
Если Ленин распорядился передать Финляндии в 1918-1919 гг. значительные восточные территории, в том числе часть приарктического побережья России и почти половину Ладоги, причем с Валаамом ( ! ), то Сталин... намеревался "прошить" Финляндию сквозным каналом в Северную Балтику (т.е. в Ботнический Залив), соединённым с Беломор-Балтийским каналом и Волго-Балтом...
Финляндские территории отделялись от Ленинграда на... 32-36 км. А те, что севернее, почти вплотную подходили к Мурманску и Петрозаводску. В канун 1941 года советско-финская война (1939-1940 гг.) - одна из самых кровопролитных для СССР - окончилась возвращением этих стратегических территорий СССР. Но запланированное установление у финнов "просоветской власти" в тот период не состоялось. А именно при этой власти планировалось построить судоходны- й канал от Беломор-Балта (район Беломорск-Кемь) по переходящим в Суоми водным артериям к Ботническому Заливу. Точнее, к наиболее узкому его району, "сближающему" северофинский порт Оулу с северошведским портом Лулео. И именно от Лулео уже тогда параллельно проходили - по кратчайшему маршруту - железная и автодорога к норвежскому североатлантическому порту Нарвик.
Военно-стратегическая и политическая цели этого советского плана очевидны. Но... вскоре началась Великая отечественная, в которой финны активно участвовали, помогая гитлеровцам блокировать с Севера Ленинград, Ораниенбаум, Кронштадт, "Дорогу жизни" (через Ладогу), воевать в Карелии, Мурманской, Ленинградской областях. Были некоторые финские части и в Эстонии, Псковской области.
Но осенью 1944 го, Финляндия, первоначально отвоевав свои прежние территории в СССР, не только лишилась их. Но и получила, с 1947 г., советскую базу ВМС и ВВС в прибрежном районе Поркалла-Удд - невдалеке от Таллина и... Стокгольма. До 1956 года включительно: "хрущевский" СССР ушел оттуда за 41 год до завершения срока аренды этой базы и примыкающего к ней района...
До 1954 года тот же канальный проект пытались реализовать. Но дефицит оборудования, кадров и т.д., и т.п.на этой трассе, особенно в её советской части, был повсеместным. А замысел был, взаправду, грандиозный: напрямую и по кратчайшему пути "состыковать" Белое море, Беломор-Балтийский и Волго-Балтийский водные магистрали (СССР) со Швецией и Норвегией через центральную - северо-западную Финляндию !..
По некоторым данным, Сталин в 1951 г. сказал: "В Южной Швеции давно проложен Гёта-канал, стыкующий Балтику с Атлантикой. Почему бы схожему каналу не быть в Финляндии?". Правда, тот шведский канал не был инициирован ни царской Россией, ни СССР...
Вот трасса планируемого канала: Беломорск/Кемь - река Кемь - озеро Куйто - Войница (СССР) - озеро Киянтаярви - Эммянсаари - Хюрюнсаалми - озеро Оулуярви - река Оулийокки - порт Оулу (лишь в 55 милях от шведского порта Лулео). На этой трассе требовалось модернизировать упомянутые водные объекты, построить почти 100 км водно-транспортных соединений. А общая протяженность этого канала составила бы около 520 км.
Финны с 1952 года всё чаще сетовали,отмечая экономическую значимость канала, на экологическую непроработанность данного проекта, на негативные экологические последствия для флоры и фауны (по крайней мере, в примыкающих районах Финляндии...) от строительных работ и эксплуатации этого канала, предлагали международную экспертизу проекта. Причем он был строго засекречен в СССР и финнам Москва в тот период не рекомендовала публично обсуждать проект...
Через "считанное" время упомянутые и смежные аргументы Суоми, что называется, взяли своё. Тем более что хрущевское руководство, повторим, радикально изменило политику в отношении Финляндии. Кроме того, в Хельсинки не стремились усиливать, благодаря этой артерии, влияние Швеции и СССР в Финляндии...
В последующие "советские" десятилетия были разработаны проекты двух железных дорог из СССР (Карелия, Мурманская область) в северобалтийские - соседние друг с другом финские районы Оулу и Торнио-Кеми (к финско-шведской сухопутной границе), но их реализация поныне под вопросом.
Карта 1940 года
Южношведский Гёта-канал (Балтика-Атлантика)
Алексей Чичкин