
Омск, Пермь, обрушения, жертвы…
В одном случае жилой дом, в другом случае ведомства Министерства обороны – итог же один – обвал. Число жертв измеряется десятками.
Как всегда встает вопрос: кто виноват. Самый простой ответ – управляющая организация.
И ответ это скорее всего не верен, чем правилен.
Не скажу про ведомственный, но каждый жилой дом минимум два раза в год подвергается техническому обследованию и еще приемке к зиме. В этих действах участвуют не только представители управляющей компании, но и жилищной инспекции и ресурсоснабжающих организаций.
Результаты таких проверок актируются и заносятся в журнал. Так что отвечать должны все подписанты.
Это о формальной стороне вопроса.
Теперь о причине того, почему наши дома из перманентно запущенного состояния переходят в аварийное.
Главная причина в том, что дома содержатся по остаточному принципу. И не по злому умыслу управляющих организаций. Причина гораздо глубже, хотя и по разъяснении становится понятной.
Причина бесконечного кризиса в сфере ЖКХ – отсутствие доступного потребителю и достоверного учета объема и качества потребленных коммунальных ресурсов.
Сейчас потребитель похож на покупателя на странном базаре, где известен лишь один параметр товара – цена за единицу продукции. Условно: кило яблок – 300 рублей. Взвешивание же этих яблок и сам набор в корзину производится… под прилавком!
То есть покупатель принимает на веру сколько килограмм яблок ему взвесили и какого качества.
Возможно, иногда данные объективны, но практика говорит, что в 99% случаев вместо трех килограмм в сумке оказывается два двести и из тех до трети гнилых и битых.
Нет, в законодательстве есть соответствующие штрафные санкции и требование установки общедомовых приборов учета (261 ФЗ «Об энергосбережении и энергоэффективности…»). Но ответственными за их установку и обслуживание почему-то назначены… сами продавцы (!) – поставщики коммунальных ресурсов.
Надо ли объяснять, почему 261 ФЗ из года в год не выполняется, а большинство общедомовых узлов учета, из числа установленных, ориентированы в первую очередь на интересы самих ресурсников – на предотвращение несанкционированного отбора и возможных фальсификаций со стороны недобросовестных управляющих организаций. Потребитель же по-прежнему не имеет достоверных данных, особенно относительно параметров качества полученных ресурсов (квартирные счетчики не решают проблемы – какой бы температуры вода не шла бы из крана – счетчик засчитает ее как соответствующую требованиям и так же она и будет обсчитана при начислении платежей).
С растущими платежами ясно, но причем тут содержание жилого фонда?
А вот при чем:
Отсутствие уверенности в достоверности начисленных платежей за коммунальные ресурсы, на фоне недовольства их качеством, вызывает рост числа неплательщиков, что заставляет управляющие организации перебрасывать средства, предназначенные на содержание и текущий ремонт помещений на оплату растущих с каждым годов счетов коммунальщиков, а сами дома содержать по остаточному принципу.
Административное регулирование тарифов и нормативов не решает проблемы прозрачности и корректности начисления платежей за коммунальные услуги и не способствует соблюдения параметров качества.
Как отмечает руководитель Некоммерческого партнерства жилищных объединений и граждан за сохранение и улучшение жилища «Управдом» Евгения ЮНИСОВА:
«Сейчас рост суммарных платежей за ЖКХ ограничен 6 % в год. Реально же рост тарифов на коммунальные ресурсы значительно выше. На практике это приводит к перераспределению финансов между коммунальной частью платежей и суммами на содержание дома.
Сейчас коммунальная составляющая занимает до 80% от общей суммы платежа, а ведь еще недавно соотношение коммуналка-жильё было 65 на 35.
Такое изменение соотношения безусловно негативно сказывается на качестве содержания дома».
Выход, в общем, известен и стандартен. Это установка «электронных арбитров» – автоматизированных систем контроля и учета коммунальных ресурсов, способных и организовать корректный независимый учет потребления с учетом качества предоставляемых ресурсов, и снизить платежную нагрузку на потребителя, и позволить управляющим организациям выйти из-под диктата ресурсников - не оплачивать их сверхдоходы за счет средств, предназначенных на содержание и обслуживание домов.
Тогда будет решен вопрос и безопасности зданий, и комфортности проживания.
Игорь Егоров