Они были первыми. Часть 3

Они были первыми. Часть 3 - фото 1
 
К 80 летию создания ИНСТИТУТА       АВИАЦИОННОЙ И    КОСМИЧЕСКОЙ      МЕДИЦИНЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
ИСПЫТАТЕЛИ                          
Весьма  вероятно, что человек глядя на небо с первобытных времен задумывался, почему он не может летать как птица. Наиболее смелые пытались сделать себе крылья из подручных материалов своего местопребывания. Историки нашли вот такое интересное сообщение. 
« Летописи рассказывают, что в XVI веке "смерд Никитка, боярского сына Лупатова холоп", якобы смастерил себе из дерева и кожи крылья и даже с успехом летал на них вокруг Александровской слободы. В России в то время правил царь Иван Грозный. Царь приказал: "Человек не птица, крыльев не имат. Аще же приставит себе аки крылья деревянны - противу естества творит… За сие дружество с нечистою силою отрубить выдумщику голову… А выдумку, аки диавольською помощью снаряженную, после божественныя литургии огнем сжечь". И поплатился русский Икар Никитка, сын Трофимов, по прозвищу Выводков, за свою смелость головой на плахе. Это надолго отбило охоту всем остальным на Руси подражать Никитке».  
           Можно вспомнить  полеты на воздушных шарах наших и зарубежных  воздухоплавателей, например, братьев Монгольфе.  Даже в наше время , в 2015 г, планирует совершить полет на воздушном шаре, на высоте 10 000 метров, вокруг земного шара наш неутомимый русский путешественник Федор Конюхов.  Постепенно  начали развиваться способы защиты человека от внешних факторов полета и средства спасения  при прыжках с воздушных шаров, аэростатов и дирижаблей, гондол, самолетов и, наконец,  пилотируемых космических кораблей.  Русский изобретатель Котельников сумел создать удобную конструкцию ранцевого парашюта надежного в эксплуатации и удобного в пользовании.
      Подъем воздухоплавателей и альпинистов на высоту ознакомил человечество с первым неблагоприятным фактором  для здоровья людей – ГИПОКСИЕЙ (нехватка кислорода во вдыхаемом воздухе), которую человек начинает ощущать примерно с 3000 метров. Для того, чтобы  не поднимать кандидатов в летчики на воздушном шаре или совершать подъемы на горные вершины была придумана барокамера. Поэтому для отбора кандидатов в летные училища они подвергаются обязательному стандартному барокамерному испытанию на переносимость умеренных степеней гипоксии (30 мин пребывание на высоте 5000 м без дополнительной подачи кислорода). Оказалось, что  30 минут бывает достаточно, чтобы опытные  авиационные врачи могли  оценить     функциональное состояние сердечно - сосудистой   и центральной нервной систем обследуемых. Анализ причин плохой переносимости у  физически хорошо развитых людей выявлял, например, «забытые» кандидатом перенесенные спортивные черепно - мозговые травмы (бокс) или бытовые травмы (драка, мотоциклетная или автомобильная авария, неудачное падение и пр.). Авиационными врачами Института был накоплен большой опыт отбора лиц работающих в условиях  пониженного содержания кислорода в атмосфере.  Некоторые специалисты, например, были приглашены  принять участие в совместной работе по отбору группы советских альпинистов, решивших покорить  высочайшую  горную вершину - Эверест (высота 8  848 м).
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 2
 Будущие покорители Эвереста с разработчиком методики гипоксической пробы с дозированной физической нагрузкой на велоэргометре профессором В.Б. Малкиным.   Медицинский отбор альпинистов.
 
 ЗНАКОМСТВО № 3.
      Мы определили, на каких высотах наиболее целесообразна и эффективна  работа альпинистов в коллективных действиях, выше какой высоты возможны проявления горной болезни у того или иного альпиниста. Эти данные позволили руководителям экспедиции составить график подъема грузов от базового лагеря, поэтапного подъема и спуска групп из 2-3 человек в связке. Постепенно альпинисты поднимались все выше.  Первыми стали покорять вершину Владимир Балыбердин и Эдуард Мысловский.  Альпинист В. Балыбердин  поднялся на вершину и при этом не использовал свою кислородную аппаратуру. Так получилось, что идущий следом Э. Мысловский, был вынужден сбросить свой рюкзак с кислородными баллонами в пропасть. И только наличие неизрасходованных баллонов с кислородом  своего товарища спасло ему жизнь, но привело к ампутации концевых фаланг кистей из-за обморожения.
Они были первыми. Часть 3 - фото 3
Но ответить, что ожидает живой организм на высоте в 100-200-300-400 км от поверхности Земли, никто из авиационных врачей в то время не знал. Инженеры, разрабатывая конструкцию  космических кораблей, выдавали врачам расчетные данные по величине и длительности ожидаемой перегрузки на старте (активный участок полета) и при возвращении КК  на Землю, вес, габариты для размещения живых объектов, в которые врачи должны уложиться. Для этого, в 1949 г., на базе «Лаборатории герметических кабин и скафандров» Института, была сформирована группа врачей для проведения медико-биологических исследований на ракетах под руководством     Яздовского  В.И., которые разработали программу подготовки к запуску в космос живых существ. В эту группу вошли О.Г.Газенко,  А.М.Генин,  И.Касьян,  А. Котовская, А.Серяпин и др..
 
 ЗНАКОМСТВО  № 4
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 4
ЯЗДОВСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (24.06.1913 – 17.12.1999). 
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 5
 
BИКИПЕДИЯ: Основоположник космической биологии и медицины, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР (1952), действительный член Международной академии астронавтики, лауреат (Большая золотая медаль) Международной авиамедицинской академии (Брюссель, Льеж), почётный академик Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, полковник медицинской службы. Обосновал возможность полета человека в космос и руководил созданием системы медико-биологического обеспечения полета Юрия Гагарина и других космонавтов первого отряда. В 1960 г. Яздовский разрабатывает научную доктрину биологических и медицинских исследований по освоению космического пространства, руководит разработкой системы отбора, подготовки, тренировки кандидатов в космонавты и медицинского обеспечения космических полетов разной продолжительности. Становится первым профессором по специальности «космическая биология и медицина». Входит в созданный Королёвым Совет Главных конструкторов, отвечая за медико-биологическое обеспечение полетов.
ЗНАКОМСТВО № 5
 
  Доктор биологических наук, профессор Газенко О.Г. автор  многих трудов по проблеме биологического действия гравитационного фактора на живые организмы. Один из руководителей подготовки и проведения на искусственных спутниках Земли биологических экспериментов, доказавших принципиальную возможность полета человека в космос.
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 6
 
ОЛЕГ ГЕОРГИЕВИЧ ГАЗЕНКО (12 .12. 1918 — 17. 11. 2007).
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 7
 
 
 Викепедия:  Российский советский физиолог, академик Российской академии наук, генерал-лейтенант медицинской службы, основоположник космической биологии и медицины, лауреат множества самых престижных отечественных и международных премий, включая Государственную премию СССР, премию Правительства РФ, премию «Триумф»,  Демидовскую премию.  Являлся членом редколлегии журнала "Наука и жизнь", Международной астронавтической академии. В 1963 – 1969г заместитель начальника ГНИИИ АиКМ ВВС по научной работе. С 1969 – 1988 г  Директор ИМБП МЗ СССР (институт медико-биологических наук) .
 Впервые одному из авторов удалось пообщаться с заместителем Начальника ГНИИИ Аи КМ по научной работе в 1968 г, когда поступал  в адьюнктуру  и отвечал ему на вступительном экзамене по спецпредмету  «авиационная и космическая медицина». Но когда  вопрос  возвращения  в СССР  прояснился, он направил мне служебную телеграмму, что меня зачислили на должность М.Н.С. клинического отдела. Телеграмму берегу до сих пор, как памятный, поворотный момент в моей службе. Когда мне приходилось встречаться с ним на совещаниях, сборах, научных конференциях  и пр., Олег Георгиевич всегда  вспоминал этот эпизод и расспрашивал, как вживаюсь в коллектив, чем занят.
 
ЗНАКОМСТВО № 6
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 8
На юбилейном чествовании (90 летие) генерал-лейтенанта м/сл. Волынкина Ю.М. (на первом плане). На снимке, слева-направо,  Секретарь Ученого Совета Соколова М.М., академик Газенко О.Г., с.н.с. Сидоров В.П., сотрудник Левшина М.С., профессор  Пестов И.Д., полковник Новиков С.П., крайний справа - Серяпин А.Д.
 
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 9 
Чествование  90 –летнего юбиляра Волынкина Ювиналия Михайловича, бывшего начальника ГНИИИ АиКМ.«Знаете каким он парнем был» - воспоминание о Ю.А.Гагарине.
 
Викепедия:   Кандидат медицинских наук  Серяпин Александр Дмитриевич ( 06.12.1918 -  2009    ), лауреат Государственной премии СССР. Почетный доктор Российской академии космонавтики. Вместе со своими коллегами принимал непосредственное участие во всех запусках собак в космическое пространство. Он активный участник подготовки к полету Ю.А. Гагарина в космос. Принимал активное участие в разработке и создании космического скафандра.
       Хочется напомнить, что первыми крупными животными полетевшими исследовать космос были собаки.22.07.1951г состоялся первый запуск советской высотной геофизической ракеты на высоту 100 км с двумя собачками на борту. Дезик и Цыган благополучно приземлились  в приборном отсеке на парашюте. За организацию и проведение медико - биологического обеспечения  испытательских полетов Яздовский В.И., Попов В.И., Серяпин А.Д., Покровский А.В. в 1952 г были удостоены Государственной премии.
         А первым живым существом, запущенным на околоземную орбиту, стала собака Лайка (03.11.1957г). 
Они были первыми. Часть 3 - фото 10Они были первыми. Часть 3 - фото 11
 
 В то время еще не были отработаны механизмы возвращения КК и поэтому на Землю собака не вернулась. Удачными были полеты с Белкой и Стрелкой на борту (1960г). Таким образом, собаки своим радостным и активным поведением на полигоне после спуска «доложили» врачам и Главному конструктору, что кратковременная невесомость не оказывает вредного воздействия на организм животных, что человеку там можно работать.
        Интересный эпизод привел в своей книге Давыдов И.В., главный специалист ЦПК и непосредственный участник  испытаний систем аварийного спасения и приземления космонавтов. Он рассказал, что в ответной речи  80-летнего юбиляра академика О.Г. Газенко он услышал от него необычный первый тост: « За верного друга человека, разделяющего его радость и горе, первым проложившим дорогу человеку  в космос – за собачек!» .
 Обобщив всю полученную информацию о  полетах с животными на борту, был сформулирован перечень факторов космического полета,  который будет  действовать на организм человека. К этим факторам  относятся:
 1) факторы космического пространства, как среда обитания (почти полный вакуум, проникающая и микроволновая космическая радиация, ионизирующая  радиация и др.). Кстати, самыми «облучаемыми» считаются не работники атомных станций, а космонавты и летчики.
2) факторы, связанные с динамикой полета КК (шум, вибрация, невесомость, ускорения (перегрузки),  невесомость , вестибулярные раздражения, гиподинамия (длительное пребывание в постели  или погружение в воду - вызывает снижение устойчивости организма к действию поперечных перегрузок (направление грудь - спина), которые возникают при спуске КК.
3) другие факторы, зависящие от особенностей полета и пребывания человека в кабине космического корабля (изоляция, температурный фактор, измененный биологический ритм, искусственная атмосфера, изменение газовой среды, особенности питания, особый психологический фон  (психологическая совместимость).
Мы не будем здесь детально с медицинской точки зрения  разбирать каждый перечисленный фактор космического полета. Почти все факторы  можно создать и смоделировать  в лабораторных условиях  на Земле. В условиях эксперимента на Земле нельзя воспроизвести лишь  длительное действие невесомости и изучить ее взаимодействие с другими факторами полета. Кратковременная невесомость, от 20 до 40 секунд, создается при полете в самолете лаборатории ЦПК по параболе Кеплера. Ознакомление с внезапно наступающей невесомостью входит в программу обучения и тренировок космонавтов.  Работа космонавтов в полете, одетых в скафандры,  моделируется  на Земле в гидробассейне, где космонавты отрабатывают процесс выхода из корабля и проведение различных монтажных работ. Сюда можно отнести и плавание под водой с аквалангом.
           Мы уже приводили  пример, что в 1970 г, при 18 суточном  космическом полете   космонавтов А. Николаева и В. Севастьянова было достоверно выявлено, что без проведения физических нагрузок наступает атрофия мышц нижних конечностей. Космонавты с трудом перенесли перегрузку при спуске КК, не могли самостоятельно передвигаться, удерживать тело в вертикальном положении, плохо переносили пассивную ортостатическую пробу с 30 мин стоянием, фактически заново учились ходить. Космонавтам  после полета не только  не удавалось стоять на ногах, но даже потребовалась экстренная медицинская помощь реанимационной бригады .
         Это было  обусловлено  тем, что уже, что  у них наблюдались  изменения,  вызванные невесомостью. К ним относится гипокинезия ( не выделялось время  и не было возможности  ежедневно проводить  физические нагрузки), избыточное выведение кальция, связанное с декальцинацией костной ткани, атрофия  мышц и др. проявления, которые изменяют физиологические процессы в организме.  Вот поэтому, стало понятно, что  реадаптация к условиям весомости должна происходить постепенно. Летчик - космонавт СССР В. Коваленок считает, что любой полет в космос, это большой  нервно-эмоциональный стресс. 
     Нормальная жизнедеятельность и работоспособность человека в условиях космического полета обеспечивается использованием герметических кабин регенерационного типа, в которых поддерживается искусственная газовая атмосфера (ИГА). Это непременное условие, ибо разгерметизация приводит к взрывной декомпрессии и гибели живого существа. Создание подводных кораблей, особенно длительного автономного плавания, тоже внесло свой вклад в создание объектов для пилотируемых космических кораблей (КК) и орбитальных космических станций (ОПС).
  Именно  поэтому так необходимы были лабораторные исследования  с участием человека, в которых изучается вначале действие одного какого-либо фактора полета, а затем в комплексе. Было отмечено, что  сочетанное действие всех указанных выше факторов   МОЖЕТ приводить к резкому ухудшению  состояния здоровья  пилота и снижению работоспособности в полете (9).          Эти данные оказываются очень важны для космической медицины, основная задача которой сводится к созданию условий, обеспечивающих безопасность космического полета,  для определения границ физических и психических возможностей человека в той или иной экстремальной ситуации, для нахождения достойного выхода  из нее ( 2,1  ).
            Среди многочисленных профессий человека особое место занимает романтическая и загадочная специальность первопроходца в своей  деятельности. Испытатель – тот, кто производит проверку, испытание какого-нибудь устройства, механизма и т.п. В авиации это летчики – испытатели, испытатели парашютов. Как уже говорилось, человек хотел подняться в воздух с помощью самодельных крыльев, воздушных шаров и дирижаблей, самолетов. Первые пилотируемые космические полеты фактически являлись испытательными.  К сожалению, мало кому было  известно, что существуют также   испытатели систем жизнеобеспечения (СЖО) летательных аппаратов, которые своим героическим трудом на Земле проложили и продолжают прокладывать летчикам и космонавтам дорогу в небо. К их основной работе можно добавить фразу сказанную летчиком - испытателем М. Галлаем: « Плохой летчик отличается от хорошего тем, что помимо того, что надо делать, он знает и то, что делать не надо». Испытатели вырабатывают правила поведения человека в экстремальных условиях полета.
       Аварийные случаи в реальном полете человека  на летательных аппаратах еще раз показывают про необходимость моделирования экстремальных ситуаций, которые могут возникать в полете  и способами их устранения путем дублирования приборами, оценкой возможности работы членами экипажа, их сработанности  на тренировках . А их работа не могла осуществиться без проведения экспериментов и испытаний проводимых испытателями.
             С этой целью в июне 1953г Главком ВВС издал приказ о создании отряда испытателей на базе НИИ АМ. В середине июля 1953г начальник НИИ АМ подписал приказ за № 118, в котором указывалось: «Организовать команду специалистов…». Начальником  отдела  испытателей был назначен авиационный врач подполковник м/с Е.А. Карпов, который стал впоследствии первым Начальником Центра подготовки космонавтов ( 12 ). Команде штатных испытателей,  ставилась задача  помочь в изучении действия каждого перечисленного выше неблагоприятного фактора полета и способам их нейтрализации,  в дальнейшем - апробировать  способы защиты. Их труд долго оставался под завесой секретности ( 8, 10 ). Подобный  отряд испытателей был сформирован в марте 2010г в ОАОНПП «Звезда» имени академика  Г. Северина , где добровольцы - испытатели проверяли средства противоперегрузочной защиты летчика при перегрузках больших величин и длительности (в том числе предельно переносимых). Ранее уже существовали  подобные отряды космонавтов-испытателей  в Летно-испытательном институте им. Громова (ЛИИ),  в ИМБП МЗ СССР (ныне  ГНЦ РФ – ИМБП  РАН)  и др.
        Испытатели помогли ученым института в разработке специальных костюмов с резиновыми эспандерами для  нагрузки различных мышц, изучить способам тренировки сердечно - сосудистой системы при пробе ОДНТ (отрицательное давление в нижней части тела) для наполнения кровеносных сосудов  нижних конечностей, работе на «бегущей дорожке» и пр. Для изучения минерального обмена в организме и динамики показателей функционального состояния сердечно - сосудистой системы в космосе испытатели  подвергались воздействию гиподинамии.      Это достигалось  при длительном лежании на специальной кровати с опущенным головным концом, многосуточном пребывании  в иммерсионной среде ( 8, 10 ).  Так, испытатель Сидоренко  Л. В., который имитируя невесомость, 12 суток находился во взвешенном состоянии в бассейне с водой лежа на спине. В своих воспоминаниях он отмечает, что постоянное участие в самых разных по воздействию на организм экспериментах    заставляет испытателя мобилизовать все свои силы, волю, терпение, желание выполнить поставленное задание. Необходимо уметь найти ту черту, за которую не стоит, опасно переходить, правильно оценить свои силы, а после окончания испытания охарактеризовать свои ощущения и самочувствие (7).  Полученные испытателями  данные  были рекомендованы для использования в лечебных учреждениях при реабилитации лиц перенесших травмы опорно-двигательного аппарата.  С помощью испытателей были разработаны  «Методы и средства повышения устойчивости организма к ускорениям», созданы специальные ложементы, в которых взлетают в космос космонавты.
       Другие испытатели специализировались на испытаниях кислородных масок, противоперегрузочных костюмов (ППК) и скафандров, дегустации пищевых рационов, летных шлемов и способам выживания в разных климато- географических зонах Земли. Следует отметить, что все кандидаты в испытатели проходили первичный медицинский отбор, обязательный текущий в середине срока службы испытателем, по окончанию службы, а при необходимости, проводилась реабилитация после ряда сложных экспериментов, лечение при заболеваниях.
          Космонавты понимали, что за выданные им рекомендациями и разработками врачей стоят испытания, которые провели штатные испытатели и  поэтому часто приезжали в гости к ним.
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 12
Встреча испытателей с летчиком – космонавтом СССР № 2 генерал-майором ТИТОВЫМ ГЕРМАНОМ СТЕПАНОВИЧЕМ.
 
 
На этих встречах  Ю. Гагарин, П. Попович, В. Быковский, В. Комаров, Стрекалов, В. Севастьянов, Б. Волынов   благодарили испытателей за проделанную работу, рассказывали о своих полетах, вдохновляли штатных испытателей на новые подвиги, делали на память автографы на открытках и фотографиях: «Испытателям – с уважением и благодарностью»  (10 ).  Они шутили, что на каждой вашей рекомендации по идее должна стоять отметка «проверено на себе!». 
Испытатель  первого набора Леонид СИДОРЕНКО вспоминает:
«Мы были солдатами. Ученые и специалисты-экспериментаторы были офицерами. Армейский устав соблюдался. У нас не было никакого панибратства, никакого особого сближения. Но мы настолько роднились сердцами... Я, ведь, доверяю себя экспериментатору, а он берет на себя ответственность огромную, чтобы не допустить никакого ЧП, гарантировать мою безопасность. Такое доверие и было в основе работы отряда. Испытывали нас, мы испытывали себя».
О работе врачей, проводящих исследования академик О.Г. Газенко говорил с трибуны:
« Врачи-экспериментаторы тоже  хорошо понимали, что за каждой из их рекомендаций, за каждым разработанным с их помощью прибором, приспособлением, образцом снаряжения, предназначенным для защиты пилота в случае аварии, стоит жизнь человека.
Сознание большой ответственности научно-прикладных исследований в пограничной между технической и медицинской областями знания — атмосфера, воспитывающая высокое чувство долга. То, что естественным путем родилось на первых шагах развития авиационной медицины, стало основным принципом работы и космических врачей.
Можно сказать, что упомянутые опыты являются классической формой медицинских исследований. Они возникли из гуманных принципов, лежащих в основе медицины как науки… Труд экспериментатора, ведущего исследования с участием других людей, пожалуй, не менее сложен, чем опыты на самом себе. От ведущего экспериментатора такая работа требует огромного эмоционального напряжения, которое, по-видимому, сравнимо с тем, что испытывает врач, оперирующий очень тяжелого больного( 12).
     Каждый раз, приступая к новому испытанию, исследователь хорошо понимает, что он приближается к некой критической границе, далее которой «идти не дозволено». Он не должен пропустить момента, когда человек, вверивший ему свою жизнь, приблизится к опасному рубежу. Обычно все решается в короткие мгновения. Экспериментатору ясно, что нужно немедленно прекратить опыт, так как через несколько секунд последует обморок, могут возникнуть нарушения функций организма, не безразличные для здоровья испытуемого.
Каждый такой этап исключительно ответственен, он требует от врача-экспериментатора исключительного внимания, хладнокровия, мужества, огромного напряжения воли. На современном этапе развития науки избежать  проведения таких опытов невозможно. Ведь необходимо разработать, исследовать, испытать эффективность различных средств защиты человека от разнообразных неблагоприятных факторов именно в условиях их реального действия. В отличие от действительной аварийной ситуации, когда человек предоставлен самому себе, в лабораторных испытаниях за ним непрерывно и внимательно следят глаза врачей-экспериментаторов и чувствительные приборы. Возникающие отклонения своевременно регистрируются, и испытуемые не подвергаются критическому действию неблагоприятных факторов, так что эти исследования оказываются фактически безопасными для их участников. 
               Естественно, что опыты с участием людей проводятся лишь тогда, когда есть уверенность, что они не опасны, хотя некоторый риск, по-видимому, остается. Безопасность таких исследований, прежде всего, достигается тем, что самые первые опыты проводятся на животных. Это — первый этап по существу всех исследований в области авиационной и космической медицины, тогда, когда речь идет о проблеме безопасности полетов».
Иногда скептики говорят, что испытатели – это «подопытные кролики». А сами ведь не полетят на самолете, если узнают, что нет  заключения летчика - испытателя о годности самолета к эксплуатации. Многолетний опыт работы с первопроходцами показал, что это были смелые парни, что они понимали, что  благодаря их  испытательской работе за ними пойдут в полет сотни летчиков и космонавтов, их замечания будут учтены конструкторами летательных аппаратов,  скафандров и противо-перегрузочных костюмов (ППК), разработчиками пищевых рационов, средств аварийного  спасения. Испытатели разного возраста, разного уровня профессиональной подготовки проводят разведку неизведанного пути, прогнозируя, с чем может столкнуться человек в необычной среде обитания, пытаются  разработать способы защиты и спасения человека от неблагоприятных факторов авиа - космического полета, как кратковременного, так и продолжительного действия.
(Кстати говоря, о таком симбиозе специалистов  по экологии и авиационной медицине  говорит научная конференция , которая состоялась  в 2011 году в Общественной Палате РФ, посвященной  50 - летию  полета  в космос  первого  космонавта СССР   Ю.А. Гагарина. По - очереди выступали  специалисты  разных направлений науки, иногда   доклады были  сугубо специфические. Но всех объединил  интересный доклад  летчика – космонавта, Героя  РФ , полковника ВВС  ШАРИПОВА С. Ш.  «.ЭКОЛОГИЯ  ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ ГЛАЗАМИ КОСМОНАВТОВ».
 В своем выступлении от имени Центра подготовки космонавтов  он  рассказал,  что выполняя  в полете экологическую программу  космонавты проводили работы в сфере экологического мониторинга  Земли из космоса . Они снимали   из иллюминатора  космического корабля  РС МКС  загрязненные районы нашей планеты и , конечно, показывал слайды с видами промышленных районов Росссии.  Он напомнил слова Ю.Гагарина : « Облетая Землю в корабле- спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её!»).
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 13
 

ЗНАКОМСТВО № 7

        Следует отметить, что согласно ч.2 ст.21 Конституции РФ никто  без добровольного согласия не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам.  

 

 
 
 
ИГОРЬ ДМИТРИЕВИЧ ПЕСТОВ    (25.08.1928 - 15.05.2010), Председатель Комиссии по биомедицинской этике ГНЦ РФ – ИМБП РАН с 1999  по 2010г.
 
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 14 
 И.Д. Пестов, всемерно способствовал популяризации результатов научных исследований, разработке и внедрению принципов и норм биомедицинской этики в практику экспериментальных исследований на человеке и животных в авиакосмической и морской медицине.
 
 
 Википедия: Пестов И.Д. - ведущий специалист с мировым авторитетом в области космической физиологии, медицины и биологии, профессор, доктор медицинских наук, полковник медицинской службы в отставке, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Международной Академии Астронавтики и Российской Академии Космонавтики им. К.Э. Циолковского, член Московского отделения Союза писателей России, автор и соавтор более 170 публикаций по проблемам космической биологии и медицины.
•Авторский коллектив, представляющий Комиссию Государственного научного центра РФ — Института медико-биологических проблем РАН (ГНЦ РФ — ИМБП РАН) по биомедицинской этике, которая одновременно является Межведомственной физиологической секцией Российского национального комитета по биоэтике РАН, провел работу по обобщению опыта биоэтического регулирования медико-биологических исследований на человеке и животных в нашей стране и за рубежом. Результатом этого обобщения стала разработка «Положения о биоэтической экспертизе медико-биологических исследований на Международной космической станции».
 
                             ЗНАКОМСТВО № 8
 
Википедия:  БАРЕР АРНОЛЬД СЕМЕНОВИЧ  (26 сентября 1927г — 28 марта 2013г) — советский и российский учёный-физиолог, профессор, доктор медицинских наук, действительный член Международной академии космонавтики и аэронавтики. Лауреат Государственной премии СССР (1978) и Государственной премии РФ (2002).  Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2001)..
•Являлся бессменным руководителем группы медицинского сопровождения вне корабельной деятельности. Сфера интересов профессора А. С. Барера — ударные и длительные перегрузки, пониженное атмосферное давление, длительное воздействие невесомости, жары и холода.
Они были первыми. Часть 3 - фото 15
Работе испытателей CЖО на первых порах  было посвящено  немного статей в средствах массовой информации. Позже на эту тему в программах Центрального телевидения и киноэкранах стали демонстрироваться фильмы (« Испытано на себе», « Космические лоцманы / каскадеры» и др.), исполнялись посвященные испытателям песни бардов. Поэтому постараюсь познакомить читателей с некоторыми из них, с кем нам пришлось непосредственно работать.
 
  ЗНАКОМСТВО №   9    
                    
          ИСПЫТАТЕЛЬ НЕФЕДОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ. 
 « Космонавтом  № 0» назвали журналисты испытателя Нефедова С.П., который до полета первого космонавта СССР Ю.А. Гагарина испытал скафандр, изучил возможность длительной работы в условиях макета корабля «Восток» 
Они были первыми. Часть 3 - фото 16
Инженер центрифуги Поляков В.И. и д.м.н.,  Вартбаронов Р.А. на фоне КК «Восток». 
 
Нефедов С.П.  10 суток провел в этом «шарике», где моделировались все условия полета, кроме невесомости, включая перегрузки, питание пищевыми рационами и пр. проблемы, которые ожидают первого космонавта. По словам летчика - космонавта СССР А.Г. Николаева, результаты испытаний, проведенных с непосредственным участием испытателя Нефедова С.П., дали ответ конструкторам и ученым, что человек может лететь  в космос» (при желании ознакомиться  подробнее см. Википедию). За свой подвиг Нефедов С.П. награжден  орденом Красной Звезды, Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, ценным подарком от МО СССР.
 
 
 Они были первыми. Часть 3 - фото 17
Встреча с испытателем Нефедовым С.П. На снимке слева-направо: Нефедов С.П., испытатель В.Перфилкин, автор, к.м.н. Лариса Андрияко, д.т.н. Кукушкин Ю.А.  на встрече в Общественной палате РФ 12.04.2011г., посвященной 50-летию полета Ю.А.Гагарина в космос.
 
 Нефедов С.П. уверенно говорит, что если бы ему сейчас дали задание слетать до Марса и обратно - он готов это сделать.  «Меня, — вспоминал Сергей Павлович, в 60-м одного из многих кандидатов после жесткого медицинского отбора направили в Москву из Львова, где я служил стрелком-радистом. Там снова целый месяц в госпитале: крутили, вертели, делали всё необходимое. А потом приходит майор, дают нам толстую папку с документами о результатах моих медицинских обследований, и мы идем, аж, к самому начальнику Института авиационной и космической медицины генерал-лейтенанту Ю.М. Волынкину (фото 5). Я, солдат, до той поры генерала-то вообще вживую не видел. Входим. Майору, что меня сопровождал: «Можете идти». А мне: «Садись, Сережа». В кабинете был ещё один человек в штатском,  который стал изучать мои документы. И начался разговор. Совершенно секретный. Короче, речь шла об участии в экспериментах по подготовке полета в космос человека. Сказали, что будет тяжело, что я могу отказаться без всяких последствий. Но я дал согласие.
И тогда тот, что был в штатском, стал, как я понял, ставить мне задачу. Он говорил так: «Вам предстоит побывать и в невесомости, и в барокамере, и на центрифуге, и в изоляции  будете испытаны одиночеством... Мы не знаем, что человек встретит  ТАМ. Но... с любого эксперимента вы должны вернуться живым и здоровым. Вы мне определите «потолок», найдите его, но ни в коем случае не ходите за пределы допустимого, не переходите грань, которую вы почувствуете, почувствуете, что дальше — НЕЛЬЗЯ. Ни в коем случае не допустить патологических отклонений в организме. С любого эксперимента — вернуться живым и здоровым. Вы вправе в любой момент эксперимент прекратить, сказать: «стоп», и экспериментатор по вашей команде должен это сделать немедленно. Мне нужны не исполнители-роботы, мне нужен человек, который скажет: «Дальше нельзя». В реальности нагрузка будет меньше, но предел переносимости я должен знать...Мы познакомились. Это был мой тезка, тоже Сергей Павлович... Королев !». 
      Ряд испытателей  ( В.Н. Дубас, В.А. Подвигин, В.М. Соболев, Б. Гук и др. ) были награждены орденами и медалями, почетными грамотами ЦК ВЛКСМ 
 

 Они были первыми. Часть 3 - фото 18

Встреча с двумя с Сергеями. Космонавт «0»  НЕФЕДОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ (слева) и  военный фотожурналист    СЕРГЕЙ ПАШКОВСКИЙ   (справа) на фоне снимков  самолетов, сделанных лично  им  в полете по заданию редакции «Крылья Родины»
 
ЗНАКОМСТВО № 10
 
Некоторые испытатели, такие как Кирюшин Е.А. и Нефедов С.И.(однофамилец космонавта «0») закончив военную службу, продолжали многолетнюю испытательскую деятельность в лабораториях ИМБП МЗ СССР, прокладывая путь человека в космическое пространство, проводя большую общественную работу по месту жительства. Они заслуженно стали Героями Российской Федерации. У них не проявилась «звездная болезнь», они, как и раньше активны, общительны, с уважением относятся и отзываются о врачах ГНИИИ АиКМ, которые неожиданно их отобрали и пригласили на интересную работу, заботились о них, когда они участвовали в испытательской работе, которой затем посвятили половину своей жизни.
Они были первыми. Часть 3 - фото 19
Герой Российской Федерации С.И. Нефедов выступает с докладом на заседании Общественной палаты РФ (2011 г).
 
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 20
Встреча с испытателями. На снимке, слева-направо,  исп. Аг…. , А.Кутья, Герой РФ Нефедов Сергей Иванович, Герой РФ Кирюшин Евгений Александрович, автор,  к.м.н. В.А. Корженьянц.
 
                                                           ЗНАКОМСТВО №  11  
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 21
Встреча с  летчиками - космонавтами СССР.  На снимке: Летчик - космонавт СССР, дважды Герой СССР, генерал-лейтенант авиации ШАТАЛОВ  ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Совершил три космических полета.
 
 Мне посчастливилось дважды пообщаться с космонавтом. Первый раз – в авиационном госпитале ЦВНИАГе, где он проходил первое послеполетное обследование. Второй раз – в самолете, летевшем по маршруту Байконур – Крым - Центр управления космическими полетами, когда он давал интервью и отвечал на вопросы журналистам, рассказывая о будущих полетах на ОПС «Салют». Затем была  незабываемая, опасная ночная  поездка в автобусе  по горным склонам Крымских гор в сплошном тумане. После завершения полетов  Шаталов В.А. продолжал службу в должности Помощника Главкома ВВС по подготовке и обеспечению космических полетов, затем был назначен на должность Начальника ЦПК им. Ю.А. Гагарина.
 
 
                                                               ЗНАКОМСТВО № 12
 
 
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 22
На втором  снимке: Летчик - космонавт СССР, дважды Герой СССР, генерал - полковник авиации  КЛИМУК ПЕТР ИЛЬИЧ. Совершил три космических полета.
 
 Во время его второго полета врачам поручили принимать участие в медицинском контроле за состоянием здоровья космонавтов  подполковника Климука П.И. (командир экипажа «Союз-18» и долговременной орбитальной пилотируемой станции «Салют-4») и  бортинженера летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза  Виталия Севастьянова. С этим экипажем я  вместе летел на космодром, отслеживал, комментировал и докладывал руководителю полета показатели телеметрии о функциональном состоянии сердечной деятельности космонавтов начиная от момента старта КК, так и во время проведения медицинских исследований на ОПС «Салют» и этапе спуска с орбиты. После завершения полетов  Климук П.И. продолжал службу на должностях заместителя и затем Начальника ЦПК им. Ю.А. Гагарина.
 
                                                                      ЗНАКОМСТВО № 13
 
            Штатных и нештатных испытателей особенно привлекали экзотические командировки по проблемам выживания летчиков и космонавтов, которые возглавлял полковник медицинской службы
ВОЛОВИЧ ВИТАЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (20.08.1923 – 05.09.2013).
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 23
 
 
Одно только краткое досье из данных ВИКИПЕДИИ на Воловича В.Г.  вызывает уважение и желание быть участником его многочисленных экспедиций в разные климато-географические зоны.  Поэтому разрешите привести эти сведения почти полностью 
 
Википедия: После окончания Военно - медицинской академии В. Волович, в 1946г  был направлен для прохождения дальнейшей службы в воздушно-десантные войска на должность врача батальона.
В 1949 был откомандирован в распоряжение Главного Управления Северного морского пути в качестве флагманского врача, участвовал в Высокоширотных воздушных экспедициях "Север-4", "Север-5". В 1950-1951 работал врачом дрейфующей станции "Северный Полюс-2". В 1954-1955 – врачом, научным сотрудником дрейфующей станции "Северный Полюс-3". Совершил 175 парашютных прыжков, в том числе первый в истории прыжок с парашютом на Северный Полюс (9 мая 1949 года).
В мае 1952 был назначен на должность младшего научного сотрудника Научно-исследовательского испытательного Института авиационной медицины. В 1971-1983 возглавлял отдельную научно-исследовательскую лабораторию, занимавшуюся проблемами выживания летчиков и космонавтов после вынужденного приземления в безлюдной местности или приводнения. Под руководством В.Г. Воловича и при его непосредственном участии в качестве экспериментатора и испытателя было проведено свыше 40 экспедиций в Арктику, Заполярье, в тайгу, в пустыни, джунгли Вьетнама, в горы, моря, в Атлантический, Индийский и Тихий океаны. В условиях, максимально приближенных к условиям автономного существования, проводились специальные многосуточные эксперименты по выживанию экипажей летательных аппаратов. Материалы исследований были использованы для разработки медико-технических требований к аварийно-спасательному авиационному и космическому снаряжению, легли в основу официальных инструкций, памяток и руководств  для летчиков, космонавтов, десантников по выживанию в экстремальных условиях природной среды и активно использовались при тренировках экипажей в Центре подготовки космонавтов.
 Успешные действия космонавтов в экстремальных условиях после аварийного приземления ( Беляева, Леонова-  в заснеженную тайгу, Макарова и Лазарева - в горы Алтая, Рождественского и Зудова - в холодное, замерзающее озеро Казахстана  и др.) во многом были обусловлены внедрению программ по выживанию. В 1960 В. Волович организовал и возглавил группу врачей-парашютистов для оказания медицинской помощи и медицинского обследования космонавтов на месте приземления. В.Г.Волович лично проводил медицинское обследование космонавтов Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова, А.Г. Николаева и В.Ф. Быковского. Летный шлем Воловича Юрий Гагарин одел после встречи с группой "обнаружения". 
Они были первыми. Часть 3 - фото 24Они были первыми. Часть 3 - фото 25
 
Ю.А. Гагарин  вместе с В. Воловичем, спортивным комиссаром И. Борисенко летел в самолете с места посадки космического корабля "Восток" близ г. Энгельс.
 
• В 1966 В.Г. Волович защищает кандидатскую диссертацию, в 1981 докторскую. С 1962 в течение многих лет В.Г. Волович вел преподавательскую работу на курсах медицинского состава ВВС, в 1998-2000 регулярно читает лекции на факультете фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова в учебных курсах "Медицинская экология" и "Космическая медицина". Выступает с докладами на Всесоюзных и международных конференциях по авиационной и космической биологии и медицине.  Участник Великой Отечественной войны, полковник медицинской службы в отставке, доктор медицинских наук, профессор. Действительный член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского.
• Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени и двумя орденами Красной Звезды; медалями «За боевые заслуги», «За победу над фашистской Германией», «За оборону Ленинграда», пятью медалями Федерации космонавтики России, орденом Берегового (общество Берегового) за непосредственное участие в подготовке космических полётов и ещё 15 различными наградами, а также дипломом Ю. А. Гагарина. В 2002 году удостоился  «Благодарности» Президента Российской Федерации.
Вспоминаю, что как ни старался Виталий Георгиевич «вытащить» меня хоть раз в свою поездку с группой испытателей, которых допускал к участию в   экспериментах, он получал от командования вежливый  отказ: « У тебя кругом врачи, а доктор останется здесь». В утешение он дарил мне на память свои труды и фотографии из экспедиции. 
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 26
Научно-исследовательское судно « Витязь», в центре - В.Г. Волович) и  рассказы о выживании наших  испытателей на дрейфующей многоместной  аварийной шлюпке, попавших в двухсуточный шторм посреди Тихого  океана.
 
 Они были первыми. Часть 3 - фото 27
Надпись на журнале «Вокруг света», 1969 г, № 11 гласит: «Нашему коллеге и союзнику Валере Сидорову от автора на память. 30.04.1976г» 
 
           Его ГЛАВНЫЙ ПОСТУЛАТ ВЫЖИВАНИЯ – человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в любых, самых суровых условиях, если он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая природа. Для этого необходимы определенные знания и практические навыки как летчику и космонавту, бывалому туристу, охотнику или рыбаку, так и простому жителю города и деревни.
Многолетние исследования проблемы жизнеобеспечения человека в условиях автономного существования позволили В.Г. Воловичу обосновать новое направление в медицине – медицина выживания, – сформулировать ее цели и задачи, определить направления исследований. Были  разработаны  методики  экспериментальных исследований и критерии переносимости воздействующих природных факторов, терминология и др. В 1999 В.Г. Волович избран действительным членом Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. В.Волович – профессор, почетный полярник, действительный член Русского Географического общества и Клуба исследователей США, член Союза журналистов, инструктор парашютного дела. Основные результаты его исследований внедрены в виде медицинских средств выживания на летательных аппаратах и космических кораблях. Работы Воловича используются специальными службами спасения ВВС, МЧС, авиацией силовых ведомств в виде методических пособий, учебных программ, кинофильмов, учебников и монографий, в тактико-технических требованиях к спецснаряжению, в учебных программах переподготовки и повышения квалификаций врачей и специалистов спасательных служб, и конечно, туристами.
 
                                                 ЗНАКОМСТВО №14
 
В настоящее время длительность пилотируемых космических полетов на орбитальной МКС составляет не более 180 дней. Происходит накопление врачами – специалистами, физиологами и биологами фактического материала на большом человеческом материале – космонавтах - и биологических объектах о характере воздействия на живой организм различных факторов космического полета на высотах примерно до 400 км (9). Лишь менее 10 космонавтов и астронавтов рискнули превысить этот рубеж длительного пребывания в космосе. Первым испытал на себе длительное пребывание в космосе, конечно в первую очередь, как врач - Поляков Валерий Владимирович .
Они были первыми. Часть 3 - фото 28
Летчик – космонавт, Герой Советского Союза , Герой Российской Федерации Поляков Валерий Владимирович, командир отряда космонавтов ИМБП, заместитель директора Института по научной работе.(справа). Рядом сотрудники ИМБП, д.м.н.Гончаров, крайний слева от него профессор Разсолов Н.А., зав.кафедрой авиационных врачей ГВФ.
 
 Врач-космонавт дважды работал в космосе  и пробыл соответственно 240 и 438 суток (суммарно 678 суток). По этому показателю В. Поляков уступает уже трем лицам, которые  после его полета превысили длительность его пребывания: Сергей Крикалев (803 суток), Александр Калери (769 суток), Сергей Авдеев (747 суток) (9).
                В настоящее время испытательская работа приобретает международный характер. Как уже сообщалось, в 2011 г, в ГНЦ РФ «Институт медико-биологических проблем РАН»  удачно завершен уникальный эксперимент по имитации 520 суточного полета  КК на Марс. В эксперименте участвовало шесть испытателей из разных стран. Пребывая в замкнутом пространстве модуля будущего космического корабля, испытатели полностью проработали программу возможного будущего полета, подвергались воздействию неблагоприятных факторов полета, кроме невесомости. При этом решалось изучение многих медицинских проблем, но на наш взгляд, главная цель эксперимента «МАРС-500» – изучение психологических проблем, в частности психологической совместимости членов экипажа, их занятости во время длительного полета. Вспоминаю слова космонавта, дважды Героя Советского Союза В. Коваленка: «Проблемы могут возникнуть, только если два дурака в замкнутом пространстве будут выяснять, кто из них умнее». А сейчас пришла эра многоместных пилотируемых объектов, поэтому возрастет шанс  появления нарушений  межличностных отношений, которые могут отразиться на выполнении полетного задания. Остаются пока не решенными проблемы:  адаптация и реадаптации человека к условиям измененной гравитации; возможность проведения хирургических полостных операций при полетах к другим планетам; не ясна общая и иммунобиологическая реактивность организма при длительной невесомости; сможет ли пребывание в космическом пространстве  оказать влияние на генетический аппарат человека. Возможно, указанные медицинские  проблемы будут решаться при продолжении этого эксперимента, например, «МАРС-2» при длительном орбитальном полете.
   В средствах массовой информации появилось сообщение , что в марте 2015 г планируется полет нового экипажа на замену экипажа стартовавшего 26.09. 2015 г. При этом , в годовой полет на МКС отправятся россиянин Михаил Корниенко и американец Скотт Келли. После апробированных  условий наземного  эксперимента « Марс-500», к  проблемам психологической совместимости,   прибавится НЕВЕСОМОСТЬ в реальном орбитальном полете. Причем россиянин будет отрабатывать программу  борьбы с неблагоприятным  фактором полета – невесомостью -  уже разработанную и используемыми  отечественными специалистами ( ходьба, бег на бегущей дорожке, велоэргометр, костюм « Пингвин» и «Чибис», кстати разработанные еще в нашем НИИ АиКМ ,   аппаратура «Стимул» и «Тонус -3») , а американец  - разработанную специалистами NASA (силовые тренажеры, космическая штанга, занятия физкультурой на 30 минут больше). Затем, во время  и после 365 суточного полета  врачами будут  сравниваться два      различных метода тренировок, какая методика окажется  наиболее эффективной  и, конечно, будут изучаться  последствия на организм человека. Следующий этап  подготовки к полету на Марс, запланированного примерно на 2030 г, будет еще более сложным- пребывание и работа в КК при повышенном  радиационным фоне, выше защитной оболочки Земли под которой сейчас летают на МКС .
      Таким образом,  сотня военных   авиационных врачей и военных  летчиков-космонавтов, благодаря талантливым инженерам - конструкторам, проложили дорогу в космическое пространство, доказали, что человек  может там жить и находиться в условиях невесомости в течение 1-2 месяцев. Примерно через 15 лет после  первого старта они передали эстафету изучения покорения  человеком космического  пространства новому поколению, новому большому коллективу инженеров и врачей, биологов и психологов, радиологов и генетиков и др. специальностей работающих в лабораториях « ГНЦ РФ Институт медико-биологических проблем РАН».
                Медицинское обеспечение длительных космических полетов в русле поддержания работоспособности космонавтов признано международным сообществом авиационных врачей лучшим достижением в ХХ веке. Но в то же время,  появляются и новые проблемы. Опыт работы  по отбору лиц, которые годны к летной работе, показывает, что отобрать таких кандидатов с каждым годом становится все сложнее. По данным академика Пономаренко В.А. у нас в России осталось не более 20% практически здоровых людей ( 9 ). Средняя продолжительность жизни у наших мужчин составляет 58 лет. А 13% населения больны психозами на почве алкоголизма и наркомании. Так, при приеме в авиацию юношей 17-20 лет признаются негодными по медицинским показаниям 10-20%, по отрицательным психологическим качествам – 30-40%, по профессиональной непригодности – около 20%. В среднем на 1000 абитуриентов пригодными оказываются 200-250 человек, а в космонавты - 60-80 человек.  В нашей стране уже не хватает пилотов гражданской авиации и теперь приходится в законодательном порядке разрешить привлекать  на работу в наши авиакомпании зарубежных пилотов.
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 29
Академик  В.А.Пономаренко,  к.м.н. Щербинина Н.В.
 
                                                         ЗНАКОМСТВО № 15
 
Викепедия:           ПОНОМАРЕНКО ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ   
Главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра авиационно-космической медицины (г. Москва) с 1993 г., генерал-майор медицинской службы; родился 3 января 1933 г. в г. Мелитополе Запорожской области Украинской ССР; доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии образования, Гуманитарной академии, Международной психологической академии; 1956—1962 — на врачебных должностях в строевых авиационных частях; с 1962 г. — научный сотрудник, начальник лаборатории, начальник отдела, заместитель начальника по НИР, начальник 7-го Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационно-космической медицины, с 1993 г. — главный научный сотрудник этого же института; автор более 400 публикаций, 18 монографий, среди которых: "Экспериментальные исследования в авиации и космонавтике" (1978), "Профессия летчик" (1982), "Практическая психология" (1992), "Психология духовности" (1996) и др.; член Ассоциации летного состава России; Почетный профессор Института психофизиологической подготовки США; лауреат Государственной премии Совета Министров СССР; награжден орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах" II и III степеней, 15 медалями; женат, имеет двоих детей.
      Здоровье, по определению ВОЗ (всемирной организации здравоохранения)- это состояние физического, соматического и душевного благополучия, но  до сих пор  отсутствует точное определение самого понятия здоровья. Не разработаны четкие критерии его оценки, принципы формирования здоровья здорового человека, не определены пути и методы сохранения и восстановления потенциала здоровья. Поэтому в авиа-космической медицине  предлагается сменить направление поиска симптомов болезни на оценку функциональных возможностей организма. Именно к тем нагрузкам, условиям труда, в которых работает человек. Восстановление утраченного или сниженного уровня здоровья  опирается на ОЦЕНКУ энергетического, иммунологического, гормонального- ферментативного и психофизиологического материала запаса для пополнения резервов. В качестве интегрального критерия использовался результат выполнения конкретной работы, т.е. речь идет о ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЗДОРОВЬЕ, концепции выдвинутой В. А. Пономаренко. Профессиональное здоровье – это свойство организма сохранять заданные компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие его работоспособность во всех условиях, в котором протекает его профессиональная деятельность.  Всеми этими проблемами и занимаются сейчас специалисты авиационной и космической медицины.
Они были первыми. Часть 3 - фото 30
 На международной научной конференции по авиа-космической медицине. . Профессор Черняков Илья Никитич  с научными сотрудниками ГНИИ А и КМ  . На фото справа –налево  Черняков  И.Н., Писаренко Ю.Э., Чекирда О.И., Чулаевский А.О, Сидоров В.П.
            
Козьма Прутков говорит: «Нельзя объять необъятное!». К сожалению , авторы тоже  не могут познакомить читателей  журнала «ЭкоГрад» со всеми талантливыми людьми с которыми они служили, работали , ездили в командировки,  дружили, вместе радовались  или  горевали. Но хочется  в крайний (летный жаргон) раз  рассказать  еще об  одним  коллеге  из нашего ГНИИИ АиКМ, который прошел путь от краснощекого  младшего научного сотрудника  до Директора  ИМБП  РАН, с кем совместно работали по  НИР «ЗДОРОВЬЕ» . 
 
ЗНАКОМСТВО № 16
 
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 31
 
УШАКОВ  ИГОРЬ БОРИСОВИЧ.
ВИКИПЕДИЯ . 
 И. Б. Ушаков - известный российский ученый, специалист в области экологической физиологии, авиационной, радиационной и экстремальной медицины, физиологии труда и психофизиологии
 Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик РАМН, генерал-майор медицинской службы.
•Дата рождения: 28.10.1954. Родился  в г. Таллине Эстонской ССР. После окончания с золотой медалью средней школы в г. Ленинграде в 1971 г. И.Б.Ушаков поступил в Военно-медицинскую академию им. С.М.Кирова, которую окончил с отличием в 1977 г.
•После учебы в академии Игорь Борисович был направлен в Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины МО РФ, где прошел все научные ступени от младшего научного сотрудника до   начальника Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины МО РФ ( 1999-2008)
•В конце 2008 г. был избран по конкурсу на должность директора Государственного научного центра РФ – Института медико-биологических проблем РАН.
 
.
Под его руководством защищены 20 кандидатских и 10 докторских диссертаций. Ушаков И. Б. является заведующим кафедрой авиационной и космической медицины Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова.
Автор и соавтор более 400 научных публикаций, в том числе 8 монографий издательств «Наука» и «Медицина», 15 патентов.
Заместитель академика-секретаря Отделения профилактической медицины РАМН, член двух экспертных советов ВАК РФ, член Проблемной комиссии по физиологии экстремальных воздействий Научного совета РАН по физиологическим наукам, председатель Проблемной комиссии Межведомственного научного совета по проблеме гипоксии,  заместитель главногоредактора журнала « ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»,  член редколлегии журналов    «АВИАКОСМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА » , «Технологии живых систем» и других изданий, действительный член Международной академии астронавтики.
Заслуженный врач Российской Федерации (2004).
 В связи с перспективами освоения человеком дальнего космоса И.Б. Ушаков обосновал необходимость проведения в научных исследованиях курса на упреждение как стратегической задачи космической биологии и медицины на современном этапе. При этом он справедливо считает, что ключевым условием ответа на новые вызовы в освоении космического пространства является непрерывное и целенаправленное продолжение фундаментальных и прикладных медико-биологических исследований в полетах пилотируемых и автоматических космических аппаратов.
 
ЗНАКОМСТВО №  17
 
Как уже выше упоминалось, в числе первых   6 кандидатов  на первый космический полет из 20 военных летчиков  отобранных  коллегами  нашего клинического отдела и ЦВНИАГ ,  был
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 32
  ПОПОВИЧ   ПАВЕЛ    РОМАНОВИЧ.
 
 ВИКИПЕДИЯ:  Годы жизни : 05.10.1930 – 30.09.2009.Летчик-космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза. Совершил испытательный первый групповой  полет 2-х пилотируемых кораблей совместно с А.Г Николаевым ( 1962).Провел 15 суточные испытания первой военной орбитальной станции по программе «Алмаз» (1974). Проходил подготовку с экипажем  к полетам по различным космическим программам, в том числе  с задачей облета Луны. Но приоритет  по этой программе остался за США и «лунная гонка» на этом была пока завершена.  «Дывлюсь я  на небо, та думку гадаю, чому я не сокол, чому не летаю?» - любимая песня Павла Романовича.
     Мы  начали общаться с ПОПОВИЧЕМ П.Р. , когда он, находясь в  космическом полете  на ОПС «САЛЮТ -3»  вместе с борт-инженером  Ю. П. Артюхиным,  помог нам апробировать работу медицинской аппаратуры «Полином -2М».  Впервые  мы смогли получить  на Земле по телеметрии  качественные записи  ЭКГ в классических 12 отведениях. Мы продолжали встречаться с ним  при работе в ЦУП под Евпаторией, на научно- практических  конференциях и совещаниях в стенах ГНИИИ Аи КМ. На одной из встреч, поинтересовались  почему сейчас в Украине, детей учат тому , что первым космонавтом Украины является Леонид Каденюк?.  Как так можно из политических мотивов принижать  Вашу значимость ПЕРВОГО УКРАИНЦА полетевшего в космос?  Например,  по данным государственной Укрпочты, выпустившей почтовую марку «Леонид Каденюк — первый космонавт Украины», считается «первым космонавтом Украины».
        Павел Романович  грустно ответил, что обращался по этому поводу  за разъяснениями в Киев , где ему туманно оправдывались , что имели в виду НЕЗАЛЕЖНОЙ Украины и пр. И только   после провозглашения   независисмости Украины  24 августа 1991 г., Леонид Каденюк  стал упоминаться  как «первый космонавт независимой Украины» в официальных документахПрезидента Украины...
 СПРАВКА:  КАДЕНЮК  Леони́д Константи́нович (родился  28.01 1951) — первый космонавт независимой Украины, лётчик-испытатель, генерал-майор ВВС Украины, Герой Украины, кандидат технических наук, член МФКО, советник Президента Украины по вопросам авиации и космонавтики.
Всю  военную и летную подготовку проходил в частях ВВС России, в  школе летчиков - испытателей при НИИИ им. В.П. Чкалова ВВС СССР.  Окончил МАИ. Полковник ВВС РФ. После распада СССР принял российское гражданство. Прошел космическую подготовку в ЦПК им. Гагарина. А в 1995г принял гражданство Украины, перешел в группу космонавтов Национального космического агентства  Украины.  Совершил кратковременный полет в космос на борту американского КК «Колумбия» (кстати, в последствие этот шаттл  потерпел катастрофу).
          ТАКИМ ОБРАЗОМ, хочется вновь  подчеркнуть, что первым космонавтом-украинцем, побывавшем в космосе, является Павел Романович  Попович, летавший в космос в 1962 году и ставший четвёртым космонавтом СССР. Павел Попович  позже также стал  упоминаться как «первый украинский космонавт» в официальных документах Верховной Рады и Кабинета министров Украины. К сожалению, этот веселый человек , ПОПОВИЧ  П. Р., рано ушел из жизни, а так хотелось ему  пожить , отдыхая  от мирских забот,  в доме на берегу Черного моря (Гурзуф).
 
Интересно бы  было бы услышать, как оценил бы Павел Романович сегодняшние события на Майдане, в Крыму?  Наверняка он, любитель исполнять песни, был бы согласен с бардовской песней Евгения   Кемеровского: « Братва, не стреляйте друг в друга! Нам нечего больше делить…». Вероятно сказал бы , что нашу Землю и людей нужно беречь.  Космонавтам ведь  сверху видней ! И им, людям, которые носят на своей груди  маленькие сверкающие  звезды, всегда напоминают  им  увиденное чистое Звездное небо , понимают что они стали частичкой этой Вселенной.
 
ЗНАКОМСТВО № 18
 
           Не менее,  легендарной  личностью  является и   бывшая жена Павла Романовича,
 
Они были первыми. Часть 3 - фото 33
 ПОПОВИЧ МАРИНА ЛАВРЕНТЬЕВНА (Васи́льева).
 
ВИКИПЕДИЯ:
Родилась  20 июля 1931г.  Лётчик-испытатель  1-го класса, заслуженный мастер спорта СССР, 102-кратный рекордсмен мира, полковник-инженер. Доктор технических наук, профессор, уфолог. Член Союза писателей России.
           С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах, а вскоре стала сталаединственной в стране военной лётчицей-испытателем  1-го класса.  В 1962 году она была приглашена в качестве кандидата в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была.
В 1964 году М. Попович стала лётчиком-испытателем, командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. Именно она первой из женщин-лётчиков-испытателей преодолела звуковой  барьер на реактивном истребителе МиГ-21 (за что получила прозвище 'мадам МиГ').
В 1979—1984 годах М. Попович работала ведущим лётчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве. Позже — занимала пост президента лётной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А. Е. Акимова, занимающемся изучением торсионных полей].
Марина Попович налетала 5600 часов, освоила более 40 типов самолётов и вертолётов, испытывала авиационную технику в ГК НИИ ВВС им. В. П. Чкалова и КБ О. К. Антонова в том числе по пяти видам самолётов в качестве ведущего лётчика-испытателя.
Марина Лаврентьевна - писатель — автор нескольких книг.       Когда прекратила летать на самолетах,  М.Л. Попович  с большим энтузиазмом стала заниматься  вопросами  уфологии,  которые интересуют   все человечество – существуют ли НЛО (неопознанные летательные объекты)?
 
 
 
 
 Фото из архива музея ГНИИИ А и КМ, личного архива авторов.
Литература:
      1. История отечественной космической медицины. Под редакцией И.Б.Ушакова, В.С.Бедненко, Э.В.Лапаева //- М.-Воронеж:              Воронежский госуниверситет, 2001г.
      2. Основы космической биологии и медицины. Совместное советско – американское издание. Том 3, глава 16.//- М.: «Наука», 1975.  -с.439 – 452.
     3. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды.//- М.:-Мысль, 1980
     4. Волович В.Г. Академия выживания.//- М.: «Толк»»  «Техноплюс»,1996.-с. 335-336.
     5. Веденеева Н. « Увидеть Марс-и не заболеть!»// Газ. «Московский комсомолец», 27.01.15
       6.Гуго Глязер.  Автомобиль, самолет и медицина (перевод с немецкого:Hugo Glaser « Auto, Flugzeug und Medizin»  ) //- М.: « Медицина», 1972,- с.128-172 
      7. Давыдов И.В. Триумф  и трагедия советской и российской космонавтики.//-М:-2007.- с.202-  207, 528- 547.
      8. Пальчиков Н. Испытатели: забытый отряд.//- Газ. «Красная Звезда», от 15 декабря 2010г.
       9. Пономаренко В.А. Размышления о здоровье.//- Изд.дом «Магистр-пресс», 2001.-с.124.
       10. Румянцев Е.А. Космонавты отряда № 0.//- М.:- «Просветитель», 2011.-c .41-45
      11. Усачев Ю.В.  Дневник космонавта.//- М.: Гелеос, 2004. с.429-430.
      12. Яздовский В.И. На тропах  Вселенной.//- М.:- Фирма «Слово», 1996.-284
 
 
АВТОРЫ :       Сидоров В.П. – Кандидат медицинских наук по специальности авиа - космическая медицина.
                      Гаврилов И. М. – авиационный врач, м.н.с , Военно -научный Центр ВВС (ВИА им. Н. Е. Жуковского).
                      Писаренко Ю.Э  - Кандидат психологичеcких наук.
 

Так писал "ЭкоГрад"

Они были первыми. Часть 1

Они были первыми. Часть 2

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить