
«ЭкоГрад» возвращается к экспертной рубрике, памятуя о том, что новое есть всего лишь актуализированное старое. Наш сегодняшний гость –– президент ООО «Русэнергосбыт», второго по выручке независимого энерготрейдера в России, Михаил Андронов знаменит своими точными до скрупулезности оценками жизненного цикла ресурсных трендов и их стратегической будущности. Ведь если отвлечься от победной футурологии альтернативной энергетики, которая несомненна и неконкретна, то на её тернистом пути есть множество подводных камней, основная череда которых связана с финансовой поддержкой, которая как бы подразумевается, но фактически проблематична. Но есть смелое предсказание выхода –– локализация энергосистем до уровня отдельного дома даст серьёзный импульс ВИЭ, вовлечёт жителей в энергопроизводство (и отвлечёт от майнинга, хотя пока непонятно, что доходнее), одновременно подняв функционал крупных сбытовых компаний на координационный уровень. Так победим, главное –– не останавливаться на достигнутом и помнить, что экологическая и энергетическая глобальность сегодня существуют только в предельно полицентричной форме, и чем дальше –– тем множественнее. Этой сетевой тенденции, классическим образцом которой является Интернет, суждена долгая и счастливая жизнь, и оптимизм магистра Михаила Андронова в этом свете кажется ещё лучезарнее.
Полный текст интервью Михаила Андронова читайте в июльском номере журнала «ЭкоГрад», который скоро выйдет из печати.
И ЭТО ВСЁ О НИХ
Михаил Андронов
Родился 26 апреля 1969 года в городе Фрунзе (ныне –– Бишкек, Республика Узбекистан).С отличием окончил факультет молекулярной и химической физики Московского физико-технического института (1994), имеет степень магистра естественных наук по специальности «физическая газодинамика».
С 1992 по 1994 гг. – начальник отдела АОЗТ «Альфа Капитал».
С 1994 по 1995 гг. – начальник отдела АОЗТ «Навигатор Капитал».
С 1995 по 1997 гг. – генеральный директор ОАО «Болид Капитал».
С 1997 по 1998 гг. – начальник управления промышленных холдингов ООО «Альфа-Эко».
С 1997 по 1999 гг. – генеральный директор СП «VINORUM S.A.».
С 1999 по 2000 гг. – генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Кубаньсахар».
В 2000 г. начал свою деятельность в группе компаний «ЕСН». С 2000 по 2003 гг. – директор по экономике и финансам ООО «ЕСН Энерго» –– представитель управляющей организации в ОАО «Колэнерго». С 2003 по 2009 гг. – генеральный директор ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ».
С 2009 г. –– президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ».
Является заместителем председателя наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей электроэнергии», членом наблюдательного совета Некоммерческого партнерства Гарантирующих поставщикови Энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК), заместителем председателя комиссии РСПП по электроэнергетике, а также входит в состав экспертного совета по электроэнергетике при ФАС РФ.
Почетный энергетик России.
Заслуженный энергетик СНГ.
ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»
Создано в 2002 году группой ЕСН Григория Березкина и является одной из крупнейших энергосбытовых организаций в России. В 2006 году акционером компании стал итальянский энергоконцерн Enel (владеет 49,5% акций).
Сегодня «РУСЭНЕРГОСБЫТ» поставляет электроэнергию потребителям 68 регионов России – от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. Структура компании включает в себя 9 филиалов и центральный офис в Москве. Среди клиентов «РУСЭНЕРГОСБЫТа» – ОАО «РЖД», ОАО «КАМАЗ», ОАО «СОЛЛЕРС», «Группа ГАЗ», торговая сеть «Магнит», ГК AirLiquide, а также средние и малые предприятия, население – всего более 100 тысяч потребителей.
Годовой объем полезного отпуска составляет свыше 50 миллиардов кВт⋅ч. «РУСЭНЕРГОСБЫТ» является единственным гарантирующим поставщиком на территории 17 субъектов Российской Федерации.
«МИЛЛИОНЫ НОВЫХ ПОСТАВЩИКОВ ЭНЕРГИИ –– ЭТО БЫВШИЕ КЛАССИЧЕСКИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ»
–– Михаил Сергеевич, присоединение России к Парижскому климатическому соглашению, до сих пор не вполне реализованное, должно открыть новый этап альтернативной энергетики в России. Учитывая её дороговизну, возможно ли на данном этапе развитие возобновляемых источников энергии без субсидий? И сколько времени Вы бы отвели доминированию в России углеводородной энергетики?
–– Если рассматривать общемировую практику, то уже сейчас есть страны, правительство которых намерено заметно сократить субсидирование ВИЭ из-за выхода на самоокупаемость. Например, возобновляемая энергетика Дании развивается так быстро, что уже через несколько лет сможет полностью обходиться без государственных субсидий, за счет которых она существует последние четыре десятилетия.
Помимо этого, о том, что производство чистой энергии больше не требует столь масштабных государственных субсидий, говорят результаты тендера на строительство четырех прибрежных ветряных электростанций, который недавно прошел в Германии. Три из четырех ветроэлектростанций будут построены без привлечения государственного финансирования. Кроме того, шотландская организация Scottish Renewables недавно провела исследование, согласно которому Великобритания сможет без привлечения государственных субсидий получить 1 ГВт мощностей, просто разрешив компаниям строительство прибрежных ветряных электростанций.
В России же ситуация иная. В настоящее время ВИЭ неконкурентоспособны, так как условия для различных технологий производства электрической энергии оказываются неравноценными. Цена на электроэнергию, выработанную стандартными способами, в России заметно ниже, чем в той же Европе. На фоне данной ситуации для развития ВИЭ приходится закупать иностранное оборудование и оплачивать его в валюте, что в конечном итоге отражается на цене энергии. Именно поэтому крайне важным вопросом является поддержка развития наших собственных производственных мощностей в области ВИЭ.
В других областях энергетики уже применяются механизмы поддержки, направленные на развитие промышленности. Так, например, строительство новых тепловых станций субсидируется через механизм ДПМ (договоров поставки мощности –– основной механизм возврата инвестиций в генерации. –– Ред.). Он прошел проверку временем и зарекомендовал себя с лучшей стороны. Так вот, чтобы дать равные условия традиционной и возобновляемой энергетике, учитывая текущие неравные условия в области возобновляемых источников энергии (недостаточная конкурентоспособность по сравнению с электростанциями, работающими на субсидируемом традиционном топливе), механизмы государственной поддержки важны как гарантия финансовой целесообразности реализации инвестиций в возобновляемые источники энергии. Чтобы стимулировать инвестиции в возобновляемые источники энергии, власти должны рассмотреть возможность адаптации нормативно-правовой базы оптового рынка электроэнергии и мощности к конкретным характеристикам оборудования объектов ВИЭ.
–– Федеральная программа «Чистая страна» включает строительство пяти крупнейших мусоросжигательных заводов по японской технологии. Есть экспертные мнения, что реализация такого проекта приведёт к повышению тарифов на электроэнергию в этих регионах (Москва, Московская область и Татарстан), таким образом, произойдёт субсидирование утилизации мусора за счёт потребителей электроэнергии. Насколько это реально, по-Вашему?
–– Все города мира ежегодно производят до 3 млрд. т твёрдых отходов (для сравнения – ежегодно в мире выплавляется около 1,5 млрд т стали, производится примерно 2 млрд т зерна). По оценкам Росприроднадзора, ежегодно в России образуется около 70 миллионов тонн твердых отходов (и населением, и предприятиями), то есть примерно 500 килограммов мусора на человека.
Существуют два подхода к мусорной проблеме. Первый –– это его складирование: когда мы сначала выделяем полигоны, а потом придумываем, что с этими горами мусора делать. Второй подход: когда мы мусор не складируем, а перерабатываем и пытаемся добиться какой-то пользы, что получается гораздо более эффективно, иногда и экономически. Мы за второй путь — за переработку отходов.
Существует множество примеров успешно реализованных проектов по переработке мусора. Так, в Швеции перерабатывается до 98,6% отходов, а на свалку отправляется, соответственно, всего 1,4% — всё остальное разделяется, идёт в повторное производство, использование и выработку электроэнергии.
Интересно, что тонна переработанных пластиковых бутылок позволяет выработать достаточно энергии, чтобы полностью обеспечить потребности одного домохозяйства. А четыре тонны отходов дают столько же энергии, сколько одна тонна нефти. Благодаря современным технологиям порядка 50% электроэнергии Швеции вырабатывается путём переработки мусора. Мы считаем, что это прекрасный показатель, и Россия ничем не хуже, чем Швеция.
Главной проблемой масштабного воплощения идеи «мусорной энергетики» в жизнь является дороговизна постройки и эксплуатации подобных ТЭС. Самая затратная часть –– установка оборудования и трансферт технологий. И очевидно, что данные средства надо будет где-то брать. Законопроект по поддержке строительства мусоросжигающих заводов действительно предусматривает компенсацию расходов на строительство мусоросжигательных заводов за счет надбавки к цене мощности на ОРЭМ (оптовый рынок электроэнергии и мощности). По нашему мнению, это не самое целесообразное решение, потому как отказ от прямого взимания платежа за утилизацию отходов в пользу опосредованного взимания через цену на электроэнергию все равно приведет к фактическому увеличению этого платежа для конечного потребителя.
Мы считаем, что на стадии строительства и обкатки технологий действительно крайне важна поддержка со стороны государства, но когда переработка мусора в России станет массовой, и потребители поймут, что от этого проекта есть реальная польза, тогда надо будет переходить на прямые расчеты с населением за данную услугу. Ведь ни у кого не вызывает вопросов наличие в счетах ЖКХ платы за воду или газ, а переработка отходов – это точно такая же услуга, которая крайне важна для нормального функционирования городов.
–– Экспертные оценки предсказывают огромный потенциал геотермальной энергетики в стране одновременно с её реальной дешевизной. Может ли эта отрасль конкурировать с угольной энергетикой, учитывая затраты на инфраструктуру?
–– Действительно, геотермальные и петротермальные станции уникальны для России. Например, одни только запасы геотермальной энергии, по оценкам экспертов, превышают запасы органического топлива в 10-15 раз. Использование геотермальных источников является крайне перспективным направлением, поскольку они относятся к наиболее дешевым источникам энергии. Все наши геотермальные станции расположены на части «огненного кольца» от Курильских островов до Камчатки. Суммарная мощность –– порядка 80 МВт.
Сегодня на территории России пробурено около 4000 скважин на глубину до 5000 м, которые позволяют перейти к широкомасштабному внедрению самых современных технологий для локального теплоснабжения на всей территории нашей страны. С учетом того, что скважины уже существуют, энергия, получаемая из них, в большинстве случаев окажется экономически выгодной.
И это не единичный пример. Так, компания ОАО «РЖД» активно развивает инновации в данном направлении: на московских железнодорожных узлах внедряются тепловые насосы, например, на компрессорной станции сортировочно-горочного комплекса Бекасово. Это позволило полностью отказаться от внешних источников теплоснабжения. Теперь вся энергия, которая раньше передавалась на градирню и утилизировалась в атмосферу, идет на отопление производственных помещений станций Бекасово-Сортировочная и Перово. Эти способы опробованы в Московском регионе и продолжают внедряться по сети в других регионах России.
–– В соответствии с правительственным курсом на импортозамещение генерирующие объекты для возобновляемых источников энергии должны производиться из отечественных компонентов. Насколько это реально в нынешней ситуации, и послужит ли это сдерживающим обстоятельством для развития альтернативной энергетики?
–– По нашему мнению, развитие ВИЭ в России невозможно без программы по импортозамещению. Очевиден тот факт, что разработка своих технологий –– процесс значительно более затратный и долгий, нежели покупка уже готовых решений за рубежом. Однако мы считаем, что нельзя жить только сегодняшним днем –– необходимо думать о будущем. Чтобы через 10-15 лет Россия вышла в лидеры по объему внедрения ВИЭ, нельзя допустить зависимости от иностранного оборудования.
В данном вопросе у нас есть преимущество: мы можем уже сейчас детально изучать мировой опыт и внедрять только те технологии, которые прошли проверку на практике и доказали свою эффективность. Бывает такое, что некоторые показывают свою недееспособность или быстро устаревают. Так вот, чтобы не проспать технологическую революцию, можно выработать механизмы, которые позволили бы разрабатывать необходимые технологии, и производить оборудование в небольших объёмах. Тестировать же эти наработки можно в удалённых регионах, изолированных от районов с единым энергоснабжением. В подобных локациях ВИЭ и энергохранилища уже сейчас показывают свою эффективность.
–– В одном из интервью Вы приводили пример ролевой рокировки –– когда клиент начинает не только потреблять, но и производить электроэнергию, сдавать её в сеть. Каково Ваше отношение в этом контексте к созданию автономных энергоэффективных структур (пока на микроуровне, например, жилой дом), которые будут полностью обеспечивать самих себя через возобновляемые источники энергии, не подключаясь к центральным сбытовым сетям? Видите ли Вы в ближайшем будущем такой тренд, и может ли он серьёзно повредить крупным сбытовым энергоструктурам?
–– Структура производства электроэнергии уже меняется и в будущем изменится еще сильнее –– в сторону возобновляемых источников. Структура сетей также приобретет другой вид. Возрастет количество локальных энергосистем. Другой станет и структура потребления –– всё бóльшая его часть будет обеспечиваться потребителями самостоятельно. Технологии получения энергии из окружающей среды будут внедрены в повседневную жизнь.
Уже сейчас существуют реализованные проекты зданий с нулевым потреблением энергии. На практике это выглядит так: для обслуживания здания берется электроэнергия из автономных источников (солнечные панели, ветрогенератор и т.д.), и ее как раз хватает для обеспечения всех нужд. Подключение к общей сети может отсутствовать вовсе, либо присутствовать для обеспечения дома в пиковые часы нагрузки. Несмотря на длительную окупаемость, мы считаем, что это станет крайне перспективным направлением в обозримом будущем.
В настоящее время в России вы, установив подобную систему, вы сможете вырабатывать энергию только для своего объекта (например, загородного дома). Это позволяет экономить. Но в Европе уже начинают реализовывать проекты, которые позволят отдавать лишнюю часть энергии в общую сеть, и таким образом потребитель уже превращается в микрогенератора и начинает зарабатывать. Если данную систему масштабировать на целую страну, то она будет давать очень значительный экономический эффект и произведет переворот в энергетике.
Относительно роли энергосбытовых компаний у нас нет особых опасней, поскольку мы четко понимаем, что их функционал изменится, но значимость от этого только возрастет. Сейчас энергетический рынок в РФ построен следующим образом: система вертикальная, 76 поставщиков производят электроэнергию, которую покупают около 230 энергосбытовых компаний и продают электроэнергию миллионам конечных потребителей.
Движение строго сверху вниз. Под это заточены и сети, и системы управления. В самом деле, никто же не предполагал 30-40 лет назад, что дом или завод может начать выдавать электроэнергию, а не потреблять ее. Роль энергосбытовой компании в данной системе – вести учет, выставлять счета, заниматься планированием потребления.
Но с внедрением распределенной генерации, умных сетей, управления потреблением и хранения энергии произойдет технологический сдвиг, который приведет к тому, что на рынок выйдут миллионы новых поставщиков энергии – бывших классических потребителей. И кто-то должен будет координировать их действия. Эта роль и достанется сбытовым компаниям, т.е. они превратятся в центр управления всей этой системой.
Подготовил Владимир ХЛУДОВ. Фото интернет-ресурсов.