Известные пастыри о предложении закрыть въезд для мигрантов, нарушающих миграционное законодательство …
Столичное управление Федеральной миграционной службы (ФМС) за пять месяцев этого года внесло в «черный список» 83 тысячи мигрантов, которым будет закрыт въезд на территорию России, пишет Regions.ru.
По словам экспертов, сейчас в «черном списке» практически каждый десятый официально зарегистрированный приезжий. Среди правонарушений иностранцев из «черного списка» лидирует превышение разрешенного срока пребывания в России. Поначалу было также много нарушителей правил дорожного движения.
«Сейчас одним из самых актуальных стал вопрос возвращения иностранцев в Россию. У многих есть важные обстоятельства - семьи, учеба. В этих случаях мы идем навстречу и позволяем вернуться, если иностранец соберет нужный пакет документов», - заявила глава УФМС по Москве Ольга Кириллова. Чтобы снова въехать на территорию России, мигранту нужно написать личное заявление с обоснованием необходимости приезда, собрать подтверждающие документы, и если речь идет о визите к родственникам, то иностранец должен также получить от них приглашение. Приглашающий должен быть гражданином России. Процедура открытия въезда занимает месяц.
Ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при столичном управлении ФМС Юрий Московский убежден, что необходимо сократить срок рассмотрения заявлений на открытие въезда до 10 дней. Кроме того, по его словам, федеральным властям следовало бы пересмотреть законодательство и составить список правонарушений, за которые действительно стоит выдворять. «Сейчас мигранта могут выдворить за то, что он пару раз покурил в неположенном месте», - заявил Московский. Обязательно высылать из России нужно тех, кто превышает срок пребывания, работает без разрешения или совершает тяжкие правонарушения, пояснил он.
Напротив, глава координационного совета профсоюза сотрудников полиции Москвы и Московской области Михаил Пашкин заявил, что мигрантов, которым закрыт въезд, вообще не следует пускать в Россию обратно на длительный срок. «Учеба и семья - еще не причина возвращаться в страну. Если это смерть родственника или рождение ребенка - да, его можно пустить, но на ограниченный срок, скажем, на 10 дней», - пояснил эксперт. По его словам, если мигранты сначала попадают в «черный список» практически за любое правонарушение, а потом могут заново открыть себе въезд - появляется почва для коррупции среди сотрудников миграционной службы.
«Какая из этих двух позиций вам ближе? Следует ли ослабить ограничения для мигрантов, не совершивших тяжких правонарушений, или, напротив, вообще больше не впускать их в страну?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, сказал: «Если находившиеся на территории нашей страны мигранты совершили тяжкие преступления, конечно же, их не нужно пускать к нам снова. Ну а если это проступки небольшой тяжести, можно сделать снисхождение. Например, если человек превысил срок пребывания, за это следует наказать менее строго. Всякое могло случиться: он работал строителем, и ему нужно было достраивать объект, поэтому пришлось задержаться. Или, к примеру, человек попал в больницу и тоже не смог выехать в оговоренные сроки. А может, приехал в Россию и встретил здесь свою "вторую половину". Что же, ему теперь сразу бежать в ЗАГС? За короткий срок трудно определиться, принять верное решение; для этого нужно время. Бывают разные случаи. Не пускать человека под предлогом того, что он в прошлый раз здесь задержался дольше, чем предполагалось, я думаю, не стоит».
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, заявил: «Чиновники постоянно что-то разрешают, запрещают… А чем руководствуются? Если корыстью своей, то бесполезны любые меры, хоть запретительные, хоть разрешительные в условиях тотальной коррупции. А если есть какая-то разумная политика и надежда на честных чиновников, то, решения должны принимать не экономисты-предприниматели, которым выгодны эти "одноразовые" рабочие без социальных прав, и поэтому они стараются открыть пошире ворота. Помимо этого еще есть проблемы социальной стабильности, которая зависит от способности мигрантов если не ассимилироваться, то хотя бы жить в России, уважая наши законы. Тут не помогут экзамены на знание языка и прочие требования. Нужно привлекать представителей традиционных конфессий, которые обязательно должны отслеживать вопрос способности мигрантов воспринимать культуру народов, к которым они приехали».
«Некоторые диаспоры живут закрытыми анклавами, где идет если не вербовка в террористы, то уж во всяком случае пропаганда ваххабизма. Кто это будет отслеживать? Полиция? Нет. А есть и другие конфессии. Как все будут уживаться? Это тонкие вещи, ими нужно заниматься людям высокой культуры на уровне понимания духовного мира мусульман. В противном случае МВД и ФМС так и будут запрещать, предприниматели разрешать, а в итоге все будет делиться на уровне взяток. Так что нам нужны механизмы, которыми будут руководствоваться люди, заботящиеся о нашей культуре, которые будут видеть на три шага вперед, а не дожидаться, пока случатся социальные взрывы. Они будут понимать происходящее и делать так, чтобы приезжие интегрировались в нашу систему», - заключил отец Александр.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, сказал: «Закон есть закон. Есть право, и есть нарушение права. Если человек, который еще не стал полноправным гражданином, злоупотребляет этим своим неполноправием, нарушая законы - это пренебрежение законами. За одно и то же правонарушение гражданин у нас несет ответственность сполна, а не гражданин – полуответственность. Например, если водитель с иностранными номерами (украинец, белорус и т.д.), нарушает скоростной режим, и это отражают приборы фотофиксации, его не штрафуют, так как он - не гражданин. И мигранты зачастую действительно распоясываются, они считают себя здесь инопланетянами и позволяют себе такие нарушения, за которые гражданин нашей страны отсидел бы полноценный срок».
«Я считаю, - продолжил пастырь, - нужно потребовать ужесточить ответственность для мигрантов, чтобы они десять раз подумали о необходимости въезда в Россию, перед тем, как пересечь ее границу, а приехав сюда, думали бы о том, как соблюсти российские законы, столь же напряженно, как о том, где бы больше заработать».
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что решение подобных вопросов должно проистекать из отношения государства к собственным людям и той цели, которое государство перед собой ставит. «Мы, увы, не знаем будущего нашей страны, нам никто не объясняет, куда мы движемся, - отметил он. - Мы можем об этом только догадываться, или уповать, что все же главное для России - бытие русского народа. Конечно, наши мечты иногда подкрепляет государство, обращаясь к тому, что нас объединяет, и что нам всем дорого: самосознание, общие ценности, общие корни, общая история».
«Если бы государство смогло выработать ясную позицию, в соответствии с которой мы бы двигались дальше, нам стало бы понятно, что и как мы должны делать по отношению к другим русским людям, которые к нам приезжают. Стала бы ясна наша позиция по отношению к представителям других государств и культур, - а сейчас никто не может внятно нам все это объяснить. В связи с этим я не вижу никаких решений, кроме тех, которые лишний раз демонстрируют всем людям, в независимости от того, кто они, - русские или нет, сочувствующие России или ее активные враги: государство безразлично к ним как личностям, как к тем, кто здесь проживает. Все, что оно может, - придумывать, как изъять хоть какие-то деньги, которые эти несчастные зарабатывают. Мне жалко этих людей, мне бывает стыдно за позицию нашего государства. Но мы вряд ли находимся в более выигрышном положении в сравнении с теми, кто сюда приезжает - у нас есть чем друг другу "промочить платки"», - заключил отец Алексий.
Иерей Святослав Шевченко, руководитель пресс-службы Благовещенской епархии, сказал: «Если человек, въезжая в страну, где он - гость, ведет себя аморально, или даже преступно, нужно сто раз подумать, прежде чем вновь пускать его. Исправится ли он, если уже неоднократно нарушал наше законодательство? Конечно, у нас большая демографическая проблема, поэтому правительство, возможно, пытается предпринять хоть какие-то шаги для того, чтобы немного "сровнять" эту демографическую яму. Но, как мне кажется, демографическую ситуацию нужно улучшать за счет народов, близких нам по духу, по культуре: белорусов, украинцев, - в общем, славян. Им нужно создавать благоприятные условия для трудоустройства, проживания».
«Пошире двери надо открыть и для русскоязычного населения, чьи права ущемляют в ряде стран, для людей, выступающих за традиционные семейные, христианские ценности – вот им нужно упростить процедуру въезда и получения гражданства. А если мигранты неоднократно нарушают наше законодательство, мы не можем смотреть на это сквозь пальцы и каждый раз гостеприимно распахивать им двери. Какой смысл давать им шанс еще и еще, если они поступят точно так же?» - вопрошает отец Святослав.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, отметил: «На мой взгляд, в вопросах миграции говорить о каких-либо послаблениях пока не приходится: в этой сфере до сих пор нет порядка. Если ты нарушаешь закон, зная что у тебя в чужой стране есть семья или учеба, значит для тебя эти факторы не являются сдерживающими и важными, и нечего потом ссылаться на них».
«А вот насчет списка правонарушений, за которые следует запрещать въезд в Россию, идея хорошая, - полагает пастырь. - Мне кажется, такие нарушения надо рассортировать по степени тяжести. Если иностранец работает без лицензии – это один вариант, вполне возможно ограничить посещение России на какой-то срок. Если же он попался на торговле наркотиками, это совсем другое. После соответствующего наказания въезд на территорию страны должен быть закрыт пожизненно, причем не только ему, но и всем родственникам, так как такие преступления, как правило, совершаются на семейно-клановой основе».
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, предложил правонарушителей не пускать обратно. «Чтобы изменить криминальную ситуацию в Москве, наладить социальную стабильность, нужно ужесточить миграционное законодательство, - уверен он. - Столица и так очень сильно растет, и делать из нее мегаполис, который по количеству мигрантов совершенно несоизмерим с другими городами России – неправильно. Понятно, что это происходит естественно, но тут важно вмешательство именно с точки зрения миграционной политики, которая на данный момент проводится не очень продуманно и, по крайней мере, в ущерб местному населению. Очевидно, что ее нужно ужесточать».
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, подчеркнул: «У Церкви нет какой-то собственной позиции в том, что касается демографической и миграционной ситуации. Церковь никак не оговаривает место, где человек должен жить. Быть христианином он может везде. Наша главная заповедь - любовь к ближнему своему. А где он при этом проживает, неважно».
«Что же касается моей гражданской позиции - если человек совершил тяжкое преступление, на мой взгляд, его больше не нужно пускать в страну. Но это, повторюсь, мое частное мнение», - заключил отец Стефан.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что та позиция лучше, которую легче и увереннее можно претворить в жизнь. «Одно дело – принять какой-то закон, а другое – добиться его исполнения, - отметил он. - И проблема не в том, возвращать мигранта или нет и сколько ему бумажек собирать. Жители сопредельных государств на своей шкуре должны узнать, что Россия - это страна, где соблюдают закон. Законодатели и исполнители должны решить, какие законодательные нормы принять, чтобы они гарантированно были выполнены, а не соответствовали пословице "закон, что дышло: куда повернул – туда и вышло". И если закон будет исполняться, то порядок в миграционной сфере будет в любом из предложенных вариантов. Главное, чтобы правовой нигилизм и расхлябанность ушли из нашей жизни – здешних жителей и приезжих».