
8 ноября 2018 года в павильоне 3 ЦВК «Экспоцентр» (Москва, Краснопресненская наб., д. 14) открылся первый Международный форум–выставка «Riverport Expo 2018» -новые возможности для бизнеса и инвестиционный потенциал внутренних водных путей России.
Форум-выставка «Riverport Expo 2018» является уникальной площадкой для презентации инвестиционного и экономического потенциала России, направленного на развитие системы внутренних водных путей, создание единого экономического пространства, формирование и развитие портовой сети, и ускорение внедрения современных технологий в деятельность речных портов России.
Форум-выставка проводится в целях реализации Стратегии развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года и выполнения задачи о приоритетном развитии речной инфраструктуры России, поставленной В.В. Путиным на съезде Союза транспортников России 5 марта 2018 года.
Организатор форума-выставки: Агентство стратегических программ в соответствии с решением Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Проводится при поддержке Министерства Транспорта РФ, ТПП РФ и ООН.
В церемонии официального открытия приняли участие:
- Цветков Юрий Александрович, заместитель Министра транспорта РФ, руководитель Росморречфлота;
- Дерябкин Виктор Ефимович, депутат Государственной Думы РФ, руководитель экспертной группы Комитета по транспорту и строительству;
- Кузнецов Владимир Валерьевич, директор информационного центра ООН в Москве;
- Балыбердин Александр Леонидович, заместитель председателя Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ и другие.
Как сообщил в своем приветствии на открытии форума-выставки Ю.А. Цветков, общая протяженность внутренних водных путей федерального значения составляет 101 484,8 км на территории 64 субъектов Российской Федерации, из них с гарантированными габаритами судовых ходов 49 872,6 км, с выставлением средств навигационной обстановки 53 044,6 км, из них с круглосуточным движением судов 38 285,3 км.
При этом 78 % водных путей являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров, обеспечивая «северный завоз».
«Это первый форум, это только начало, я благодарю всех организаторов, которые рискнули это сделать. Проблем у нас много, протяженность рек России более 100 тыс км. У нас более сотни портов и разных гидротехнических сооружений, но мы перевозим менее 2% грузов. Какие-то порты нерентабельны и флот ждет обновления. Желаю всем участникам полезных дискуссий, желаю уже сегодня находить возможности решения разных проблем. Вместе с бизнесом и правительством мы найдем отражение этих предложений в законах», - заявил В.Е. Дерябкин.
От лица Генерального секретаря ООН участников Форума поприветствовал В.В. Кузнецов. Он напомнил, что с 2016 года реализуется Повестка устойчивого развития до 2030 года: «Главный замысел Повестки и реализации целей, которые призваны сделать нашу планету более безопасной и процветающей, позитивные изменения должны коснуться всех. Проблема водных ресурсов, морских и речных акваторий напрямую связана с успешной реализацией Повестки-2030. Это десятилетие объявлено ООН Десятилетием воды и водных ресурсов. То, о чем будет говориться на форуме, будет содержать отсылы к целям и задачам Повестки-2030. Важно, чтобы не осталось за бортом и экологическое измерение, которое тоже присутствует в вопросах, которые касаются водных акваторий».
Приветствие зампреда Правительства РФ, председателя Морской коллегии Юрия Ивановича Борисова зачитал А.Л. Балыбердин.
После торжественной церемонии разререзания ленточки Форум был открыт и почетные гости ознакомились с экспозицией выставки.
На выставке были представлены: оборудование для портов и судов; проектные организации и инженерные технологии; речные порты; логистика и склады, судостроение и судоремонт; безопасность плавания по водным путям; портовое строительство и гидротехнические сооружения; яхты и катера; туризм; топливо, смазочные материалы; страхование; лизинг и консалтинг; банки и инвест фонды, образование.
ГПБУ «Мосприрода» Департамента природопользования Москвы представило маломерное судно, - катер PacificoAdventure 72. На данном катере инспекторы «Мосприроды» патрулируют водоемы, например, акваторию Москвы-реки в «Серебряном бору». Большинство возгораний происходит, как правило, на берегах водоемов, куда отдыхающие в сезон приходят жарить шашлыки. Использование патрульных катеров позволяет оперативно решать задачи по поиску и локализации очагов возгорания в местах, куда техника по земле не может проехать. Уникальность патрульного катера в том, что он оснащен мотопомпой для забора воды, и пожарным лафетом, позволяющим потушить возгорания более чем в 20 метрах от берега. Дополнительно катер оснащен средствами оказания первой помощи на воде, для оказаний содействия спасательным службам и помощи утопающим. Длина катера – более 7 м, ширина – 2,5 м, максимальная скорость – 35 узлов, на катере может находиться до 5 человек.
В рамках Форума «Инвестиционный потенциал внутренних водных путей России» прошло пленарное заседание «Приоритеты развития внутренних водных путей и водного транспорта РФ. Точки роста».
«Жизнь человека зависит от воды на 100%. В России речные пути издавна были главными транспортными артериями. Люди селились рядом с водой, чтобы использовать ее и в качестве самого доступного транспорта. Вода используется и в качестве источника энергии. Немаловажна роль воды и в экологии нашей жизни. Поэтому государство в лице Правительства РФ, обращая внимание на сложившуюся ситуацию, в 2016 году приняло Стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ до 2030 года». Документ выявил существенные проблемы: обмеление судоходной системы, старение флота, ухудшение инфраструктуры – гидросооружений и портов. Часть задач уже выполнено, а часть будет реализовано по результатам Форума», - сообщил, открывая пленарное заседание его модератор - специалист по международному морскому и внутреннему водному праву, автор и ведущий программы «Жизнь на воде» телеканала ОТР Михаил Кулик.
«С 2017 года Правительством РФ и Минтрансом планомерно осуществляются мероприятия по улучшению качества параметров внутренних водных путей и технического состояния гидротехнических сооружений. Наблюдается положительная динамика по увеличению объемов перевозки грузов. Увеличилось финансирование из бюджета на 4,5 млрд руб.», - сказал Ю.А. Цветков. Он напомнил, что водный транспорт самый выгодный с точки зрения стоимости перевозок. Однако есть и недостатки, например, выраженная сезонность.
Руководитель центра отраслевой экономики НИФИ Министерства финансов РФ Инна Николаевна Рыкова, призвала участников Форума проявить инициативу в развитии водных путей страны, заметив, что возможна государственная поддержка отрасли речного транспорта: «Все инициируемые проекты имеют низкий уровень проработки. Если у вас есть инициативы и хорошие проекты, а проектов речного транспорта не так много, обращайтесь, мы всегда посмотрим ваш проект и, возможно, предложим те или иные меры поддержки».
Руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Вячеславович Елянюшкин, проинформировал участников Форума о том, что канал имени Москвы – это 12 субъектов РФ, почти 4 тыс км, 238 гидротехнических сооружений, 195 единиц флота. Пропускная способность канала – 70 млн тонн, сейчас канал загружен менее чем на 50%. При этом одна баржа заменяет собой от 270 до 333 грузовиков. При активной жизни Москвы востребованность водных путей очень низкая. Он подчеркнул важность расширения магистральной инфраструктуры водных путей.
Также в водной отрасли отсутствует цифровизация. В прошлом году уже началась оцифровка российских водных путей, в следующем году есть план перейти на синтетические буи – они есть только в карте, в информационной системе. Уже есть такой караван на Оке от Нижнего Новгорода до Белоомута по электронным картам. «Если мы этот подход закрепим, это даст нам два месяца навигации – выставление навигационной обстановки весной и снятие ее осенью. Два месяца навигации это очень много», - заметил Г.В. Елянюшкин. Сильно «выбивает из колеи» рост стоимости топлива. Возможно, придется перейти на дизель-электрическое топливо.
Однако есть и позитивные тенденции. Есть также проекты развития жизни на воде – house-boat, три компании в России готовы их поставлять, стартовая цена таких домов на воде начинается с 15 млн руб. за 160 кв.м.
Открытие навигации должно быть национальным праздником, считает Г.В. Елянющкин: «Мы это сделали 12 мая, оказалось, что москвичам очень не хватало такого праздника. Такой праздник мы проведем в мае 2019 года, мы заявились в Книгу рекордов Гиннеса, потому что это будет самый большой парад, мы ожидаем участие 270 пассажирских судов, яхт».
На первом Международном форуме-выставке «Riverport Expo 2018» было подписано соглашение между ФГБУ «Канал имени Москвы» и «ЗАВИДОВО Девелопмент». Документ был подписан Владимиром Владимировичем Маркиным, заместителем руководителя по инвестициям и развитию ФГБУ «Канал имени Москвы», и Сергеем Викторовичем Бачиным, председателем совета директоров «ЗАВИДОВО Девелопмент». Соглашение подписано в рамках развития проекта «Волжское море». Его цель - координация усилий по созданию комплекса обеспечивающей инфраструктуры кластера круизного туризма и отдыха «Волжское море» для обслуживания туристских судов в устьевом участке реки Шоша.
Проект «Волжское море» по включению в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2019-2025 годы получил 90 баллов и занял первое место из 69 проектов разных регионов России. В кластер «Волжское море» войдут территории проекта «Завидово» и городов Калязин, Кимры, Конаково, Тверь и Весьегонск. В планах развития – создать в Завидово транспортно-пересадочный узел, гостиничные комплексы и аквапарк. Кластер будет создан до 2025 года. Создание кластера «Волжское море» в Тверской области оценивается в 9,1 млрд руб. Планируется, что на создание кластера будет выделено из федерального бюджета более 1,4 млрд руб., из бюджета Тверской области - порядка 0,5 млрд руб., еще более 7,2 млрд руб. – внебюджетные источники.
Сергей Козлов