
Рашид Айдынович, сегодня газета «Коммерсантъ» ( №2 от 10.01.2016 г) опубликовала статью «Китай выбирает между экологией и экономикой» в которой речь идет об острой проблеме с загрязнением воздуха, создании экологической полиции. Вы, как эксперт, не понаслышке знакомый с экологической проблематикой в этой стране, можете прокомментировать эту ситуацию?
- Могу с уверенностью сказать, что никакая экологическая полиция не решит накопившиеся в Китае экологические проблемы. Это системная проблема, исторически сложившаяся, которая заложена в подходах ведению бизнеса. Значительный ущерб окружающей среде наносят промышленные предприятия. Причем уголовное законодательство в Китае достаточно суровое – в год более 10 000 нарушителей получают реальные тюремные сроки, есть статистика и по применению высшей меры наказания за серьезные преступления против природы, например за загрязнение рек.
Конечно, извинения министра охраны окружающей среды это скорее проявления восточной ментальности и, безусловно, достойный поступок для чиновника такого уровня. Но ситуация это не поменяет. Экономические интересы сегодня выше экологически. В первую очередь речь идет об угольных электростанциях, которые расположены в центральной части страны и заложниками которых и стали сегодня жители Пекина.
Надо сказать, что Правительство КНР и руководство компартии Китая сегодня реформирует природоохранное законодательство в части снижения загрязнения воздуха и воды, и ужесточения санкций и ответственности бизнеса. Одна из последних инициатив – создание зеленого пояса вокруг Пекина.
Важный фактор – Китай разный. Например, город Шеньчжень, расположеный на юге страны, – это образец экологически ответственного подхода к строительству и промышленному производству, созданию охраняемых природных территорий и многим странам есть там чему поучиться. Вместе с тем, есть провинции, где подходы к промпроизводству не меняются десятилетиями и все мощности, все ресурсы направлены только на наращивание экономического роста.
Кстати, игнорирование экологических требований - это одна из составляющих известного во всем мире конкурентного преимущества китайской продукции.
В контексте сотрудничества в природоохранной сфере между нашими странами есть потенциал для улучшения ситуации в Китае?
- Сегодня китайская сторона и в рамках двустороннего сотрудничества и на площадке ШОС наращивает обмен зелеными технологиями, успешными практиками, стандартами. Это особенно заметно в последние два года. Они в этом нуждаются и заинтересованы. Ключевые направления: обращение с отходами, внедрение наилучших доступных технологий, водоочистка и водоподготовка. Здесь мы надежные партнеры и союзники, так как мы обладаем пусть небольшим, но уже понятным опытом и решениями в данных направлениях. Кроме этого, природоохранная проблематика КНР носит и трансграничный характер, что достаточно болезненно отражается на территории нашей страны, особенно в ДФО.
Мы даем свои рекомендации в различных областях и делимся нашим успешным опытом в рамках ШОС и БРИКС, где по инициативе Минприроды России создана специальная «Платформа зеленых технологий». В конце того года Оргкомитет Китая по подготовке к зимней Олимпиаде 2022 вышел на нас с запросом о взаимодействии по созданию своего специального зеленого стандарта, который обеспечит снижение выбросов и отходов, расхода энергии, тепла и воды на олимпийских объектах.
Есть и конкретные экологические кейсы, такие как инициированный российской стороной рамочный «Зеленый стандарт ШОС», который, кстати, официально согласован всеми государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества, за исключением Китая.
Рашид Исмаилов,
член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации