
Федеральное казначейство недавно сообщило (http://www.aif.ru/money/economy/deficit_federalnogo_byudzheta_s_nachala_2017_goda_prevysil_268_mlrd_rubley), что дефицит федерального бюджета на 1 октября 2017 года превысил 268 млрд.рублей. А согласно проекту госбюджета на 2018-2020-м гг., недавно внесённому минфином в Госдуму РФ, бюджетный дефицит резко увеличится. Он в 2018-м превысит 1,2 триллиона рублей; затем немного снизится: в 2019 г. до 819 млрд, в 2020 г.- составит 869 млрд. рублей.
В чем же главные причины .бюджетно-дефицитного тренда?
Прежде всего, это обусловлено стабилизацией низких мировых цен на нефть (и, в целом, на топливное сырье), а к ним уже который год «привязан» российский госбюджет. Ибо в его наполнении доля нефтегазовых доходов по-прежнему не ниже 60%.
Но государство пока не решается на столь же резкое, как растущий бюджетный дефицит, сокращение социальных обязательств и перечислений субъектам Федерации. Тем более при их растущей задолженности не только госбюджету и по коммерческим кредитам, но и по зарплатам, другим выплатам/субсидиям.
Всё же, социальные и смежные расходы федерального бюджета, как известно, секвестируются. Кроме того, правительство РФ в конце сентября с.г. одобрило «заморозку» потребительской корзины до 2020 года включительно, предложенную рядом федеральных ведомств.
Рост бюджетного дефицита и, соответственно, цен и тарифов обусловлен также девальвационным курсом рубля, точнее - его низкой платежно-покупательной способностью в отношении инвалют. А в такой ситуации государству приходится загодя резервировать крупные рублевые средства для расходов на социальные нужды, на перечисления регионам и т.п. Сама же девальвация рубля обусловлена, прежде всего, низкими мировыми ценами на нефть.
Весомую лепту в увеличение дефицита федерального и региональных бюджетов вносит, как и прежде, «уход» бизнеса от налоговых платежей. Реализуемый через зарубежные офшоры. По многим экспертным оценкам, совокупный офшорныйкапитал российских компаний достиг к сентябрю с.г. «рекордных» 62 трлн. рублей: это превышает 70% среднегодового ВВП РФ и втрое больше, чем объем золотовалютных резервов страны (!) (см., например, https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/08/24/73578-poltsarstva-na-offshor )
Словом, рост с 2017 г. дефицита госбюджета, равно как и местных бюджетов, обусловлен рядом взаимосвязанных факторов. И не исключено, что вышеупомянутые планки дефицитности федерального бюджета в 2018-2020 гг. вынудят, что называется, «обвально» сокращать финансирование по всему реестру госбюджетных расходов.
А.Чичкин