
Россия может временно запретить экспорт древесины в Китай.
Об этом заявил министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин во время правительственного часа в Совете Федерации, - рассказала информационная лента РИА Новости.
"Китай — это основной рынок, куда вывозится древесина. Я министру (КНР. — Прим. ред.) просто сказал одну простую вещь. По тому настроению президента (России. — Прим. ред.) и председателя правительства, если мы в ближайшее время не наведем порядок со стороны в том числе Китая, мы закроем полностью экспорт в Китай древесины", — отметил министр.
По его словам, возможно, так придется поступить "на какой-то период времени". Так Кобылкин ответил на вопрос спикера Совфеда Валентины Матвиенко о том, когда в России решат проблему с незаконными вырубками и вывозом леса на экспорт.
Кобылкин также предложил представителям китайского правительства построить в России десять-двадцать семеноводческих комплексов для восстановления лесов.
"Вам нужен лес — восстанавливайте нам лес", — добавил он.
По словам Кобылкина, представители Китая выразили готовность обсудить создание лесовосстановительных комплексов в России. "Ответ не принимается", — сказала Матвиенко. "Мы ждем программу, межведомственную, какую угодно, жестких, серьезных мер. Поверьте, ни Китай, никто нам не поможет, если мы у себя внутри не наведем порядок", — отметила она.
"Эта сфера настолько криминализована и коррупциогенной стала, что уже эта ржавчина разъела всех. И чтобы не навести порядок в стране — на таможне, на границе, и требовать соблюдения закона, запретить незаконный вывоз леса, незаконную вырубку — это расписаться в беспомощности", — добавила Матвиенко. "Давайте мы дадим вам полгода времени, чтобы вы разобрались, погрузились, у Валентика (Иван Валентик. — заместитель министра природных ресурсов, глава Рослесхоза. — Прим. ред.) уже счетчик пошел, ему меньше осталось", — сказала она.
Между тем в России вырубка леса растет с каждым годом. И законная и незаконная.
Если в 2010 году было официально разрешено вырубить 173,6 млн кубов древесины, то в 2015 году уже более 205 млн кубов, в 2016-2017 – по 210 млн кубов.
Прогноз Рослесхоза на текущий год (имеется в распоряжении «Газеты.Ru») – будет вырублено в плановом порядке – 215 млн кубометров.
Из этих разрешенных объемов порядка 170 млн кубов леса спилят арендаторы земельных участков, то есть, компании-заготовители. А оставшиеся 45 млн кубов, как пояснили в Рослесхозе, заготовят учреждения Федеральной службы исполнения наказаний.
Заключенные, как всегда, активно трудятся на лесоповале, заготавливая дрова для отопления жилых бараков и административных зданий. Лес валят и для получения строительной древесины на продажу и для нужд ведомства.
В этот же объем входит и вырубка под строительство, например, федеральных трасс и других инфраструктурных объектов. Кроме того, разрешена вырубка леса гражданам, проживающим в сельской местности, на отопление жилья.
Площади незаконно вырубленных делянок тоже растут, хотя и не такими темпами, как законных. По данным Рослесхоза, объемы незаконных вырубок в 2015 году составляли 1 млн 208 тыс. кубометров.
В прошлом году «черные дровосеки» заготовили еще больше — 1 млн 694 тыс. кубов леса.
Проблема незаконной заготовки остается одной из ключевых, отмечал ранее спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. Он говорил, что в последнее время площадь лесных массивов сокращается пугающими темпами, уже потеряны в результате незаконных рубок и пожаров миллионы гектаров зеленых насаждений.
Глава Рослесхоза Иван Валентик признавал, что наряду с добросовестными лесопользователями есть и те, кто, не имеет мощностей по заготовке. Получив ресурс по минимальной цене (зачастую благодаря близости к региональным властям), они занимаются продажей леса на корню в третьи руки.
«Во многих регионах сохраняется практика проведения закрытых и непрозрачных аукционов», — говорил глава Рослесхоза.
В итоге лесные ресурсы передаются в пользование по минимальным ценам, так как в торгах принимает участие всего один претендент. Большая часть незаконно вырубленного леса попадает в Китай.
Глава Правительства Дмитрий Медведев также посетовал на ущерб, который по-прежнему очень высок и измеряется миллиардами рублей. При этом власти еще в 2015 году запустили ЛесЕГАИС — Единую государственную систему учета древесины.
С ее внедрением правительство рассчитывало снизить криминализацию отрасли. Было много восторженных разговоров о том, что ЛесЕГАИС позволяет проследить движение каждого кубометра с момента рубки до конечного потребителя.
Но восторги быстро сошли на нет, поскольку криминальная рубка осталась и даже выросла в объемах.
Премьер косвенно признал это, заявив, что необходимо «в целом сделать федеральный государственный лесной надзор более эффективным». Как, например, в Иркутской области.
На ее долю пришлось 16% от всей российской учтенной заготовки древесины в 2017 году. В Иркутской области придумали чипировать и заготавливаемую древесину и даже маркировать каждое дерево особо ценных пород, например, бук.
В итоге за I квартал текущего года незаконный оборот снизился на 70%. Кто предоставил такие сведения, не уточняется.
Принятые меры пока не помогают снизить криминализацию лесной отрасли — ни введение единой государственной системы учета древесины, ни маркировка буквального каждого дерева из числа ценных пород. В правительстве теперь хотят наблюдать за лесом из космоса.
Если не поможет и маркировка каждого спила, тогда отслеживать использование леса можно с помощью «космических снимков и других инновационных технологий», — предложил Медведев.
Наверное, задействовать космические технологии действительно давно пора. По крайней мере, даже на снимках из космоса видно, как хищнически вырубаются российские леса и какого впечатляющего размера в тайге остаются проплешины после ухода лесозаготовителей, легальных и нелегальных.
Как подсчитали в «Гринпис», в первозданном виде сохранилась только четверть лесов планеты,. Между тем, именно дикие первозданные леса критически важны для поддержания биоразнообразия и как основа климатической стабильности планеты.
Значительная часть дикого леса (примерно 95%) сосредоточена на территории всего 17 стран, в том числе в Канаде, России, Бразилии, Конго, США, Перу, Индонезии, Колумбии, Венесуэле. С 2000-го по 2016-й в среднем по миру площадь дикого леса сокращается примерно на 8,7 млн гектаров в год — это больше, чем территория, например, Австрии.
А самые большие потери уникальных лесов приходятся на Россию, Бразилию и Канаду. За последние три года дикие леса стали исчезать на 20% быстрее, чем в период с 2000 по 2013 год. Стремительнее всего дикие леса сокращаются в России — на 90% быстрее, чем за предыдущий период (в Индонезии — на 62%, и в Бразилии — на 16%).
ЧитатьЧитать @Albertich61
Еще
Вчера в пр-ме "Репортёр" прозвучала информация, что Россия осталась без лесоиндустрии. У страны не осталось промлеса, все активы скуплены и выведены за рубеж. Для тех, кто не смог посмотреть публикую отрывок. Мало, что прибыльная отрасль отчуждена, она ещё приносит стране убыток.
Татьяна Колесникова
(по материалам СМИ)