Последуют ли за Городом Моторов Лос-Анджелес, Балтимор, Атланта и другие мегаполисы?

Последуют ли за Городом Моторов Лос-Анджелес, Балтимор, Атланта и другие мегаполисы? - фото 1От редакции: Портал продолжает тему <<муниципального соревнования>>
(или, как ее еще называют, <<битвы городских проектов>>). Главным
образом это соревнование разворачивается вокруг обанкротившегося
Детройта и ставшего в последнее время довольно проблемным Нью-Йорка, в
котором совсем недавно был избран новый мэр-демократ Билл де Блазио.
Предыдущая статья была посвящена именно этому человеку и его городским
проектам.

Сегодня в фокусе нашего внимания Детройт, который, несмотря на
клятвенные заверения Барака Обамы, все же обанкротился. Как это
случилось? Кто в этом виноват? Есть ли надежда на его возрождение? И
не последуют ли вслед за Городом Моторов другие мегаполисы? Об этом --
статья нашего постоянного автора Сергея Василенкова.

* * *

Некогда процветающий Город Моторов, легендарный Детройт пал не под
натиском врага и не стал жертвой стихийного бедствия. Все гораздо
прозаичнее, но оттого выглядит не менее зловеще: богатейший в
середине прошлого века мегаполис обанкротился.

Что думают по этому поводу сами американцы? Скандально известный
благодаря своим резким заявлениям режиссер Майкл Мур высказал в
твиттере мнение, суть которого сводится к следующему. Автомобильные
заводы закрылись по одной простой причине -- гигантские корпорации
производили транспортные средства, которые никто не хотел покупать, то
есть они не были нужны никому. Но на самом ли деле причина банкротства
города кроется в бездарности менеджмента автомобильных корпораций?

Что ж, давайте попробуем разобраться. Основной градообразующей силой
были действительно автоконцерны, так что бессмысленно отрицать, что в
их руках была сконцентрирована гигантская власть. Если сравнить
легендарные американские компании <<Большой Тройки>> с японской Toyota,
процесс работы которой координируется при помощи таких систем, как
<<Пять Почему>> (<<Five Whys>>) и Lean (также известной как Toyota
Production System), получается очень интересная картина. Ноу-хау
японского автогиганта, в свое время разработанные не без участия
американских консультантов и придуманное для того, чтобы глубоко
проникнуть в самую суть производства и точно знать, что каждый винтик
произведен и закручен в соответствии с предпочтениями покупателей,
<<Большой Тройкой>> практически не использовалось. Во всяком случае, на
американских ее предприятиях.

В результате японская корпорация живет и здравствует, несмотря на
регулярные отзывы своих автомобилей. В то же время General Motors
обанкротилась, дела Крайслера стали настолько плохи, что он был продан
итальянскому Fiat, а находящийся более или менее на плаву Ford
серьезно пересмотрел свои подходы к работе. Конечно, и японские заводы
открываются по всему миру, но при этом предприятия, работающие в самой
Японии, чувствуют себя достаточно неплохо.

Так значит, виновны автоконцерны?

Не все так просто.

Начать следовало бы с того, что даже американский президент Барак
Обама не выполнил свое обещание вытащить город из долговой ямы. Более
того, оправдываться за брошенные на ветер слова пришлось уже
пресс-секретарю главы государства, ссылаясь на те же самые
<<объективные юридические обстоятельства>>, которые еще пару лет назад
Обама признавать объективными не хотел.

А ведь банкротство легендарного <<Паккарда>> в 1958 году может
претендовать даже не на звание тревожной весточки, а на титул самого
настоящего урока прошлого. Получается, урок не выучили ни
автомобильные боссы, ни высшее руководство США. А ведь снижение
зарплат, отток населения и появление первых заброшенных зданий -- все
это случилось уже тогда!

Новая волна потрясений накрыла мегаполис в 2005 году вместе с
пришедшим бензиновым кризисом (кстати, тоже не первым в истории США).
Решение <<Тройки>> поразило весь мир -- на улицу были выставлены 250 000
рабочих. Окончательно добил выбившийся из сил автомобильный город
ипотечный кризис -- такого количества дешевого и заброшенного жилья
сегодня нет ни в одном населенном пункте США.

Итак, автоконцерны, Обама и кризис 2008 года?

Снова не стоит торопиться.

Американский писатель Чарли Ледафф призывает взглянуть на ситуацию
более объективно и не шарахаться от автомобильной столицы, как от
прокаженного места. Ледафф написал книгу о проблемах американских
городов[1] и как никто другой знает, что список городов-банкротов на
сегодняшний день достаточно большой и постоянно пополняется новыми
терпящими финансовое бедствие населенными пунктами.

Чарли Ледафф называет среди основных причин упадка Города Моторов не
только экономический кризис, но также разросшуюся коррупцию и
межрасовые конфликты. Аналогичная ситуация на сегодняшний день
складывается в Лос-Анджелесе, Балтиморе и Атланте.

Помимо потенциальных банкротов на сегодняшний день уже имеется список
банкротов реальных, в основном это небольшие городки, подавляющее
большинство которых находятся в относительно процветающей Калифорнии.
В частности, еще в 1991 году финансовый крах потерпел городок
Бриджпорт в штате Коннектикут, далее в 1994 и 2008 годах к нему
присоединились Округ Ориндж и Вальехо в Калифорнии, в 2011 году
обанкротился Округ Джефферсон в Алабаме, а годом позже такая же участь
постигла Сан-Бернардино и Стоктон, также находящиеся в Калифорнии.

Несмотря на то, что сам по себе Детройт, признанный банкротом, не
является таким уж большим образованием, а достаточно большая часть
<<большого Детройта>> вообще не подчиняется муниципалитету и не платит
налоги в его бюджет, дело автомобильной столицы США уже приняло
достаточно серьезный оборот. На сегодняшний день муниципальный совет и
мэр уже давно отстранены от дел, впрочем, не намного от них отстал и
кризисный управляющий, который, помимо контроля над формальными
процедурами, так и не смог сдвинуть дело с мертвой точки.

По мнению члена детройтского муниципалитета Кена Коркелла, выйти из
сложившейся ситуации более чем сложно, и на сегодня вообще никто в
США не представляет, как это можно сделать. По словам мистера
Коркелла, речь идет уже <<не просто об определенном количестве потери
массы, а непосредственно об ампутации конечностей>>.

Сегодня Кевин Орр, ставший новым кризисным управляющим Детройта,
достаточно серьезно рассматривает возможность продажи коллекции
городского института искусств. Экспонаты одного из самых крупных
музеев скульптуры и живописи в Штатах, по мнению Бетти Крулик,
представляющей Американскую ассоциацию оценщиков, могут уйти с молотка
за 2.5 миллиарда долларов.

* * *

На сегодняшний день практически все белое население покинуло Город
Моторов. Только за первые десять лет века Детройт недосчитался более
250 тысяч жителей. Полностью прекращены инвестиции в городскую
инфраструктуру, затруднение испытывает даже такая сфера городского
хозяйства, как освещение -- в темное время суток частично освещаются
лишь центральные районы. Масла в огонь подливают вспыхивающие
поочередно коррупционные скандалы.

Трущобы поглощают район за районом, криминальная ситуация ухудшается
шокирующими темпами -- в некоторых районах становится опасно появляться
даже в дневное время. Сегодня статистика по убийствам в Детройте самая
высокая в США, многочисленные банды наркоторговцев уже в открытую
торгуют креком и героином.

Люди, лишившиеся работы, перестали выплачивать кредиты за автомобили,
и они сегодня массово вывозятся из города специальными службами.
Вслед за машинами судебные приставы, коллекторы и кредиторы принялись
за недвижимость. Вчерашние буржуа покинули никому не нужное жилье,
взятое в ипотеку, и на текущий момент дом с тремя спальнями в некогда
процветавшем районе <<8-я миля>> можно с легкостью приобрести за 7000
долларов США.

На сегодняшний день дефицит бюджета города составляет порядка $300
миллионов. Эта цифра выглядит не такой уж и большой на фоне общего
долга, который, по разным оценкам, составляет от 18.5 до 20 миллиардов
долларов. Более 9 миллиардов из этой суммы составляет задолженность
перед пенсионными фондами, страховыми компаниями, а также
учреждениями, предоставляющими услуги в сфере здравоохранения. В
девяти миллиардах также <<сидят>> долги по зарплате 10 тысяч работникам
муниципальных служб и пенсии более чем 21 тысячи граждан.

Порядка 6 миллиардов город задолжал по муниципальным облигациям.
Такая тенденция уже негативно сказывается на репутации большинства
американских городов. Долговое бремя нависает над многими крупными и
мелкими городами США, и уже в ближайшее месяцы самые слабые из них
могут пойти по миру.

Американским муниципалитетам понадобились десятилетия на то, чтобы
заручиться доверием инвесторов, и еще совсем недавно те охотно
одалживали городским образованиям средства под мизерные проценты.
Вынесший свой вердикт о банкротстве Детройта судья Роудс показал не
только Америке, но и всему миру, сколь опасны могут быть сегодня
города США, пребывающие в плачевной финансовой ситуации.

Несостоятельность Города Моторов подтверждается реальными цифрами.
Так, с 2000 по 2012 год число городских рабочих сократилось на 21% и
составило 280 000 против 353 000 занятых на предприятиях Детройта в
начале двухтысячных. Если ситуация не изменится до 2017 года, Детройт
будет тратить на пенсионные выплаты до 65% городского бюджета. Для
сравнения, выплаты нормально функционирующих муниципалитетов в пользу
граждан пенсионного возраста редко превышают 20% городского бюджета.

На сегодняшний день размер минимальных платежей в пользу кредиторов
составляет 42.5% от общей суммы городского бюджета, а уже в 2017
году процент также возрастет до отметки 65%. Так что в вердикте
Стивена Роудса нет ничего нелогичного -- такие суммы город <<не
поднимет>> ни при каких обстоятельствах, поскольку ни сокращение
расходов, ни рост уровня налогообложения муниципалитета уже невозможно
изменять в порядке, предусмотренном законодательством США.

* * *

Такой большой город как Детройт не может и не должен оставаться в
статусе призрака навечно. В этой связи одним из возможных вариантов
дальнейшего развития событий является... полная или частичная продажа
обанкротившегося муниципалитета.

Осенью прошедшего года The American Spectator опубликовал статью под
впечатляющим названием <<Не спасайте Детройт. Продайте его!>>. Одним из
первых покупателей может стать канадский город Уинсор (Виндзор),
расположенный на противоположном берегу реки Детройт. В Уинсоре
проживает 210 000 жителей, и в нем также есть автомобильная
промышленность. Главный интерес для руководства канадского города
представляет часть подземного тоннеля, соединяющего два города,
принадлежащая Детройту. На данный момент эксперты оценивают стоимость
конструкции в 100 миллионов долларов.

Также одним из наиболее привлекательных объектов для будущих
покупателей представляется Белл-Айл, остров площадью полторы
квадратных мили, носящий одно название с проливом на реке, разделяющей
Детройт и Уинсор. По оценкам специалистов, остров может уйти за 1
миллиард долларов -- потенциальные инвесторы уже готовы вступить в
переговоры и планируют создать в бывшем городском парке новую
свободную зону для предпринимательства. Отдельные оптимисты уже
прогнозируют появление на небольшом островке нового американского
мини-Гонконга.

В список лакомых кусков попадает также система водоснабжения города и
даже Детройтский зоопарк, занимающий достаточно большую площадь в
центральном районе. В мире уже существуют прецеденты, когда павшие от
финансового краха города словно восставали из пепла. Для этого бывшей
столице автомобилестроения США недостает всего двух вещей: минимума
ограничений для развития бизнеса и стойкого руководителя, наподобие
Маргарет Тэтчер, который может делать свою работу и идти к намеченной
цели, невзирая на выпады критиков и звучащие в след возгласы
возмущения.

Если посмотреть на количество людей, проживавших в Детройте в 1970
году, а это 1 670 144 человек, и сравнить с аналогичным показателем
2010 года, который составил всего 713 777 человек, нетрудно
подсчитать, что население города уменьшилось на 57%.

Казалось бы, катастрофа! Но это зависит от того, что мы вкладываем в
само понятие <<город>>. Если взять показатели численности населения по
всей метрополии с административным центром в виде самого Детройта и
многочисленными пригородами, то с 1970 по 2010 год население этой
местности сократилось с 4 490 902 всего лишь до 4 296 250, то есть на
4%. Таким образом, если рассматривать уменьшение населения Детройта
объективно, то его можно расценивать и как миграцию большого
количества людей в более стабильные пригороды -- только и всего.

Совсем недавно более чем оптимистичная статья появилась на сайте Fox
News. Материал посвящен Городу Моторов и однозначно настраивает на
позитивный лад. Несмотря на всю плачевность ситуации, Детройт еще не
сдался и не потерял надежду. Как заявила представитель одной из
инвестиционных компаний Ронда Макдональд, <<Детройт пал, но не
рассчитывайте на то, что он пал навсегда>>. Макдональд выросла в
Детройте и планирует вернуться на малую родину уже в 2014 году -- она
считает город своим домом. И надо признать, что Макдональд не одинока.
К примеру, Уоррен Баффет также заявил, что видит в Детройте огромный
потенциал, а такие люди слов на ветер не бросают. Глава известной в
Мичигане ипотечной корпорации Дэн Гилберт уже привлек 1 миллиард
долларов инвестиций в программы по ремонту и возобновлению
функционирования окраин города.

Но этого всего еще слишком мало. Немногочисленные оптимистические
прогнозы и еще более редкие реальные улучшения тонут в возгласе
возмущений сотен тысяч уволенных людей и теряются эхом в гулких
пустых домах с разбитыми стеклами. Почему так произошло и что делать
дальше?

Само по себе решение суда о банкротстве города не было бы столь
ужасным, если бы речь не шла о создании прецедента. Теперь не только
теоретически, но и, скорее всего, практически подобным образом в
ближайшее время может поступить любой крупный город США, имеющий
финансовые проблемы. По заявлению Ли Сандерса, который возглавляет
федерацию сотрудников муниципальных учреждений США, мысли о снятии с
себя ответственности за судьбу сотен тысяч рабочих и пенсионеров будут
посещать головы многих руководителей городских образований.

До недавнего времени в Штатах имело место лишь одно относительно
крупное банкротство местного муниципалитета, которое с горем пополам
удалось замять. Не так давно, а именно в 2011 году, округ Джефферсон с
населением порядка 650 тысяч не справлялся с долговой нагрузкой в $4.2
миллиарда. Несмотря на критическую ситуацию, местные власти достаточно
быстро <<разрулили>> ситуацию -- 1.5 миллиардов долга удалось списать, а
остальную часть обязательств погасили за счет нового займа,
выделенного правительством США.

Сегодня же возможное сокращение выплат бюджетникам в Детройте
автоматически подтолкнет к аналогичным действиям власти уже упомянутых
Сан-Бернандино и Стоктона, проходящих в данный момент процедуру
банкротства в результате отсутствия возможности погасить накопившиеся
пенсионные обязательства. Но стратег республиканской партии Рон
Бонджин считает ситуацию в этих городах лишь маленькой верхушкой
большого айсберга. Попробуйте вдуматься в эти цифры: на сегодняшний
день на фоне задолженности Детройта в 18.5 миллиардов долларов Чикаго
имеет $19 миллиардов непогашенных обязательств только перед
пенсионными фондами, а у Лос-Анджелеса эта цифра составляет все $30
миллиардов.

На месте властей США многие бизнесмены уже взялись бы за голову и
сказали бы что-то в духе американских фильмов: <<Эй, ребята, пора
выбираться из этого...>> Понятно из чего. Сегодняшняя ситуация более чем
угрожающая. Фактически, в недалеком будущем проблема может приобрести
общенациональный характер, и никому уже не будет дела до нескольких
миллиардов потенциальных инвестиций в тот или иной город.

И вот тогда это станет уже глобальной проблемой, как становится
глобальной проблемой все, что идет <<не так>> в стране No.1 в мире. Так
что в буквальном смысле все человечество заинтересовано в том, чтобы
происходящему была дана объективная оценка и чтобы решение было бы
выработано в самое ближайшее время. О том, что будет, если этого не
случится, думать очень не хочется.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить