
Один из современников назвал его возвышенно и точно — "Эсмеральда с лицом Квазимоды".
Его даже удостоил аудиенции Папа Римский. Может быть, его святейшество тоже был пленён метаморфозами этого удивительного лица, соединяющими в себе откровенные контрасты: после совершеннейшей неподвижности физиономия вдруг расплывается в улыбке на пол-экрана, но внезапный испуг через считанные мгновения возвращает её в состояние комического оцепенения.По католическому календарю 8 мая — день святого Дезире, давшего третье имя , родители записали его день рождения - 8 мая 1903 года родился Ферна́н Жозе́ф Дезире́ Контанде́н, фр. Fernand Joseph Désiré Contandin; 8 мая 1903, Марсель — 26 февраля 1971, Париж) — французский актёр, один из величайших комиков театра и кино Франции и Италии.Рожденный в Марселе, прямо в доме отца-аптекаря, предпочитавший жить в Провансе, он все-таки через 67 лет скончался в Париже и погрузил в траур не только Францию - потому что все его знали как ФЕРНАНДЕЛЬ! Кумиром Фернана был известный в то время куплетист-шансонье Полен. Увидев его выступление, Фернан твердо решил стать комиком. Через два дня, выучив репертуар Полена, он опробовал его в одном из кафе.Спустя три года парижская газета «Комедия» организовала грандиозный конкурс шансонье-любителей. Париж — это карьера, и по всей Франции шли отборочные соревнования. Претендентов было более ста, Фернан оказался вторым. Ему было тогда двенадцать лет. Теперь «маленького Сине» (он пел под папиным псевдонимом) знали все вагоновожатые Марселя — на концерты он отправлялся на трамвае, и восторги кондукторов позволяли ему экономить на трамвайных билетах. Его слава покинула бульвар Шав. «Я знаю, что славу обретают в Париже, но в Марселе зарабатывают популярность, а популярность — это слава без пиджака, с засученными рукавами».
Скабрезные куплеты в устах десятилетнего мальчика вызвали восторг у не слишком разборчивой публики марсельских кафе и кабаре. Это и стало первым успехом. Известность маленького Сине вышла за пределы родного бульвара Шав. Тогда же Фернан принял участие в конкурсе шансонье-любителей, проводимом одной парижской газетой, и занял второе место.
Первая мировая война временно прервала успешную карьеру. Фернану нужно было заменить в семье отца, ушедшего на фронт. Юноша служил в Национальном кредитном банке, Марсельском кредитном обществе и даже на мыловаренном заводе. А вечерами по-прежнему исполнял куплеты и учился на курсах, чтобы закончить свое образование.После войны профессии менял как в калейдоскопе, Фернан снова и безуспешно пытался начать карьеру банковского служащего. Вскоре осознал свою непригодность ко всем прозаическим занятиям, Фернан хотел делать только то, что любил и умел — смешить людей.В 19 лет в его жизни произошли два важных события. Он женился на горячо любимой Анриэтте Манс, сестре будущего сценариста Жана Манса, и заключил свой первый контракт с кабаре "Эльдорадо" в Ницце, по котрому получал 110 франков в день за свои выступления. В афише актёр уже значится под именем Фернандель, которое было придумано его тёщей и в переводе означало "её Фернан", где под "её" подразумевалась конечно же Анриэтта.В 1925 году артистическая карьера Фернанделя прервалась призывом в армию. Службу Фернан начал писарем в 95-м горно-артиллерийском полку, но вскоре добился перевода в Марсель, где его ждали жена Анриетта и недавно родившаяся дочь Жозетта. После службы, чтобы прокормить семью актёр опять вынужден пойти работать на мыловаренный завод.Но здесь в жизнь Фернанделя вмешался "его Величество случай". Сначала он заменил заболевшего актёра в одном из театров, потом ему предложили многомесячное турне по стране. После него Фернандель получил приглашение в прославленный парижский театр "Бомбино". "В книге судеб было записано, что я не должен закончить дни в мыле". Далее последовало приглашение в кино — роль "маленькая, но очень забавная".С началом второй мировой войны артист был призван в армию и даже нёс караульную службу на линии Мажино. Впрочем, знаменитая улыбка часового собирала у поста такое количество зевак, что начальство поспешило освободить Фернанделя от солдатских тягот. В годы войны французское кинопроизводство не было остановлено, но людям было не до смеха. Он предпочитал отшучиваться о своем участии в Сопротивлении, мол, сопротивлялся в кинематографе: в 1942 году Фернандель выступил в совсем уже неожиданной роли — режиссёра. В итоге Фернандель снял три фильма: "Адемар и игрушка судьбы" (1951), "Адриен" (1943), "Простак" (1942).
После войны, в 1950-х годах творчество Фернанделя вновь переживало расцвет. Его слава шагнула за пределы Франции, он совершал концертное турне по Европе и Америке, неоднократно был награжден премией Куртелена, вручаемой лучшему комику Франции.В 1951 году Фернандель снялся в фильме режиссёра Жюльена Дювивье «Маленький мир дона Камилло» (др. «Мирок дона Камилло»), который положил начало серии из шести фильмов о сельском пасторе доне Камилло, длившейся на протяжении девятнадцати лет. Но лучший фильм Фернанделя — комедия Кристиан-Жака "Закон есть закон" (1958), где его партнёром выступил итальянский комик Тото. Этот фильм имел огромный успех, и не только во Франции.В 1952 году Фернандель получил розетку Почётного легиона и медаль «За гражданские заслуги» - очень радовался, что именно "за гражданские заслуги"; в 1963 году Фернандель на паях с Жаном Габеном создал собственную кинофирму "ГАФЕР" (GAFER — Gabin & Fernandel), целью которой был чисто коммерческий успех. Для Гафера Габен и Фернандель снялись вместе в фильме "Неблагодарный возраст" (1964),- и вот тогда-то Жан Габен, за доблесть, проявленную в сражениях в Северной Африке, награждёный Военной медалью и Военным крестом 1939—1945, одним из первых вошедший в освобождаемый Париж, - заявил, что объединяет усилия не просто с коллегой и талантливым актером ,к тому же родившемуся в день капитуляции нацистской Германии, но и тем, кто не меньше его приближал эту победу, рисуя еще больше! Так стало достоянием, что и сам Фернан и Анриетта и тогда еще живая теща в войну собирали финансовые средства, прятали и переправляли людей, а сам актер просто шпионил против оккупантов , делая это с фантастической фирменной улыбкой!В 60-х Фернандель делает свыше 50 короткометражек для телевидения, в том числе английского и американского. Записывает аудиопрограммы для французских школ. Он сближается с де Голлем и агитирует за него : в 1966 году сопровождает его в ходе визита в СССР, также с Анриеттой они посетили Минск,Волгоград , их также сопровождал Герой Советского Союза виконт Ролан д`Ивуа да Ла Пуап, сражавшийся в составе эскадрилии "Нормандия-Неман" , при посещении могилы ее командира Марселя Лефевра на Введенском кладбище в Москве Фернанделю внезапно стало плохо - и они срочно вернулись во Францию: два месяца его не видели на публике.После опять же с де Голлем он едет в Квебек, именно когда генерал завершая речь при огромном стечении народа, воскликнул: «Да здравствует Квебек!», а потом добавил моментально ставшие знаменитыми слова: «Да здравствует свободный Квебек!» Представляя буквально через 10 дней свои коротрометражки на американском ТВ ,Фернандель откомментировал, что имелся в виду Квебек "свободный от военных блоков и вообще значит ужаса войны"! Он уже знал, что болен , но де Голля пережил на несколько месяцев: он не очень любил Париж , но так было суждено, что скончался именно в парижской квартире на бульваре Фош - еще утром в сопровождении брата актера Франсинеда , опираясь на его руку , он дошел до маленького кафе, где часто бывал с женой, встречался с режиссерами, Франсинед рассказывал, что хотел доехать на Монмартр - но силы оставляли, он выпил глоток "куантро" и произнес "Горький уместный вкус" и съел ложечку любимого мороженого..Через несколько часов окна квартиры были затянуты черным..
Источник: Геннадий Орешкин