
Перечень опубликован на ресурсе Кремлин.ру
1. Правительству Российской Федерации:
а) при участии МИДа России обеспечить международное сотрудничество по вопросам охраны прилетающих на территорию Российской Федерации водоплавающих птиц, сохранения их популяций, предусмотрев обмен необходимой информацией в этой сфере и подписание (обновление) соответствующих двусторонних соглашений.
Доклад – до 1 декабря 2025 г., далее – один раз в год;
Ответственный | Мишустин Михаил Владимирович |
Тематика | Охрана окружающей среды, Международное сотрудничество |
Срок исполнения | 1 декабря 2025 года |
б) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих правовое регулирование в сфере охраны водно-болотных угодий, являющихся местами отдыха и обитания водоплавающих птиц;
Ответственный | Мишустин Михаил Владимирович |
Тематика | Право, Охрана окружающей среды |
Срок исполнения | 1 июня 2026 года |
в) создать систему учета прилетающих на территорию Российской Федерации водоплавающих птиц и их численности (по видам и популяциям), а также водно-болотных угодий, являющихся местами отдыха и обитания таких птиц.
Срок – 1 июня 2026 г.;
Ответственный | Мишустин Михаил Владимирович |
Тематика | Охрана окружающей среды |
Срок исполнения | 1 июня 2026 года |
г) с учетом выполнения подпунктов «б» и «в» настоящего пункта обеспечить проведение инвентаризации водно-болотных угодий и уточнение режимов особой охраны таких угодий на территории Российской Федерации.
Доклад – до 1 сентября 2026 г.
Ответственный: Мишустин М.В.
Ответственный | Мишустин Михаил Владимирович |
Тематика | Охрана окружающей среды |
Срок исполнения | 1 сентября 2026 года |
2. МИДу России проинформировать государства – стороны Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г. о причинах ее денонсации Российской Федерацией и об обеспечении достижения целей этой Конвенции на территории Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством.
Срок – 1 октября 2025 г.
Ответственный: Лавров С.В.
Ответственный | Лавров Сергей Викторович |
Тематика | Право, Охрана окружающей среды, Международное сотрудничество |
Срок исполнения | 1 октября 2025 года |
Дмитрий Кобылкин, депутат Государственной Думы РФ: "Президент Владимир Путин утвердил план по охране водоплавающих птиц и их местообитаний.
Теперь в России создадут
▪️ Систему учёта птиц и угодий
▪️ Усилят их охраны
▪️ Наладят международное сотрудничество
Цели Рамсарской конвенции будут достигнуты в рамках российского законодательства".
Антон Хлынов, эксперт «ЭкоГрада»: «Комментируя перечень поручений Президента Российской Федерации Пр-1932 от 25 августа 2025 г. по вопросам охраны водоплавающих птиц и водно-болотных угодий, являющихся местами их отдыха и обитания, адресованных Правительству РФ и МИД РФ, следует особое внимание обратить на подпункт б) пункта 1 данного Перечня: обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих правовое регулирование в сфере охраны водно-болотных угодий, являющихся местами отдыха и обитания водоплавающих птиц.
Дело в том, что до настоящего времени водно-болотные угодья как геопространственные объекты (территории и акватории – авт.) не определены в российском законодательстве как объекты особой охраны. Как ни странно, не смотря на присутствие Рамсарской конвенции 1971 года как СССР, так и до решения о денонсации нашим государством данной Конвенции - Российской Федерации, и само понятие водно-болотных угодий как объектов с особым природоохранным статусом, так и их перечень, отражены лишь в международных документах, да и то - некой неправительственной организации, именуемой Международный союз охраны природы (МСОП - в переводе с International Union for Conservation of Nature and Natural Resources, IUCN – авт.). Ни в СССР, ни в Российской Федерации водно-болотные угодья не были чётко закреплены в законодательстве как объекты территориальной охраны природы, не существовало и их утверждённого государственного реестра (кадастра). Да, многие такие угодья включены в состав особо охраняемых природных территорий разного уровня – федеральных, и региональных, местных, но отдельно закреплённого статуса в российской системе государственного управления они не имели и в настоящее время не имеют. Это же, кстати, касается и т.н. ключевых орнитологических территорий (КОТР), которые часто пересекаются с водно-болотными угодьями.
В связи с выходом настоящего поручения Президента Российской Федерации о водно-болотных угодьях, появляется веское основание у исполнительных и законодательных органов власти восполнить существующий правовой пробел и закрепить водно-болотные угодья, а также КОТР в законодательстве как объекты территориальной охраны природы, заняться определением и описание их границ, созданием специального государственного кадастра таких угодий (территорий – авт.), учитывать эти территорий при территориальном планировании и при хозяйственном освоении территорий, предусмотреть в законодательстве проведение обязательной оценки воздействия осуществляемой и планируемой хозяйственной деятельности на такие территории, проведение государственной экологической экспертизы планируемой деятельности на таких территориях или в близости от них.
В связи с выходом настоящего поручения Президента Российской Федерации о водно-болотных угодьях, появляется веское основание у исполнительных и законодательных органов власти восполнить существующий правовой пробел и закрепить водно-болотные угодья, а также КОТР в законодательстве как объекты территориальной охраны природы, заняться определением и описание их границ, созданием специального государственного кадастра таких угодий (территорий), учитывать эти территорий при территориальном планировании и при хозяйственном освоении территорий, предусмотреть в законодательстве проведение обязательной оценки воздействия осуществляемой и планируемой хозяйственной деятельности на такие территории, проведение государственной экологической экспертизы планируемой деятельности на таких территориях или в близости от них.
Кроме того, появляется основание для выделения бюджетных средств в рамках государственных заданий различных научных и природоохранных организаций для инвентаризации и изучения водно-болотных угодий уже как официального предмета особой охраны. Главное, чтобы те угодья, которые действительно имеют особую ценность, то есть до сих пор не утрачены или подлежат восстановлению, не были «утеряны» в новых документах, которые теперь уже согласно указанному поручению Президента об этих угодьях, должны будут разработать Правительство Российской Федерации, МИД и законодатели. Вместе с тем, такого рода институализация водно-болотных угодий, не в угоду корыстным интересам дельцов, а в интересах российского государства, включая и его особую экологическую миссию в планетарном масштабе, его международную репутацию, выполненная добросовестно, позволит найти гармоничный баланс между охраной и использованием (возможным природосообразным освоением – авт.) этих угодий».