
Российский канал в Кубанско-Темрюкском районе между Азовским и Чёрным морями вполне может снова войти в повестку дня? (подробнее см. http://ekogradmoscow.ru/novosti/vmesto-kerchenskogo-proliva-planirovali-kanal-zamenu ). Поскольку Украина, всё активнее сближаясь на НАТО, намерена обеспечить прямой водный путь между Черным и Азовским морями. А кратчайший такой путь - в т.ч. для НАТО в Азовский сектор Украины - проходит через Крымский перешеек. Где Украина планирует реанимировать канальные проекты... ещё Крымского ханства ( середина 18 века) и нацистских оккупантов, планировавших то же в 1942-43 годах...
По данным http://by24.org/2015/04/01/ukraine_can_separate_crimea_with_a_navigable_channel/, "...кроме соображений безопасности и обороны, такое гидротехническое сооружение позволит обеспечить также коммерческое судоходство между Черным и Азовским морем, на котором находится крупный порт Мариуполь, сейчас фактически блокированный из-за контроля российских оккупационных войск над Керченским проливом".
Общая протяженность предполагаемого фарватера канала составит только 120 км - . через Перекоп, Чонгарский пролив, залив Сиваш и Арабатскую стрелку (конечный портовый пункт - приазовский Геническ, он отделён нешироким проливом от Арабатской стрелки). Отмечено также, что "...непосредственно земляные работы потребуются лишь на 20 километрах".
Впрочем, имеется и смежный вариант: ведущий инженер "Укргидропроекта" Татьяна Лунина тогда же заявила. что специалисты из Украины, Турции, Германии и Венгрии недавно уже обследовали предполагаемую трассу будущего Черноморско-Азовского канала. По их мнению, придется не только выкопать канал шириной в 100 метров через Арабатскую стрелку и Перекопский перешеек, но и существенно углубить фарватер в Сиваше и Чонгарском проливе. Итоговая глубина для нормального судоходства должна составить 10-15 метров.
Кстати, эту идею, после Крымского ханства, выдвинули вместе Великобритания, Франция и Турция после победы над Российской Империей в Крымской войне 1853-1856 гг.., но проект не был осуществлён в основном из-за политических сложностей. С той же идеей весной 1920-го выступал и барон Врангель, чтобы обезопасить подконтрольный ему Крым от совместного наступления большевиков и махновцев. А 1942 году проект такого канала (через Геническ) планировала реализовать Германия, по понятным причинам.
Сообщается также, что в конце 1970-х построить канал собирались власти СССР, "надеясь таким образом обеспечить сквозное судоходство Черное-Азовском моря в обход проблемного из-за штормов Керченского пролива, и увеличить в этом Азовском море рыборесурсы. Но стали активно возражать экологи, и не только крымские. Да с финансированием дело усложнялось.
Ни один из этих проектов не был реализован. Пока?..
(ист.-фото-карты: © Фото - "20 хвилин" )
Алексей Чичкин