился арсенал «Вдовы Клико», а на правах хозяина этой реальности надо уважить джентльменов…

Бунтарь без причины. Скончался великий сатирик Владимир Войнович - фото 2

Владимир Николаевич Войнович родился 26 сентября 1932 года в Сталинабаде (Душанбе, Таджикистан) в семье Николая Павловича Войновича (1905-1987) и Розалии Климентьевны (Ревекки Колмановны) Гойхман (1908-1978). Отец и мать были журналистами, работали в редакциях местных газет.

В 1936 году отец был арестован по обвинению в антисоветской агитации, в 1938 году - приговорен к пятилетнему лишению свободы. После ареста Розалия Климентьевна вместе с сыном жила в Ленинабаде (Худжанд, Согдийская область Таджикистана).

Весной 1941 года отец был освобожден, воссоединившаяся семья переехала в Запорожье (Украина). После начала Великой Отечественной войны Николай Павлович ушел на фронт, в декабре 1941 году был тяжело ранен и впоследствии освобожден от дальнейшей службы.

Некоторое время семья проживала в Куйбышевской (Самарской) и Вологодской областях, после чего осенью 1945 года вернулась в Запорожье. Там в 1948 году Владимир Войнович окончил ремесленное училище. После этого работал на Запорожском алюминиевом заводе.

В 1951-1955 годах проходил службу в армии - сначала на территории Крымского полуострова, затем - на территории Польши. В 1952-1953 годах обучался в школе авиамехаников в Шпротаве. После ее окончания был распределен в 159-й гвардейский истребительный авиационный полк, где занял должность планшетиста (помощник руководителя полетов). В конце 1953 года переведен в Ворошиловградское военное авиационное училище летчиков. Был определен механиком в полевую авиаремонтную мастерскую. Весной 1954 года был переведен в Чугуевское военное авиационное училище летчиков-истребителей (Харьковская область Украинской ССР), где служил авиамехаником. Во время службы в армии начал писать стихи. В 1954 году стихотворения Войновича разместила армейская газета Киевского военного округа "Знамя Победы".

После демобилизации проживал в Керчи, там же закончил 10-й класс вечерней школы. В конце 1955 года несколько стихотворений Войновича, подписанных псевдонимом, были опубликованы в газете "Керченский рабочий".

В 1956 году переехал в Москву, дважды неудачно пытался поступить в Литературный институт. Был железнодорожным рабочим, плотником на стройке.

В 1957-1959 годах учился на историческом факультете Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской, однако не окончил его. Будучи студентом второго курса, по комсомольской путевке отправился в Казахстан на освоение целинных земель. Находясь на целине, начал писать тексты в прозе.

В 1960-1961 годах работал в Москве младшим редактором в редакции сатиры и юмора Всесоюзного радио, писал тексты песен. Наибольшую известность приобрела "Четырнадцать минут до старта" ("Заправлены в планшеты космические карты…"), ставшая неофициальным гимном советских космонавтов. Музыку к ней написал композитор Оскар Фельцман, первым исполнителем был Владимир Трошин. В общей сложности в начале 1960-х годов написал около 40 песен.

В первом номере журнала "Новый мир" за 1961 год была опубликована повесть Владимира Войновича "Мы здесь живем", ставшая его литературным дебютом в жанре малой прозы. За ней последовали повести "Хочу быть честным" (1963) и "Два товарища" (1967), также вышедшие в "Новом мире".

В 1962 году был принят в Союз писателей СССР.

В 1966 году Марк Захаров поставил в Студенческом театре Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова спектакль по повести "Хочу быть честным".

С середины 1960-х годов Владимир Войнович принимал участие в диссидентском движении. В 1966 году выступил в поддержку литераторов Андрея Синявского и Юрия Даниэля, обвинявшихся судом в написании и передаче для печати за границей произведений, "порочащих советский государственный и общественный строй". В 1968 году подписал письмо в защиту активистов самиздата Александра Гинзбурга и Юрия Галанскова, осужденных по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде.

В конце 1960-х годов распространение в самиздате получила первая часть сатирического романа Войновича "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина", действие которого разворачивалось во время Великой Отечественной войны. В 1969 году ее текст был опубликован в русскоязычном эмигрантском журнале "Грани", издававшемся во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) без ведома и согласия автора.

Диссидентская деятельность Войновича и зарубежная публикация повлекли за собой давление на него со стороны Союза писателей СССР и органов государственной безопасности. Чтобы ослабить идеологический нажим, а также поправить финансовое положение, писатель согласился стать автором книги из серии "Пламенные революционеры", выпускавшейся Издательством политической литературы ЦК КПСС. В 1972 году там вышла его книга "Степень доверия. Повесть о Вере Фигнер". Впоследствии литератор отмечал, что серия "Пламенные революционеры" была задумана "для отвлечения некоторых свободомыслящих писателей от злободневных тем".

В 1973 году отказался подписать официальное письмо советских писателей с критикой Александра Солженицына и Андрея Сахарова. В 1974 году был исключен из Союза писателей СССР.

В 1975 году первая и вторая части "Жизни и необычайных приключений солдата Ивана Чонкина" были выпущены отдельным изданием в Париже. Вскоре в Москве состоялась встреча Войновича с сотрудниками Комитета государственной безопасности, в ходе которой, по словам писателя, его пытались отравить. Эти события легли в основу документальной повести "Дело №34840" (1994).

В 1976 году в США была издана сатирическая повесть "Иванькиада, или Рассказ о вселении писателя Войновича в новую квартиру".

В 1979 году во Франции вышла вторая книга про Ивана Чонкина - "Претендент на престол".

В январе 1980 года направил в редакцию газеты "Известия" письмо, в котором выразил "глубокое отвращение" к коллективам и отдельным людям, "которые уже приняли или еще примут участие в травле лучшего человека нашей страны - Андрея Дмитриевича Сахарова". В декабре того же года писатель вместе с супругой и дочерью по приглашению Баварской академии изящных искусств выехал в ФРГ сроком на один год.

Бунтарь без причины. Скончался великий сатирик Владимир Войнович - фото 3

В июне 1981 года указом Президиума Верховного Совета СССР он был лишен советского гражданства. В 1981-1990 годах проживал в ФРГ (получил немецкое гражданство) и США, сотрудничал с радиостанцией "Свобода".

В 1985 году выпустил в США книгу очерков "Антисоветский Советский Союз", в 1986 году - роман-антиутопию "Москва 2042".

Во время перестройки его произведения вновь стали появляться на страницах советских изданий. Так, в 1988-1989 годах в журнале "Юность" был опубликован роман "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина", в 1988 году в журнале "Дружба народов" напечатали "Иванькиаду". В 1989 году издательство "Московский рабочий" выпустило сборник повестей Войновича. В августе 1990 года писателю было возвращено советское гражданство, после чего он вернулся на родину.

В 2000 году выпустил роман "Монументальная пропаганда", содержащий сатирическое осмысление историко-социальных процессов, происходивших в СССР и России во второй половине XX века.

В 2002 году издал книгу "Портрет на фоне мифа", в которой изложил собственный взгляд на творчество и убеждения Александра Солженицына.

В 2007 году выпустил последнюю часть трилогии про Ивана Чонкина - "Перемещенное лицо".

В 2010 году вышла книга Владимира Войновича "Автопортрет. Роман моей жизни", в которой писатель представил свой жизненный и творческий путь.

В 2016 году выпустил последнее своё произведение - роман-памфлет "Малиновый пеликан".

Повести и романы писателя переведены на более чем 30 иностранных языков.

По произведениям Владимира Войновича сняты фильмы: "Не пройдет и года…" (1973, режиссер Леопольд Бескодарный), "Шапка" (1990, Константин Воинов), "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" (1994, Иржи Менцель), "Два товарища" (2000, Валерий Пендраковский), "Приключения солдата Ивана Чонкина" (2007, Алексей Кирющенко) и "Только не сейчас" (2009, Валерий Пендраковский).

Спектакли, поставленные по произведениям Владимира Войновича, входят в репертуар Московского государственного театра "У Никитских ворот" под руководством Марка Розовского ("Би-Эм-Дабл-Ю"), Московского театра музыки и драмы под руководством Стаса Намина ("Солдат Иван Чонкин").

Исполнил эпизодическую роль в фильме Отара Иоселиани "Сады осенью" (2006, Франция, Италия, Россия).

Был членом Союза писателей Москвы (1992), Баварской академии изящных искусств (1976) и Сербской академии наук и искусств (1991), а также почетным членом Российской академии художеств, почетным доктором Ноттингемского университета (Великобритания) и Миддлбери-колледжа (Миддлбери, штат Вермонт, США).

В 1995 году возглавлял жюри основного конкурса кинофестиваля "Кинотавр" (Сочи, Краснодарский край), в 2004 году - жюри литературной премии "Букер - Открытая Россия" (сейчас - "Русский Букер"), в 2012 году - жюри конкурса полнометражных фильмов кинофестиваля "Киношок" (Анапа, Краснодарский край).

Входил в попечительский совет фонда помощи хосписам "Вера".

В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ. В 2003 году — письмо против войны в Чечне.

Бунтарь без причины. Скончался великий сатирик Владимир Войнович - фото 4

В феврале 2015 года написал открытое письмо президенту России с просьбой об освобождении Надежды Савченко. В октябре того же года, по случаю дня рождения Путина, сказал, что у Путина «едет крыша» и что он должен понести ответственность за свои преступления.

Лауреат Государственной премии РФ (2001, за роман "Монументальная пропаганда"). Был удостоен премии Баварской академии изящных искусств (1993), премии "Триумф" (1996), премии им. А. Д. Сахарова "За гражданское мужество писателя" (2002), премии им. Льва Копелева (2016).

Был женат третьим браком, супруга - Светлана Колесниченко. Первая жена - Валентина Болтушкина (1929-1988), вторая - Ирина Брауде (1938-2004). От первого брака - дочь Марина (1958-2006) и сын Павел (род. 1962), от второго - дочь Ольга (род. 1973).

Жизни и творчеству писателя посвящены документальные фильмы "Невероятные приключения В. Войновича, рассказанные им самим после возвращения на родину" (2003, режиссер Александр Плахов), "Владимир Войнович. Остаться собой" (2012, Валерий Балаян) и "Владимир Войнович. Хочу быть честным" (2012, Сергей Краус).

Увлекался живописью, создавал картины в жанре наивного искусства. Его персональные выставки проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Вене (Австрия), Берлине и Кельне (Германия).

По материалам ТАСС http://tass.ru/info/5410865

О том, почему главный герой Владимира Войновича Иван Чонкин не мог поехать на Целину


***

ОТКРЫТЫЙ ЭПИСТОЛЯРИЙ ЭПОХИ

Госпоже Светлане Медведевой, 2017 год

Милая Светлана Владимировна!

На днях я отмечал свое 85-летие в Центральном доме литераторов.
Провести этот вечер со мной в ЦДЛ пришло человек, примерно, четыреста. А как раз перед этим я получил письменное поздравление от Вас и решил похвастаться. Я предполагал, что собравшиеся порадуются за меня и мое сообщение о вашем послании встретят аплодисментами. Но зал отреагировал на услышанное непочтительным дружным и громким хохотом. Я удивился.

Достигнув столь преклонного возраста, я пережил разные формы восприятия моих заслуг высокими инстанциями.
Было время, когда меня за мое, достойное порицания, общественное поведение и сомнительные достижения на литературном поприще многократно и разнообразно наказывали. Но потом все изменилось настолько, что в 2000-м году президент российской федерации удостоил меня государственной премии за книгу, которая в прежние времена тянула бы на солидный тюремный срок. После этого отношение ко мне официальных структур сильно улучшилось, и прошлые пережитые мной юбилейные даты отмечались устными и письменными поздравлениями не только простых читателей и коллег, но, случалось, и высоких должностных лиц: министров, губернаторов и руководителей отдельных отраслей промышленности. Дважды меня поздравлял президент, и это никому не казалось смешным.

Смешное началось пять лет тому назад, когда на мое восьмидесятилетие Ваш супруг, только что освободивший президентское кресло, прислал мне корзину роскошных роз.
Какие-то люди, желая изобразить меня законченным фрондером, пишут в Интернете, что я ту корзину отправил обратно. Это неправда. Я корзину обратно не отправлял, но попросил принять ее мою домработницу. Этим я не хотел оскорбить Вашего мужа, но подумал, что если к своим восьмидесяти годам я от высших чинов государства не заслужил ничего лучшего, чем корзина цветов, то ее я тоже не заслужил. Как говорят американцы, брильянт, который стоит сто долларов, не стоит одного цента.

Прошедшее с тех пор пятилетие в жизни нашей страны оказалось исключительно напряженным.
Блестящая зимняя Олимпиада на южном курорте, возвращение Крыма в родную гавань, война в Донбассе, в которой мы, не участвуя, несем большие потери, и война в Сирии, которую мы продолжаем, несколько раз успешно закончив. Признаюсь, я, будучи неисправимо плохим патриотом, не очень радовался нашим успехам и потому, естественно, на этот раз теплых слов от первого лица государства не дождался, и Ваш муж не прислал мне ни одного цветочка. Я отнесся к этому с пониманием. Не заслужил, так не заслужил и не надо.

И вдруг Ваше письмо.
Оно меня приятно удивило. Поскольку ваш муж не счел нужным удостоить меня своим высоким вниманием, я мог бы подумать, что Вы это делаете втайне от него, что было бы мне особенно приятно. Знаете, некоторым мужчинам, особенно, как говорится, сенильного возраста, очень бывает лестно, когда молодые женщины оказывают им знаки внимания, да еще тайком от мужей. Но обычно в подобных случаях, дамы, прибегая к письменной форме, подчеркивают нежность выражаемых чувств, тем, например, что опрыскивают свои послания любимыми духами или вкладывают в конверт засушенную ромашку. Однако ожидаемого запаха я не учуял и ромашку в конверте не нашел.
Но заметил, что конверт-то казенный, с надписью большими буквами: «ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», а само письмо адресовано не просто любимому писателю и человеку, а лауреату государственной премии Российской федерации. Исходящий номер в нижней части письма указывал на то, что письмо продиктовано не искренним чувством, а является видом казенной почести невысокого сорта. И огорчился уже не столько за себя, сколько за Вас.

Светочка, дорогая.
Мы лично не знакомы, но я несколько раз видел Вас по телевизору в храме Христа Спасителя, где Вы стоите со свечкой такая набожная, молодая, интеллигентная и красивая. И я подумал, ну зачем Вам нарушать тот обаятельный образ, который возникает при взгляде на Вас со стороны? Зачем Вы пишете или даже подписываете фальшивые письма в казенных конвертах правительства российской федерации, в котором, насколько мне известно, в отличие от Вашего мужа, никакой должности не занимаете? Зачем?

Извините, но посмею дать Вам мой стариковский совет.
Если Вам впредь захочется выразить кому-то письменно хорошее или плохое свое отношение, обращайтесь к нему как частное лицо, пишите от себя лично, но ни в коем случае не от инстанции, в которой не состоите. Иначе над Вами будут смеяться, а мне за Вас будет больно.

С заботой и желанием уберечь Вас от насмешек,
Ваш Владимир Войнович.

https://echo.msk.ru/blog/voinovich/2065804-echo/;

Бунтарь без причины. Скончался великий сатирик Владимир Войнович - фото 5

"Джентльмены в пятницу вечером - Гудков, Дымарский, Войнович, Венедиктов и Ройзман, 1 июня 2018 года". Фото из Instagram Алексея Венедиктова. Одна из последних фотографий Владимира Войновича, который ушёл из жизни именно вечером в пятницу...

Бунтарь без причины. Скончался великий сатирик Владимир Войнович - фото 6

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить