
Он был сыном Ярмухаммада, который являлся полковником царской армии, четверть века был главой уезда Канибадам, награждён его Императорским Величеством орденом и медалью Георгиевского Креста, дядя был главнокомандующим Кокандской Ханской армии, старший брат тоже был военным — подполковником, а его жена — француженка.
Сам Камиль Ярматов кроме таджикского и узбекского свободно владел русским, немецким, иранским , азербайджанским и французским языками.Изучал китайский. В проведении свадьбы (суннат) Камиля помощь Ярмухаммаду-мингбаши оказал его близкий друг, староста (мингбоши) Риштанской волости, общественный деятель, предприниматель, меценат Ш. Мирзахидбаев.
Вот такое происхождение было у того, кто стал одним из основоположников узбекского и таджикского кинематографа народного артиста СССР Героя Социалистического Труда Камиля Ярматовича Ярматова, родившегося 2 мая 1903 года (в некоторых источниках 1 мая 1904) в Канибадаме, по национальному происхождению он был таджикским узбеком ,- и долгожданным и очень любимым сыном. Отца не стало в 1925 году, многого в выборе сына он не мог не понять,не принять,но не позволял его осуждать никому. Камиль учился сначала в национальной, а затем в открывшейся русско-туземной школе. Еще мальчику отец подарил ему удивительную будто хлопок цвета кобылицу, которой было суждено стать его спутницей на долгие годы. Именно это верное животное вывезло раненого бойца партизанского отряда Хамдам-хаджи Каландарова, командира эскадрона кавалерийского полка Ярматова. Вот такой выбор сделал этот молодой человек.
Осенью 1923 года в Канибадаме в познакомился с Хамзой и увлёкся театром. Он посмотрел спектакль про Дон Кихота и Санчо Пансу - и ничего не понял. Потом смотрел раз пять, пока труппа не уехала. В 19 лет впервые увидел кино. Это предопределило жизненный выбор..Но не все сразу!
В 1924—1926 годах учился на рабфаке МИИТа и одновременно на курсах подготовки киноактёров имени Б. В. Чайковского в Москве. Обучение не завершил, так как был назначен начальником милиции Канибадамского автономного района. Ему было поставлено условием, что в кинематограф начальнику милиции Ярматову путь только через уничтожение двух басмаческих банд, бесчинствовавших в округе. Юный начмилиции расправился с ними за два месяца - и два ранения. Прихрамывая, он прибыл на киностудию.В 1926—1928 годах — администратор, ассистент режиссёра, актёр кинофабрики «Шарк Юлдузи» («Звезда Востока») треста «Узбекгоскино» (ныне «Узбекфильм») (Ташкент).
В 1928—1931 годах учился на режиссёрском факультете Государственного техникума кинематографистов (с 1930 — Государственный институт кинематографии, ныне — ВГИК). Между прочим, одна подробность - в Москву он приехал на уже старенькой верной лошади. Хотя, возможно, это просто сочиненное самим Камиль Ярматовичем!
С 1931 года — режиссёр 1-й категории киностудии «Таджиккино» (с 1938 — Сталинабадская студия художественных фильмов, ныне «Таджикфильм») (Сталинабад, ныне Душанбе). Первая работа — фильм «Далеко на границе».
С 1941 года — режиссёр высшей категории, художественный руководитель Ташкентской киностудии (ныне «Узбекфильм»). Сыграл значительную роль в развитии узбекского национального кинематографа, сняв такие этапные фильмы как «Дороги без сна», «Алишер Навои», «Авиценна», «Пахта-ой», «Сёстры Рахмановы», «Буря над Азией», «Всадники революции», «Гибель Чёрного консула». Но перед этим случилось нечто..В ходе подготовки проведения в 1940 году в Москве Декады кино и искусства Таджикского ССР, Ярматов был назначен художественным руководителем мероприятия. Однако председатель СНК Таджикистана М. Курбанов отказывается подписать его командировочное удостоверение и вычеркивает его из списков. «Хватит ему получать ордена» (Ярматов незадолго до этого получил орден «Знак Почёта»), — объясняет своё решение он.
Возмущённый и оскорбленный Камиль Ярматов немедленно приезжает в Москву. Тогда бывший председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР И. Большаков издал следующее решение:
«режиссёра первой категории Сталинабадской киностудии Ярматова К. перевести в режиссёры высшей категории с окладом…;
режиссёра высшей категории Ярматова К. перевести на Ташкентскую киностудию;
режиссёра Ярматова К. назначить художественным руководителем Ташкентской киностудии;
ввиду отсутствия кадров режиссёров на Сталинабадской киностудии студию временно законсервировать, сохранив только хронику»
На предложения перебраться в Москву и на немалые должности, даже по сравнению с занимаемым им постами Секретаря правления Союза кинематографистов Узбекской ССР , член правления Союза кинематографистов СССР, член коллегии Госкино СССР и Госкино Узбекской ССР, член Комитета по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства при СМ СССР и прочих депутатств и глав делегаций неизменно отвечал вежливым отказом.
Как-то в 50-е годы, отдыхая с супругой Татьяной Дмитриевной в Крыму, Камиль Ярматов встретился с архиепископом Лукой Войно-Ясенецким - они были знакомы еще по узбекскому периоду жизни владыки. Ярматов загорелся идеей сделать фильм о великом медике, буквально за 10 дней написал сценарий - и получил, возможно, самый досадный отказ от властей в своей жизни. Пришлось снимать "Авиценну", заработавшего кучу кинофестивальных призов.
Он работал до последнего - как режиссер, сценарист , хотя как актер последний раз снимался в 60-х, - но его имя Узбекской киностудии присвоено заслужено. Это случилось на следующий год после кончины Ярматова осенью 1978 года, куда он приехал с проектом нового фильма.