
27 февраля 2019 года в Информационном центре Правительства Москвы (Новый Арбат, д. 36) состоялась пресс-конференция руководителя Департамента развития новых территорий города Москвы В.Ф. Жидкина на тему: «Основные направления развития и планы на 2019 год».
В своем вступительном слове руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Федорович Жидкин сообщил: «Нас, в целом, устраивают темпы развития новой территории. Мы общаемся с жителями, с девелоперами. Девелоперы, работающие в Новой Москве поражаются темпами развития новой территории. В Новой Москве мы одновременно проектировали, разрабатывали генплан и одновременно строили, при том, что все это сразу интегрировалось в генплан.
Транспортная доступность в Новой Москве была около 60 минут. В 2018 – 40 минут, в 2019 – 37-38 минут. В 2018 году действующих станций метро – 4, в 2019 будет 8. Обеспеченность транспортной инфраструктурой километров на квадратный километр – 0,41-0,52, будет 0,55. Обеспеченность населения социальными объектами была 86%, в 2018 93% и в 2019 будет 95%. Обеспеченность рабочими местами была 61%, в 2018 – 92%, в 2019 – 93%. Это вновь построенные объекты, потому что необходимо время для их заполнения. У нас заполнено 70-80% рабочих мест, а остальные заполняются, потому что необходимо время, чтобы там появились резиденты. Но главное, что объекты есть и позволят обеспечить трудоспособное население 93% рабочих мест. Рабочих мест было 85 тыс, в 2018 году 198 тыс, в 2019 – 209 тыс на население в почти 400 тыс человек. Это почти 100% от трудоспособного населения. Но надо учитывать, что не все пока находят рабочие места для себя в Новой Москве – многие едут в Москву. Это обычная ситуация для крупных городов, где 60% остаются на месте, и туда приезжают работать из соседних городов. Но для нас важно создать максимально расширенный спектр рабочих мест, чтобы большее количество населения Новой Москвы работали, отдыхали и жили на новой территории.
В Правилах землепользования и застройки сегодня раскрыто 55 млн кв.м недвижимости. На часть из них есть разрешение на строительство, на часть ГПЗУ. Но всего – 55,6 млн кв.м, в т.ч. и разрешение на строительство, в .т.ч, ГПЗУ. 1/3 или 18 млн кв.м – это жилье. 2/3 – рабочие места. Это было сделано обдуманно, чтобы мотивировать инвесторов создавать объекты с местами приложения труда. При этом, 18 млн кв.м жилья позволяет нам строить в ближайшие 7-8 лет, не снижая темы, объекты жилого назначения. Всего инвестиционный потенциал сейчас на все объекты недвижимости, которые есть ПЗЗ, составляет около 3 трлн руб. инвесторы вместе с городом могут создавать объекты на сумму 3 трлн руб.
Общий объем инвестиций – 7 трлн руб., из которых к лету этого года, к июлю, вместе с девелоперами, мы проинвестируем порядка 1 трлн руб. Из них львиная доля – 4/5 или 80% деньги инвесторов. 1/5 – деньги города. Но позже городская составляющая будет снижаться, а деньги инвесторов будут увеличиваться в процентном соотношении, учитывая, что мы сейчас опережающими темпами строим дороги, инженерные коммуникации, объекты социального назначения, метро, добавляем новые пути на курском и киевском направлении. Позже соотношение инвестиций будет 1 к 7, года через 3-4, когда мы создадим основной транспортный каркас. Везде, где объем инвестиций на инфраструктуру запаздывает, там ничего и не происходит, как, в частности, в Большом Париже.
По рабочим местам распределение отраслей следующее: топливо и энергетика – 15%, услуги социальной сферы – 9%, обрабатывающее производство – 13%, логистика – 18%, торговля 23% и финансовая деятельность – 22%. Главное, чтобы в каждом периоде развития территории мы стремились к оптимальной пропорции для обеспечения максимального количества жителей на новой территории. Это переменная составляющая, зависящая от мировых трендов, трендов на рынке в России. Мы всегда внимательно следим за тем, какая отрасль должна быть больше обеспечена объектами с местами приложения труда. Мы изучали опыт Сингапура и других активно развивающихся мегаполисов. Они так же постоянно мониторили это соотношение по отраслям. В 2018 году мы создали 11 тыс рабочих мест. В 2019 – 2021 гг. их будет создано плюсом 28 тыс, а к 2023 будет плюс 50 тыс рабочих мест, созданных на новой территории.
Мы считаем, что новая территория максимально удобна для размещения крупных объектов, таких как технопарки, индустриальные парки. Есть городские участки, а есть участки инвесторов, многие из которых предлагают различные схемы сотрудничества с городом, чтобы на их земельных участках можно было бы разместить частично городские объекты, частично объекты резидентов, которые будут подобраны инвесторами. Работа это сложная. Сейчас в Москве создан Департамент инновационной и промышленной политики города Москвы, который возглавляет Александр Владимирович Прохоров. Мы с ним еженедельно проводим рабочую группу, говорим о том, чтобы создать здесь филиал особой экономической зоны, которая уже есть в Зеленограде. Думаем, как построить технопарк или индустриальный парк на городской земле и отработать варианты размещения объектов с резидентами на территории инвесторов. Таких площадок всего 20, общей площадью более 1,5 тыс гектар. Большая часть – рядом с ЦКАДом. Эта территория оптимальная для размещения промышленных объектов, логистических центров. Сама логистика очень интересна для новых территорий – есть и железные дороги, и самый крупный сортировочный узел в Бекасово, ЦКАД, вылетные магистрали. Мы рассчитываем, что более 2-3 млн кв.м в ближайшие десять лет может быть построено логистических объектов.
Еще одно направление, которое мы отрабатываем – это объекты рекреации. Убежден, что новая территория станет одним из самых крупных кластеров рекреационных объектов. Потому что рядом мегаполис, 20 млн жителей, если считать Московскую область. При этом, есть и будет идеальная транспортная доступность, экологически чистая территория – половина территории – леса. Поэтому, мы уверены, что появится большое количество крупных рекреационных объектов. Тем более, что в генплане таких площадок предусмотрено почти под 90 крупных парков – 12 тыс га под объекты рекреации. Я сейчас не считаю какие-то дворовые парки. Мы сейчас работаем над двумя крупными горнолыжными спусками, формируем предложение по их созданию на этой территории. «А 101» планирует построить очень крупный горнолыжный комплекс с различными экстремальными видами спорта. Плюс, там рядом океанический берег. Общая площадь - почти 75тыс га. Там не один миллиард инвестиций уйдет на строительство этого объекта. При появлении метро интерес девелоперов, инвесторов и города к строительству подобных объектов будет возрастать активно и динамично. Тем более, сейчас проектируется и уже строятся отдельные станции ветки метро до Троицка. Слева и справа от нее – реки, где тоже можно создавать подобные объекты.
Следующее направление, где мы тоже активно работаем – это образовательные кластеры. Новая территория максимально пригодная и интересная для размещения здесь образовательных кластеров. В Москве построить какой-то крупный кластер уже практически невозможно – для этого нет свободных площадок, а в Новой Москве есть территории.
У нас на сегодня построено 67 социальных объектов. Летом будет 7 лет с момента присоединения. В год, в среднем, мы строим по 10 объектов, за исключением первого года, когда их было 2 или 3. Это большое количество для такой территории. В 2019 году мы планируем построить 6 детских садов, 15 школ, 3 поликлиники и 5 пожарных депо.
Транспортный каркас новой территории полностью смоделирован и просчитан. Он позволяет на территории от МКАДа до ЦКАДа распределить все потоки, как в сторону Москвы, так и на прилегающие областные территории, с переездом через железные дороги по путепроводам. Мы строим поперечные связи. Учитывая, что на железных дорогах появятся дополнительные пути и сократится время между электричками, появятся новые дополнительные станции, то большой поток жителей Новой Москвы может доехать до этих ТПУ, пересесть на электрички и добраться до Москвы не только на метро, но и по железным дорогам. По сути, это будет открытый рельсовый транспорт.
В прошлом году мы построили за год 77 км магистральных дорог. Это очень много за год. За ближайшие три года мы планируем построить еще 140 км. Это есть в адресной инвестиционной программе. Но мы рассчитываем, что более активно будем готовить проектную документацию, выходить на строительство дорог. Рассчитываем, на более высокие показатели, чем 140 км за ближайшие три года.
С появлением нового участка дороги в Новой Москве сразу же создают новый маршрут общественного транспорта. Всего сегодня 159 маршрутов общественного транспорта. 13 новых маршрутов запущено только в 4 квартале 2018 года. Всего работает 915 единиц автобусов.
По инженерной инфраструктуре, два года назад была только схема, которую мы отработали, обеспечивающая развитие территорий до 2035 года. Сегодня у нас уже высокие показатели. Мы построили сотни километров магистральных объектов на новой территории: газопроводы, тепловые сети, сети водоснабжения, канализования, насосные станции. Первоначально, если брать генпланы, утвержденные в Московской области, 90% всех стоков должны были выходить на небольшие очистные сооружения и потом уже сбрасываться в речки. Полностью была пересмотрена эта система. Сегодня 90% будет уходить на крупные очистные сооружения Москвы – Южнобутовские и еще одно. 10% - на локальные, где это далеко от МКАДа и нецелесообразно прокладывать сети до Москвы. Сегодня мы строим не только канализационные сети, но и очистные сооружения и канализационные насосные станции. Пока ожидается небольшой дефицит на какое-то время в районе Апрелевки. Там есть ГРС, которая реконструируется. Принято решение строить там новую ГРС. Таких периодов без наличия газа на новой территории не будет. А по остальным сетям я проблем не вижу: «МОЭСК» строит свои станции, «МОЭК» свои объекты. Поэтому, тепло, электричество, канализация, вода – все будет обеспечено.
До момента присоединения к Москве строились обычные панельные здания. Сейчас совершенно новые объекты. Дворы, как правило, без машин. Крупные детские площадки, интересные фасады, новые современные планировки. Все больше мы переходим на сдачу квартир с отделкой. Таких проектов все больше. Если в момент присоединения таких квартир практически не было, то сегодня практически все крупные застройщики строят квартиры уже с отделкой. Во многих жилых комплексах появляются небольшие парки во дворах. «А 101» реализует строительство парка площадью более 80 гектар, объединяющего 3 жилых комплекса в одну рекреационную зону. Такого раньше даже и в мечтах не было, а сегодня инвестор берет и благоустраивает территорию, чтобы создать зону рекреации для будущих жителей. Это делается и потому что конкуренция на рынке возрастает. Новая территория очень интересна для застройщиков. Спрос на рынке недвижимости в прошлом году вырос почти на 47%, учитывая, что качество жилья высокое, что появляется метро на новой территории, Калужское шоссе полностью реконструировано, появляются поперечные связи. С каждым годом спрос возрастает и конкуренция между девелоперами усиливается. Но так и должно быть. Результат – высокий уровень качества новых объектов.
В Новой Москве строятся не только магистральные дороги. В частности, было отремонтировано 278 объектов дорожного хозяйства. Это дороги по 1-2 км, или 3-5 км. Это дороги к сельским пунктам. Ежегодно выделяются большие деньги. В частности, в прошлом году 3 млрд руб. было направлено в префектуры, чтобы отремонтировать дороги районного значения, построить новые ко всем населенным пунктам и к СНТ.
Работа проводится с многоквартирными жилыми домами. В прошлом году было отремонтировано 590 подъездов домов, создано 90 мест массового отдыха вблизи СНТ, облагорожена 231 дворовая территория.
Улучшается качество здравоохранения, образования. Появляется новое оборудование в действующих объектах здравоохранения и образования. Новые поликлиники строятся совершенно иного качества, современного».
Затем В.Ф. Жидкин ответил на вопросы журналистов.
Сергей Козлов