Российские производители все увереннее переходят на отечественное оборудование, что вселяет надежду на возрождение российского станкопроизводства. Отрасль получит очередные беспрецедентные меры господдержки и важно, чтобы станкостроители и промышленники успели наладить кооперацию с иностранными компаниями, чтобы вывести машиностроение на приемлемый уровень
Одним из знаковых событий проходящей в Москве выставки «Металлобоработка-2014» стало подписание холдингом «Станкопром» соглашений о сотрудничестве с несколькими крупными российскими компаниями. Созданный в прошлом году холдинг объединяет восемь станкоинструментальных предприятий, шесть научных центров и три компании инжиниринга. Первые крупные соглашения потому и знаковые, что с вновь созданным холдингом были связаны надежды на начало возрождения отрасли, которая первой рухнула после распада СССР, потянув за собой науку и почти всю промышленность. Конкуренты зачистили российский рынок Если ранее СССР конкурировал с США за первое место в области станкостроения, то с началом девяностых годов мы скатились на 21-место в мире. Объемы производства станков и инструментов в России упал почти с 70 тысяч штук в год в 1991 году до трех с небольшим тысяч в 2012-м, то есть более чем в двадцать раз. По словам президента ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» Георгия Самодурова, с 90-х годов изношенность парка достигла 70-80%, ежегодно предприятия теряют до 50 тысяч станков в день. Многие предприятия разорились под гнетом кредитного бремени, иные были проданы под торговые центры, другие захвачены рейдерами и выпотрошены.
«Доходило до того, что иностранные станкостроители под видом инвесторов заходили на наши предприятия, а потом продавали их, как было с заводом имени Орджоникидзе, например, - говорит Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров. – Тем самым очистили для себя рынок сбыта».
Тем временем мир ушел далеко вперед. Во-первых, изменился сам принцип станкостроения за счет разделения функций между центрами компетенций (создают модули, программную начинку для станка под конкретную продукцию), центрами инжиниринга, сборочными производствами. Предприятия объединялись в кластеры под нишей системных интеграторов, которые координируют производство, распределяют заказы и потом собирают комбинированные технологические цепочки под конкретного заказчика.
Именно таким первым отечественным системным интегратором и стал «Станкопром», который контролирует импорт оборудования, комбинирует зарубежные разработки с российской сборкой, пытается развивать отечественные НИОКР и внедрять их. Но это было лишь частью плана правительства по возрождению отрасли. В 2011 году была принята подпрограмма «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности», которая предполагает беспрецедентный за последние 20 с лишним лет комплекс мер поддержки отрасли. Предусмотрено выделение средств на НИР и ОКР по разработке новых моделей станков, на изготовление опытных образцов и даже на создание производственных мощностей для их дальнейшего выпуска на станкостроительных заводах общим объемом более 50 млрд рублей, в том числе более 26 млрд рублей — за счет федерального бюджета. Кроме того, по программе развития вооружений с 23-триллионным бюджетом до 2020 года (позднее цифры пересматривались) 3 трлн выделено на станки для машиностроителей. Собственно, это позволило спасти заводы в Стерлитамаке, Рязани, Иванове, Краснодаре, завод «Саста» в городе Сасово Рязанской области, Савеловский машиностроительный завод в Кимрах Тверской области, «Киров-Станкомаш» в Санкт-Петербурге.
В итоге только 180 входящих в ассоциацию «Станкоинструмент» предприятия в прошлом году выпустили продукции на 26,6 млрд рублей, показав общий рост в 1%, а по некоторым направлениям, например, в литье и 4%. 26,6 млрд, это в 15 раз меньше, чем объем станкостроения одного из лидеров – Японии (12,3 млрд в прошлом году). Но сам факт пусть символического, но роста после длительной рецессии и распада на фоне общемирового сокращения станкостроения на 9% много стоит. Сейчас есть шанс на закрепление позиций, поскольку уже с этого года эксперты прогнозируют начало очередного роста в промышленности и следовательно в станкостроении.
Особенно символичным выглядит соглашение о сотрудничестве между «Станкопромом» и ОАО «Объединенной авиастроительной корпорацией» (ОАК). Считается, что «поднять» авиастроение так же трудно, как и станкостроение. ОАК планирует вложить только в замену станков и оборудования 8 млрд рублей.
«Всего на программу модернизации и технического перевооружения мы направляем 40 млрд, - пояснил «Эксперт Online» Михаил Погосян,президент «Объединенной авиастроительной корпорации». - Мы остановили выбор на отечественных станкостроителях по нескольким причинам. Сейчас уровень оборудования уже достаточен для обеспечения качества, прочности деталей и комплектующих. То есть соотношение цены и качества нас устраивает, а далее дело за такими преимуществами как логистика – наше оборудование быстрее доставлять, проще устанавливать, налаживать. Но, конечно, по некоторым позициям мы анализируем и возможности импортных поставщиков».
ОАК и «Станкопром» намерены совместно создавать новое оборудование и станки, соответствующие мировым стандартам. Речь идет о пятикоординатных обрабатывающих центрах, прецизионных станках, системах числового программного управления.
«Авиастроение традиционно предъявляет повышенные требования к качеству и конкурентоспособности продукции, - говорит генеральный директор холдинга «Станкопром» Сергей Макаров. – Объединение усилий позволит нам эффективнее решать задачу технического перевооружения отрасли и внедрения инноваций».
В 2015-2016 годах ОАК планирует заменить до трети старого парка еще советских времен. Это позволит увеличить производительность труда в 4-5 раз, что приведет к удешевлению самолетов, под производство которых первым делом меняют оборудование – Т-50, SSJ-100 и Су-25СМ.
«В среднем удешевление самолетов за счет повышения производительности нового оборудования составит 10%, - пояснил «Эксперт Online» Юрий Тарасов, директор Технологического центра ОАО «ОАК». – Отечественные станки обойдутся нам дешевле импортных. Например, ранее мы провели конкурс, в котором победил Серлитамакский станкостроительный завод. В итоге его продукция оказалась при сравнимых характеристиках на 30% дешевле, чем у глобального станкостроителя DMG. Ранее действительно отечественным станкостроителям было трудно конкурировать из-за дороговизны кредитов. Но меры господдержки, а также выход на серийное производство позволили им удешевить свою продукцию».
Также на выставке «Станкопром» заключил соглашение о совместном производстве оборудования с «Гомельским заводом станочных узлов» и «Объединенной двигателестроительной корпорацией».
Если вчерашний банкрот – Стерлитамакский станкостроительный смог выиграть конкурс2 у одного из мировых лидеров, значит, похоже, надежда на возрождение отечественного станкопрома действительно есть. Во всяком случае, в этом уверен министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, который на выставке «Металлообработка» больше часа знакомился с продукцией российских станкостроителей.
«По подпрограмме станкостроения мы уже создали более 100 новых станков, которые требуют внедрения в промышленность, - говоритДенис Мантуров. – Объем государственных инвестиций на развитие отечественного станкостроения в 2014-2016 годах составит свыше 5 млрд рублей, а привлеченных внебюджетных средств – свыше 10 млрд рублей. За счет этого к 2020 году доля произведенных в России станков с числовым программным управлением на внутреннем рынке увеличится более чем в три раза, что будет способствовать модернизации промышленности и развитию конкурентоспособного российского станкостроения».
Развитию станкостроения будет способствовать и создаваемый сейчас фонд развития отечественной промышленности емкостью в 50 млрд рублей. Он будет выдавать льготные кредиты предприятиям на модернизацию оборудования. Отчасти в станкопроизводство опосредовано пойдут и средства создаваемого фонда проектного финансирования, который будет выделять средства на создание новых производств.
«Техническое оснащение предприятий по-прежнему далеко не на должном уровне, поскольку из импортного оборудования нам продают только то, которое через пять лет уже станет неактуальным, - говорит Иван Андриевский. – Высокоточное оборудовании е попадает под давно установленные многими странами международные санкции и даже то, что двойного назначения, поставляется не всем, нам достается только простенькое. Нам необходима кооперация с другими странами, потому что у нас много чего нет своего. Например, систем программного управления. В том, что поставляет сейчас «Станкопром», мало что нашего содержится, надо смотреть, чья начинка. А чтобы в своем станкостроении выйти, например, на уровень Испании, нам необходимо не меньше пяти лет интенсивной господдержки».