Поможет ли нашему кинематографу сотрудничество со странами БРИКС?

Поможет ли нашему кинематографу сотрудничество со странами БРИКС? - фото 1Вице-президент международного кинофестиваля «Дух огня», проходящего в Ханты-Мансийске, Мария Зверева, выступая на совещании представителей государств, заявила о том, что российскому кинематографу, переживающему в настоящее время трудности, способно помочь сотрудничество со странами БРИКС.


Хочешь не хочешь, а приходится констатировать, что население нашей страны перестает воспринимать наш кинематограф положительно. И чем дальше, тем больше.
Об этом говорят все: на улице, в магазинах, на работе, в Думе. Однако недавно на правительственном заседании, показанном в новостях, премьер-министр Медведев высказал мысль о том, что поддержка государства помогла развитию отечественного кинематографа, и поэтому она (эта поддержка) будет продолжаться. Правда, в чем развитие он увидел, о каких новых шедеврах за последние годы шла речь, никто не уточнил, так что приходится гадать, искать и вспоминать. Проделав такую мысленную работу, начинаешь осознавать, что, как это ни странно, кинематограф России продолжает катится вниз, несмотря ни на похвальбы премьер-министра, ни на поддержку государства. А почему? Поддержка слабая?

Поможет ли нашему кинематографу сотрудничество со странами БРИКС? - фото 2
Истина проста, и видна всем, даже не специалисту: получить деньги – не достаточно, надо еще их использовать по назначению, притом умело. Не освоить-потратить... Кстати такой подход к делу, выражающийся в обязательной трате средств, давно требует своего пересмотра, а в некоторых случаях, думаю, и следственных действий соответствующих органов. Как выделяются деньги, кому достаются и за какие заслуги, по какому критерию отбираются претенденты (не аукционные же закупки!), кто отвечает за целевое использование денег, кто проверяет подготовительную работу над фильмом, кто и по каким признакам утверждает сценарии, кто проверяет в процессе съемок, отвечает ли сценарий тому, что создается на практике, – на все эти вопросы должны быть конкретные ответы. Кто выработал и как стратегию российского кинематографа (есть она или нет?), какие темы определены на будущее, и, в конце концов, долго ли еще будут пичкать нас боевиками, чернухой, грубостью, изображением мира, словно он состоит, извините, из одних отбросов. Хоть бы раз за последние двадцать лет показали что-то светлое!

Поможет ли нашему кинематографу сотрудничество со странами БРИКС? - фото 3

Авторское кино, в котором отражалось бы особенное видение художника, тоже важная сторона вопроса, отдельная. Выдающаяся личность (в кинематографе или в любом другом искусстве) никогда не смотрит на мир привычным взглядом, и, конечно, с общим потоком кинематографических идей не совпадает. Это тоже надо учитывать. Кто будет авторитетным арбитром по оценке идей авторских фильмов? Кто будет давать добро на их производство, кто финансировать? Все это вопросы, вопросы и вопросы. Но когда же будут ответы? Над чем склонили головы мудрецы в соответствующих министерствах? Молчат, не отвечают, а вопросы все сыплются. И кстати, кто-то должен навести порядок и в творческих вузах. Как отобрать для учебы в них действительно талантливых ребят? Не по блату или соответствию тусовке! А по таланту! Когда и кем это будет решено?
Был, например, фильм о спорте «Легенда №17», который действительно понравился зрителям, да и профессионалы его вполне одобрили в качестве игрового кино. И кстати, прокат превзошел ожидания (количество просмотров и прибыль), и пропаганда спорта получилась эффективная (родители потащили своих деток в спортивные школы). А дальше? А дальше решили пойти все тем же путем, так чтоб ничего не искать нового, не изобретать, так сказать, велосипед. Думали, что попали на золотую жилу. Но то ли в другие руки попала идея, не отвечающие уровню первых, то ли тему затаскали до оскомины, а только новых успехов не получилось. Почему? Потому, что в искусстве так не бывает: нашел тему и без конца её раскручиваешь. Не бублики... Пора бы понять.

Поможет ли нашему кинематографу сотрудничество со странами БРИКС? - фото 4
Как лампочка Ильича в случае некачественного электричества вспыхнет и погаснет – меняй на новую, – так и наш современный кинематограф: сверкнет одиночная удача и исчезнет в огромном темном коридоре общей ерунды.
А теперь еще и кризис подсуропил. И забегали, забегали чиновники по кабинетам, выпрашивая средства для нашего кинематографа, повторяя старые и до сих пор (или снова) актуальные слова: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Искусство – это особенная отрасль. Количество вложенных средств не обязательно означает количество побед. (А может, и не только искусство?) Чтобы вложенные деньги обернулись положительным эффектом, нужно для начала решить вопросы цепочки, по которой они будут продвигаться от бюджета до кармана всех участников процесса творческого созидания (излишне тут расписывать кому конкретно). Рачительное использование средств, привлечение настоящих талантов (и не наркоманов с их больным извращенным понятием о жизни), умение создавать необходимые условия для работы режиссеров, артистов, художников, операторов, костюмеров и т.д. – все эти факторы влияют на возможный успех. Но кто подберет людей, которые сумеют совладать с этими факторами? Тут, извините, встает в полный рост проблема подбора специалистов, ибо как бы мы не отрекались от всего прошлого, в том числе и лозунгов, однако должны признать, что знаменитое «Кадры решают всё», является истиной. К тому же, – что существенно в искусстве, – настроенность коллектива, снимающего фильм, должна быть на создание художественного произведения. Во всяком случае в нашей стране: совместить с целью заработать деньги пока не удается, презренный металл перетягивает дух, хоть и высокий. Почему – трудно сказать. Наверное, опыта капитализма у нас маловато. Но если получится хорошим, результат и сам не заставит себя ждать! Был бы шедевр, а прокат будет, так что материальные блага придут все равно.
Но пока не будет хотя бы государственной (народной) цели, ради которой кино нужно в нашей стране, пока не решится вопрос ответственности за потраченные средства, до тех пор все вложения в кинематограф будут бессмысленны. И до тех пор так и будут пичкать нас бесконечными боевиками с энным количеством трупов, кровью, шуточками пьяного уголовника и прочим, прочим, от чего уже давно всех тошнит.
Что же дадут кинематографу страны БРИКС? Деньги на создание фильмов? А зачем? Продолжать вакханалию ерунды? Этого не требуется, это даже вредно. Приведут новых режиссеров, артистов, художников? А разве у нас мало своих талантов? Единственное, в чем мы нуждаемся, – так это в организации работы. У нас устарела и стала вредной сама структура, которая должна обеспечить кинотворчество. Конечно, можно попросить у БРИКС вместо денег тамошних управленцев... Но это стыдно. Неужели сами неспособны? Не верю!
А деньги, свалившиеся с неба, еще больше расшатают кинематограф страны и пропадет отечественное производство фильмов вообще. В то время как картины БРИКС постепенно приспособятся к большому российскому рынку и вытеснят последние оставшиеся экземпляры нашего кино.
Вот вам и сотрудничество. Но жаждущие его не задумываются о последствиях.
В старом анекдоте трясущий грушу прапорщик на совет подумать о других способах достать привлекший плод отвечает: «Чего там думать! Трясти надо!» Что-то похожее происходит и в нашем кинематографе.

 

Юрий Андрийчук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить