
7 июля 2017 года в павильоне № 75 ВДНХ (Москва, пр-т Мира, д. 119) в рамках VII Московского урбанистического форума (МУФ) прошла презентация социологического исследования «Административные процедуры в сфере строительства».
В 2012 году власти Москвы провели масштабное реформирование сферы предоставления государственных услуг в строительстве. Подача заявлений и документов стала доступна в электронном виде, что значительно упростило работу московских застройщиков. Но знают ли об этом сами строители? И как они относятся к предлагаемым мерам? Ответы на эти вопросы были даны на пресс-конференции, на которой прошла презентация социологического исследования «Административные процедуры в сфере строительства».
Напомним, что подобные исследования ВЦИОМ проводил и в 2016 году, пресс-брифинг на тему: «Снизились ли административные барьеры в строительстве в Москве?» состоялся в рамках МУФ-2016.
Модератором пресс-конференции выступила председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Юрьевна Цветкова.
В пресс-конференции приняли участие:
- Лёвкин Сергей Иванович, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы;
- Федоров Валерий Валерьевич, генеральный директор ВЦИОМ.
«За пять лет работы по снижению административных барьеров Правительство Москвы обеспечило перевод всего цикла процедур – от начала до конца строительства – в электронный вид.
С прошлого года в Москве обеспечена возможность обращения за ГПЗУ совместно с включением технических условий и подключением к сетям водоснабжения и водоотведения. Такую же возможность планируется обеспечить в ближайшей перспективе и по остальным сетям.
В настоящее время нами проводится работа по переводу процедур технологического присоединения ко всем видам сетей в электронный вид. Мы сейчас ведем работу с ресурснабжающими организациями по отработке системы взаимодействия», – сообщил журналистам С.И. Лёвкин.
Он также отметил, что важным результатом работы по упрощению взаимодействия застройщиков с органами власти является возможность подачи заявок на заключение договоров подключения к электрическим сетям и сетям водоснабжения через Официальный портал Мэра и Правительства Москвы.
«Официальный портал Мэра, по сути, должен стать своего рода «единым окном» для застройщика. Поданная через Портал заявка на подключение к необходимым для строительного проекта инженерным сетям средствами информационной системы будет разделяться на несколько заявок, направляемых в соответствующие сетевые организации», – пояснил С.И. Лёвкин.
Кроме того, в этом году утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы. Переведен в электронный вид Геофонд города Москвы в части инженерных изысканий, что позволяет сократить затраты застройщиков на проведение изысканий.
Далее с результаты проведенных ВЦИОМ исследований представил В.В. Федоров.
География исследования - Москва. Опрос проведен 1 - 20 июня 2017 года.
Цель исследования - изучение отношения представителей строительной отрасли к основным реформам в рамках программы по снижению административных барьеров.
Метод исследования - репрезентативный опрос представителей строительной отрасли.
Выборка - опрошено 1000 респондентов: руководители строительных компаний, заместители, главные специалисты Статистическая погрешность количественного опроса не превышает 3%.
Средний уровень информированности о реформах в сфере административного регулирования строительства находится на среднем уровне - 32,8%. Среди источников информации специалисты строительной отрасли чаще всего выделяли неофициальные каналы.
Более половины специалистов строительной отрасли, принявших участие в опросе, отметили положительный эффект каждой из реализуемых реформ. Наиболее позитивные оценки опрошенных связаны с переводом государственных в услуг строительной сфере в электронный вид – 76,2%.
Число административных процедур в Москве, по мнению опрошенных респондентов, сократилось по сравнению с предыдущим годом (2016 г.). Рост позитивных оценок составил 10%. По сравнению с 2016 годом респонденты отметили позитивные изменения, прошедшие во всех блоках процедур.
По мнению руководителей строительных организаций, снижение административных барьеров повлияет на уменьшение сроков возведения и стоимости строительных объектов. Наибольшие опасения имеются относительно таких характеристик, как безопасность и качество объектов.
Основные причины, затрудняющие строительство объектов в Москве, по мнению экспертов, связаны с экономическими и рыночными факторами. Важно отметить, что снижение административных барьеров в строительстве может компенсировать негативный экономический фон и помочь развитию строительной отрасли. Так считает 81,5% опрошенных.
Выделяя конкретные предложения респондентов, можно обозначить две значимые группы проблем, с которыми они сталкивались:
1. Сбор одинаковых документов в разные организации:
- подача одних и тех же документов в МОЭК и в кадастр;
- везде нужны акты скрытых работ в 5 экземплярах;
- дублирование документов в согласовании внешних инженерных сетей.
2. Повторное согласование и получение разрешений:
- повторное согласование с балансодержателями инженерных коммуникаций;
- согласование в сетях смежных организаций одной и той же документации.
Взаимодействие с организациями, относящимися к Строительному комплексу Москвы оценивается довольно положительно. Более трети участников опроса отметили, что за последние годы взаимодействие с этими структурами улучшились. В отношении сетевых компаний оценки в среднем ниже на 7-10%.
В рамках анализа взаимодействия с сетевыми службами, респондентам предлагалось оценить их по нескольким параметрам. На основе уровня удовлетворенности был составлен сводный рейтинг сетевых служб: Мособлгаз - 44,6%, Мосгаз – 43,4%, Мосводоканал – 43,1%, Мосводосток – 42,1%; МОЭСК/ОЭК – 41,1% и МОЭК – 40,3%.
Портал stroimprosto-msk.ru знают около четверти всех опрошенных специалистов строительной отрасли. При этом пользователи портала в полной мере удовлетворены информацией, представленной на сайте.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие вывода:
1. За прошедший год эксперты отметили снижение количества административных барьеров в строительстве, что подтверждает оптимальность выбранного курса в отношении реформирования строительного регулирования. Имеющиеся претензии респондентов можно разделить на две категории: сбор одинаковых документов в разные организации, повторные согласования и получение разрешений.
2. С точки зрения бизнеса, снижение административных барьеров способствует снижению стоимости объектов и сокращению сроков строительства. Однако, по мнению экспертов, процесс регулирования должен быть равномерным и взвешенным. Так, чтобы проводимые реформы не отражались на качестве и безопасности возводимых объектов.
3. Взаимодействие с различными организациями для прохождения административных процедур не претерпело существенных изменений по сравнению с предыдущим исследованием (2016 г.). В работе организаций, относящихся к Стройкомплексу Москвы, чаще отмечаются улучшения в работе. Хуже оценивается взаимодействие с сетевыми службами.
4. Неодобрение реформ чаще всего связано с отсутствием информации о проводимой деятельности. Информированность о реформах и их поддержка намного выше среди респондентов, посещавших семинары «Работа над ошибками», проводимые Ассоциацией инвесторов Москвы. Таким образом, данные мероприятия оказывают прямое влияние на информированность целевой аудитории. Дальнейшее привлечение работников строительной отрасли к этим семинарам может положительно сказаться на их восприятии программы снижения административных барьеров.
5. Портал «Строим просто!» является востребованным среди его пользователей, особенно среди экспертов посещавших семинары ДГП. Страница проекта нуждается в дополнительной информационной поддержки для расширения целевой аудитории сайта.
Сергей Козлов